Туве без муми-троллей

Биографическая шведско-финская лента «Туве» (2020, режиссёр Зайда Бергрот), вышедшая в российский прокат в конце мая 2021, ничем особо не поразила. Уже приелись истории про самых-самых знаменитых представителей определённого сообщества. Вот и Туве, наша Янссон, создательница муми-троллей, оказалась из их числа. Талантливая иллюстратор и писатель Т.Янссон в фильме показана только в одном ракурсе – в поисках своей гомосексуальности. Меня несколько напрягла история лесбийской любви, но не из-за нежелания принимать реалии сегодняшнего дня, нет – досадно, что основная часть фильма отдана показу именно этих «высоких отношений», личность Туве Янссон как одарённого творческого человека совершенно потерялась.

А где же муми-тролли, спросите вы, ведь именно истории про удивительных сказочных существ сделали Туве мировой знаменитостью и самой богатой женщиной Финляндии. Авторские искания, творческий процесс от момента задумки до воплощения в законченном произведении, проходят где-то на заднем плане.

Что мы всё-таки узнаём о биографии Туве Янссон во временном отрезке 1944 -1954 гг.? Туве дочь известного скульптора Виктора Янссона, но отношения с отцом не сложились, он авторитарен, давит на неё, заставляя заниматься живописью, которая Туве не особенно привлекает. Она пишет маслом нечто абстрактно-непонятное, устраивает выставки, но ей это не по душе. А вот рисование детских комиксов доставляют истинное удовольствие. Её истории о сказочных существах, живущих в идиллической Муми-долине, полюбились и взрослым, и детям. Туве взбалмошная искательница приключений, тусовщица из золотой молодёжи. Легко и без проблем сошлась с женатым мужчиной, влиятельным политиком и издателем, и всё неплохо развивалось, но крепкие отношения так и не сложились, потому что Туве полюбила женщину – Вивику Бандлер, известного театрального деятеля и светскую львицу. Богатая и влиятельная Вивика на первых порах помогала Туве с заказами, впоследствии ставила спектакли по произведениям Янссон, но изменяла ей направо и налево. Сердце Туве было разбито, пока на горизонте не показалась новая женщина, художница Тууликка Пиетиля, ставшая верной спутницей писательницы на долгие годы. Их связывали 45 дет совместной жизни, но в фильме роль Тууликки эпизодична. Зритель, конечно понимает, что между Туве и молодой художницей, похожей на взъерошенного парня а-ля Том Сойер, пробежала искра, но эти отношения – в будущем, за кадром.

Что можно поставить фильму в плюс? Практически весь визуальный ряд. Эта биографическая лента смотрится легко и спокойно, что тоже немаловажно для нашего непростого времени с эпидемиями, карантинами, санкциями и кризисами. Кто ищет тихого просмотра стильного и костюмного фильма о 1940-х – 1950-х гг. – вам сюда. На экране люди живут в лёгком декадансе и ни о чём, в общем-то, не тужат. Варятся в бульоне своего богемного общества, переживают исключительно из-за личных проблем, остальные как-то само собой разрешаются. Только в начале фильма, буквально на считанные минуты, показывают отзвуки войны – 1944 год, разрушенные бомбёжками здания Хельсинки. Туве прячется в бомбоубежище и рисует забавных существ в блокноте, чтобы отвлечься. Исполнительница главной роли Альма Пёвсти внешне похожа на молодую Туве, играет достойно в тех рамках, которые прописаны для её героини в сценарии.

Из биографии Янссон можно узнать, что мать Туве была видной художницей, иллюстратором книг. По материнской линии Туве принадлежала к древнему шведскому роду Хаммарштенов, многие выходцы из которого стали известными людьми и государственными деятелями. В своих воспоминаниях и интервью Туве Янссон много и часто упоминала мать, в отличие от отца, о котором почти не говорила. Однако в фильме роль матери намечена пунктирно, то, что это самодостаточная талантливая женщина, понять невозможно. А вот конфликт с отцом показан рельефно. Виктор Янссон холодный замкнутый и жесткий человек, за всю творческую жизнь ни разу не похваливший дочь и не помогавший ей. Напротив, он стыдился её рисунков-комиксов, не считая их искусством.

Возможно, из-за сложных отношений с отцом Туве и стала искать понимания и привязанностей у женщин. Самая большая любовь Туве, коварная Вивика (Криста Косонен) – личность яркая и противоречивая. Она дочь известного политика, удачно вышедшая замуж, но муж служит ей просто прикрытием в глазах общественного мнения. «Выйди замуж, – советует она Туве – это очень удобно». Туве и Вивика любили дурачиться, придумали свой собственный язык, они стали прототипами Тофслы и Вифслы, персонажей из сказочной Муми-долины. Однако в фильме – это небольшие эпизоды в творческой мастерской Янссон. Режиссёр Зайда Бергрот заостряет внимание исключительно на чувственном аспекте в жизни писательницы. Так что в этом фильме муми-тролли живут отдельно от своей создательницы, где-то в сокровенном подсознании зрителей.

Мила С.

P.S. В фильме звучит мелодия Sing, sing, sing Луи Примы в исполнении оркестра Бенни Гудмана, хорошо известная любому зрителю, смотрящему интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» Туве ярко зажигает под неё на танцах. Все персонажи фильма постоянно курят, что удивило, поскольку Финляндия приняла одни из самых строгих мер в отношении курильщиков. Лента «Туве» выдвигалась от Финляндии на «Оскар», но не попала в шортлист номинантов.

kot_pofigist

Комментарии

  1. July 6th, 2021 | 5:19 pm

    Печально то, что многие современные байопики видят своей целью выставить напоказ не истоки таланта и вдохновения своих героев, а выгодный в данную минуту тренд. Впрочем, в защиту литературного и иллюстраторского таланта Туве Янссон могу сказать, что её личная жизнь никак не повлияла на её странненьких и очаровательных героев: у них нормальные отношения, нормальные семьи, где есть мама и папа, кроме того, Туве как писатель очень тонко и иронически подмечает особенности мужской и женской психологии, устами второстепенных персонажей подшучивая что над “М”, что над “Ж”. Именно поэтому её произведения универсальны для всех стран и народов, а также возрастов.

Оставить комментарий