Ещё по одной!

Новый фильм известного датского режиссёра Томаса Винтерберга «Ещё по одной» (датск. Drukв приблизительном переводе «запой») идёт в нескольких московских кинотеатрах. Можно купить билет и, как в добрые старые времена, сидеть в почти пустом тёмном зале с большим экраном и хорошим звуком. Это такая радость, скажу я вам! Любой фильм в непростой ситуации пандемии мне понравился бы за одну возможность побывать в кинотеатре и почувствовать, что жизнь возвращается в нормальное русло. Но фильм датчанина мне понравился вне зависимости от обстоятельств.

Конечно, хочу поделиться впечатлением, но постараюсь обойтись без пересказа, тем более, уже много сказано-пересказано в рецензиях и обзорах, и всё одно и тоже. В современных западных фильмах мне интересны, помимо сюжета, бытовые зарисовки, повседневные детали: как люди живут, чем интересуются, во что одеваются, какие отношения в семьях, нравственные приоритеты. Из фильмов можно многое выудить, помимо драматических переживаний героев. Вот небольшой пример: в домах главных героев и в школе, где они преподают, много полок и стеллажей с настоящими бумажными книгами. Значит, читают не только с телефона. С детских лет датчане воспитываются в любви к своей стране. В школе они вдохновенно разучивают и поют гимн «Есть прекрасная земля». И дети, и взрослые как-то спокойно и уверенно патриотичны, никто не глумится над светлым чувством любви к своей стране, при том, что старшеклассники, конечно, безобразничают по разным поводам.

©Photo credit: Zentropa

Главные герои – четыре школьных преподавателя, переживающих кризис среднего возраста. Они пытаются преодолеть его не в одиночку, а в совместном поиске истины – in vino veritas (забывая мудрое окончание этой известной латинской пословицы – in aqua sanitas – «здоровье в воде»). В главной роли учителя истории Мартина звезда датского и мирового кинематографа Мадс Миккельсен. Но и другие герои этой истории очень выразительны: Томас Бо Ларсен (Томми, физрук), Ларс Ранте (Петер, учитель музыки), Магнус Милланг (Николай, психолог).

Несмотря на одиозное название, фильм отнюдь не пропагандирует пьянство, а как раз наоборот: герои закономерно приходят к выводу, что во всём надо знать меру. Тема алкоголизма волнует режиссёра, ведь пьют уже и школьники. Не случайно жена Мартина гневно бросает мужу: «Ты не один такой, у нас уже вся страна спилась!». Выпивка – это фон, но о чём ещё нам рассказывает фильм? В том числе о том, что в современном западном мире, переживающим разнообразные кризисы, по-прежнему сохранились настоящая мужская дружба, полноценные семьи и любовь между мужчиной и женщиной. Любовь не продажная, не животная, не ради «спортивного интереса», не противоестественная, а нормальная (в российском понимании этого чувства). И мужчины любить умеют, и даже хранить верность. И страдают – от непонимания в семье, одиночества, профессионального выгорания. Но они же не роботы, молчат-молчат, держат всё в себе, а потом внутренняя пружина лопается и – непредсказуемый выхлоп. Герои хорошие, но совсем не идеальные, как и в жизни.

©Photo credit: Zentropa

Мужчины-учителя любят свою работу. Стараются поощрять интерес ребят к учёбе, чувствуют свою ответственность за них. Приятно удивила организация школьного обучения. Чуть не до слёз пронял эпизод экзаменов: в Дании и сейчас, как в наши добрые старые времена, дети в своей родной школе тянут со стола у преподов экзаменационные билеты, готовятся и отвечают комиссии. Вот скажите, кто и когда придумал возить российских детей на дурацкие безликие тесты ЕГЭ в чужие школы, создавать чудовищно стрессовые ситуации, обыскивать, провожать в туалеты чуть не под конвоем? Где подсмотрели реформаторы-оптимизаторы от образования подобные «лучшие практики»? Это вопрос, конечно, без ответа, но зацепило. Значит, в близкой нам Скандинавии с одной из лучших образовательных систем в мире, обошлись без ЕГЭ и палочных методов?

©Photo credit: Zentropa

Если проводить аналогии с российским кинематографом, то можно вспомнить фильм «О чём говорят мужчины» небезызвестного «Квартета И». Но это сравнение весьма поверхностное, их роднит только общая канва – собираются четверо друзей, выпивают, разговоры разговаривают и что-то затевают. Однако, если наш фильм – комедия, то датский фильм настоящая драма. И если юмористов «Квартета И» заботит, в основном, как бы половчее сходить налево, не оставшись при этом в дураках, то суровых скандинавов – как сохранить семью, наладить отношения или вернуть интерес к работе и творчеству. Почувствуйте разницу.

©Photo credit: Zentropa

Впечатлил финальный хмельной танец Мадса Миккельсена на празднике выпускников. Мадс холодно красив и стильно суров – и вдруг выдаёт страстный и будоражащий танец-полёт. В фильме вообще много музыки и она органична – и классическая, и современная. Особо трепетно и торжественно во многих эпизодах звучит гимн про прекрасную землю, с лугами и лесами, омываемую синими волнам. «Og det er Frejas sal» («Да, это и есть обитель Фреи») – так современные датчане воспевают свою страну, постоянно повторяя имя языческой богини любви и красоты Фреи. Она часто разъезжала на колеснице, запряженной кошками – её любимыми животными – олицетворение нежной ласки и чувственности. Однако, согласно древнескандинавским мифам, златоволосая и голубоглазая Фрейя могла быть не только ласковой и нежной, она любила войну и была предводительницей валькирий. Самых лучших павших воинов она подбирала на полях битв и отвозила в свой чертог Фолькванг, где они обретали вечное блаженство… Влияют ли древние мифы на характер современных датчан, не берусь судить, но поиски блаженства иногда их точно заводят не туда.

Мила Северная

P.S. Небольшая ремарка по поводу названия фильма. Перевод «Ещё по одной» считаю удачным, точным, подходящим по смыслу, но почему прокатчики в титрах и в рекламном постере забыли нашу замечательную букву Ё?  Напечатано так: «Еще по одной». Неправильно!

kot_pofigist

Комментарии

  1. Mila Severnaya
    May 2nd, 2021 | 3:00 pm

    “Ещё по одной” получил “Оскара” в номинации “Лучший иностранный фильм”. Очень рада этому факту, так как понравился мне этот фильм и своей проблематикой, и актёрским составом. Думаю, полудокументальная лента”Земля кочевников” тоже заслуженно получила 3 статуэтки (за лучший фильм, режиссуру и главную женскую роль). Порадовалась и за “Манка” (два “Оскара” за работу оператора и художника-постановщика), но жаль, что Гэри Олдман не получил приз как лучший актёр в этом фильме (был номинирован). Но в то же время лучшим актёром совершенно заслуженно признан 83-летний Энтони Хопкинс за роль старика в фильме “Отец”. Не обошлось при определении лучших из лучших без идеологических установок. Например, “Оскар” за лучший оригинальный сценарий был присуждён посредственной “Девушке, подающей надежды”, думается, исключительно за модную феминистскую историю. Но в целом, глядя на 93-ю церемонию вручения “Оскара”, можно сказать, что премия пока дежится на качественных фильмах.

Оставить комментарий