«Спитак»

22 ноября в московском кинотеатре «Ролан» прошёл предпремьерный показ фильма Александра Котта «Спитак». Фильм выдвинут на Оскар-2019 от Армении в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». На Московском Международном кинофестивале в 2018 году «Спитак» получил главный приз – статуэтку «Святого Георгия» за режиссуру. Выход в прокат в России запланирован на 29 ноября 2018 года.

Кинолента совместного производства России и Армении посвящена 30-летию катастрофического Спитакского землетрясения (арм. Սպիտակի երկրաշարժ), произошедшего 7 декабря 1988 года на северо-западе Армянской ССР. Страшные удары, прокатившиеся по всей республике, разрушили сотни городов и сёл, оставили без крова более 500 тысяч человек, унесли десятки тысяч жизней. Эпицентром землетрясения стал город Спитак, превратившийся в руины за считанные минуты (интенсивность подземных толчков достигала 10 баллов). Мне кажется, определить жанр этой ленты как «фильм-катастрофа», будет не совсем верно, я назвала бы «Спитак» фильмом-трагедией.

В основе сюжета история мужчины средних лет по имени Гор (Лерник Арутюнян), который давно уехал из Армении, оставив на родине, в Спитаке, родителей, бывшую жену Гоар (Эрмине Степанян) и дочь Ануш (Александра Политик). Из небольшого начального эпизода понятно, что Гор живёт в Москве, он успешен, у него молодая любовница, с которой они собираются на отдых к тёплому морю. И вдруг – экстренное сообщение по телевизору о землетрясении в Армении. Гор меняется на глазах – он буквально каменеет, пытается дозвонится по междугородной связи в Спитак, но связи с городом нет. Гор не слышит уговоров любовницы не менять планы, а родственникам в Армении помочь деньгами. Он рвётся в Спитак.

Прекрасно сыграл роль Гора Лерник Арутюнян, он показал настоящий мужской характер. Когда пришла беда, Гор не раздумывая бросился к тем, кто на самом деле являлся смыслом его жизни, и от кого в погоне за мнимыми ценностями (успех, положение в обществе, деньги) он сбежал. Перед лицом страшной трагедии вся столичная шелуха улетучилась как дым. Он одержим только одной идеей – раскопать обломки своего дома в надежде, что кто-то выжил. Гор исступленно разбирает завалы, ворочая огромные камни, не замечая, что руки содраны в кровь, а одежда превратилась в лохмотья. В бессилии он бросается под колеса военной машины, чтобы остановить колонну с техникой. И солдаты помогают ему.

Фильм тяжёлый. Много кадров, оказывающих сильное эмоциональное воздействие на зрителей. Это сцены в фотоателье, где лежит обездвиженная бетонной плитой Гоар; погибшие дети в разрушенной школе; отчаяние матерей, потерявших детей; страшная находка Гора в собственном доме – его мёртвые родители; маленькие дети, тихие и потерянные, потому что у них никого не осталось; отчаянная молитва-крик Гора, обращенная к небу, к богу, в которого он, может быть, не верил: «Спаси моего ребёнка! Спаси моего ребёнка!».

Очень понравилась Саша Политик, сыгравшая Ануш. Нежная девочка-мечтательница, фантазёрка, она не боится жестокой реальности, потому что не принимает её. Она верит в чудеса, и чудо случится. Ануш ждёт отца, хочет, чтобы папа и мама были вместе. И Гор вернулся туда, где его ждали.

Хочется выразить благодарность режиссёру за то, что не пошёл по пути натурализма. На экранах слишком много фильмов-катастроф, сдобренных визуальными эффектами, но без души, без идеи, а ведь зрительский успех строится на искреннем сопереживании, отсутствии фальши. Как в фильмах о войне – сильнее и выше любой кино-мясорубки со спецэффектами всегда будут гениальные «Летят журавли». Мне кажется, у творческой группы фильма «Спитак» получился настоящий, хороший фильм.

В киноленте через частную историю правдиво отражаются события тех лет: ужасающие разрушения и потери, помощь военных и рядовых людей в разборе завалов, сбор гуманитарной помощи по всей стране, спасатели со всего мира, пришедшие на помощь страдающей Армении. Можно отметить историческую точность и в деталях (одежда, обстановка в домах, автомобили, вывески и т.д.)

Очень понравилась операторская работа Петра Духовского. Камера, следуя за главным героем, передаёт горе Армении кадрами бесстрастных холодных гор в снегу, белых камней, туманных пейзажей, фигурами отрешённых людей у костров. Есть всем известное выражение «тихий ужас», так вот его буквальный и жуткий смысл передаёт камера оператора. И в то же время, как поэтично показаны яркие детские фантазии Ануш – волшебное дерево, в переплетённых ветвях которого обитают загадочные совы, зелёные горы и долины, дороги, уходящие за горизонт. Простор – как противопоставление заваленному фотоателье, в котором, как в ловушке, оказались Гоар и Ануш.

Музыку к фильму написал известный американский музыкант армянского происхождения Серж Танкян, вокалист группы System of a Down. Тихие, проникновенные и скорбные мелодии созвучны настроению фильма.

В память людей старшего и среднего возраста навсегда врезались те декабрьские дни тридцатилетней давности, когда пришло страшное известие о землетрясении в Армении. Каждая семья огромной страны СССР считала эту беду общей, помогали республике всем миром. Горе не только объединило людей в искреннем желании помощи, но и заставило осознать ценность простых радостей бытия, семейного счастья, дружбы, гармонии мирной жизни.

В городе Гюмри (бывший Ленинакан) в 2008 году был установлен памятник, названный «Жертвам безвинным, сердцам милосердным». Такие слова могут быть эпиграфом и к фильму «Спитак».

 

Мила С.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий