Дом стоит, свет горит, из окна видна даль

Этой статьёй хочу исправить свой поспешный и потому неправильный вывод о режиссёре фильма «Конёк-Горбунок» (2021). В обзоре «Методом случайной выборки» я раскритиковала этот новодел по мотивам сказки Петра Ершова в весьма резкой форме, и с раздражённым высокомерием заявила, что имени режиссёра знать не хочу и упоминать в статье не буду, настолько мне не понравилось его творение. Мнение о фильме я не поменяла, но не надо было бросаться словами! Имя режиссёра Олег Погодин, он настоящий профессионал, и ровно 10 лет назад он снял криминальный боевик «Дом» по собственному сценарию, который занял одно из достойных мест в истории современного российского кинематографа. В 2013 году он выпустил детективный сериал «Крик совы», также по собственному сценарию, ставший культовым. Признание массового зрителя дорогого стоит. О.Погодин является соавтором сценариев фильмов «Побег» и «Время первых». Признаюсь – была не права.

Поздним августовским вечером в отпуске решила скоротать часок-другой, переключая каналы, и вдруг случайно зацепилась за первые кадры незнакомого отечественного фильма. На экране крупным планом возник Богдан Ступка, значительный, мощный актёр, его личность в любой роли привлекает внимание. В глубоком раздумье он смотрел в окно на убегающую от дома по полю героиню, свою младшую дочь Наталью (Екатерина Редникова), потом поворчал по-житейски с немолодой женой, мягкой умной женщиной (Лариса Малеванная). С первых минут стало понятно, что показывают не лживый сериал про сельскую жизнь, а настоящий, качественный драматический фильм. Не зная названия, заглянула в программу передач, оказалось, демонстрируется лента «Дом» 2011 года режиссёра Олега Погодина. Это же тот самый Погодин, который снял отличный сериал «Крик совы» и дорогостоящий, но неинтересный «Конёк-Горбунок», запомнившийся разве что костюмами. Паззлы сложились. Первое впечатление от фильма «Дом» не обмануло. Крепкий, захватывающий сценарий, интересные решения художника-постановщика и оператора, великолепная актёрская игра (сильнейший состав – вплоть до небольших ролей), музыкальное сопровождение, и отличная режиссёрская работа заслуживают самой высокой оценки за качество и профессионализм.

©Photo credit: Централ Партнершип, СТВ

Пересказом заниматься не буду, вдруг найдутся такие как я, не смотревшие этот боевик 10-летней давности, а сюжет там лихой, так что лучше увидеть, чем сто раз услышать. Ограничусь общими фактами. В донской степи стоит огромный дом, в котором живёт семья Шамановых. Они готовятся отметить 100-летний юбилей основателя династии, в прошлом ветерана Первой мировой войны и беспощадного красноармейца-расстрельщика, а ныне парализованного старика Ивана Матвеевича Шаманова (Виктор Хоркин). Глава большого семейства – Григорий Иванович Шаманов (Богдан Ступка), человек жесткий и деспотичный, желает сохранить патриархальный семейный уклад, не понимая, что время изменило не только внешние стороны жизни, но и отношения между людьми. Утихомиривать суровый нрав домашнего тирана может только его внешне спокойная жена Надежда Петровна (Лариса Малеванная). На самом деле мать большого семейства имеет железный внутренний стержень, умело управляя хозяйством и своими любимыми, но такими сложными домочадцами. В огромном доме вместе с родителями и дедом обитают сыновья: хмурый Дмитрий (Игорь Савочкин) с простоватой, но себе на уме женой Валентиной (Александра Бледная) и двумя детьми, безбашенный Пашка (Владимир Епифанцев), задумчивый Андрей (Иван Добронравов), дочь Наталья (Екатерина Редникова), темпераментная и страстная женщина, живущая в разладе с вялым, спивающимся мужем-интеллигентом Игорем (Глеб Подгородецкий). На 100-летний юбилей деда-патриарха приезжает из областного центра шумная пара: брат Григория Ивановича – Алексей Иванович Шаманов (Пётр Зайченко) с женой Зинаидой (Татьяна Щанкина), хитрой и пронырливой тёткой, а из Москвы – старшая дочь, энергичная Тамара Шаманова (Евгения Дмитриева) с мужем, телевизионным деятелем Борисом Ройтманом (Александр Назаров). Неожиданно для родственников прибывает главный персонаж семейной эпопеи – старший сын Шамановых Виктор, по кличке Шаман (Сергей Гармаш), столичный криминальный авторитет с тюремным прошлым, которого они не видели 25 лет. Шаман явился не один, а с тремя бандитами-телохранителями. Характеры всех членов семьи взрывные, конфликты возникают по любому поводу. Игра слаженного коллектива актёров безупречна – они не только играют, но проживают жизни персонажей, пропускают через себя мысли и поступки своих героев. Так же органичны персонажи второго плана, фильм многолюдный, с разными линиями отношений, тянущимися из прошлого.

©Photo credit: Централ Партнершип, СТВ

«Дом» – масштабная криминальная сага не только о трагической истории одной семьи, но, если взглянуть шире – о трагедии страны, которую разрушают изнутри всеобщий хаос и криминал. Фильм о русской жизни, снятый очень достоверно, хотя режиссёр не скрывал, что вдохновлялся не только родными донскими просторами, но и достижениями американской культуры. Вот что сам О. Погодин говорит об этом: «Я сам – человек донской, родился и рос в степном городе. На эстетику фильма сильно повлияли три фактора. И все три – американоцентристские. Литературный след – это Уильям Фолкнер. Живописный – Эндрю Уайет. Кинематографический – Сэм Пекинпа. Это моё скрытое признание в любви американской культуре. С одной стороны. А с другой – я хотел сделать фильм о своих родных местах. О людях, чьи голоса я слышу в своей памяти до сих пор» (Источник: FilmPro). В интервью информационному порталу для профессионалов кинобизнеса ProfiCinema, рассказывая о том, как долго созревал замысел картины, режиссёр ещё раз подчёркивает: «Истории не было, только образ. И что-то во мне зрело так несколько лет. Плюс в подсознании, наверно, работали вестерны Сэма Пекинпа и Джона Форда. Одинокий дом легко ведь представить в голливудском кинопространстве. Но я вырос в Ростовской области, в таком же степном городе, и подобные пространства знаю, чувствую. Вот и подумал, что можно выстроить и русскую историю в таком одиноком доме. Я хотел сделать картину пейзажную, атмосферную, но при этом конфликтную». Олег Погодин также неоднократно упоминал, что сильное влияние на него оказал фильм Терренса Малика «Дни жатвы».

©Photo credit: Централ Партнершип, СТВ, Museum of Modern Art

Визуальная стилистика фильма действительно отсылает к знаковым работам американского кинематографа и полотнам Эндрю Уайета. Помните, «Мир Кристины» – в поле в неестественной позе сидит девушка (соседка художника Кристина Ольсон не могла ходить вследствие тяжелой болезни), на горизонте за серо-жёлтым полем виден большой дом. Картина тревожна: напряжение и драматизм переданы художником необычным ракурсом и цветовой гаммой.  Дом, на который смотрит девушка – ферма Ольсонов в Кушинге, штат Мэн. Благодаря Уайету ферма приобрел известность, именно этот дом был снят в фильме Т.Малика «Дни жатвы» (1978). Кадры с одиноко стоящим в поле домом Шамановых, как и с персонажами, идущим по этому полю, интерьерами, деталями строений, степной цветовой гаммой, тенью и светом (оператор Антуан Вивас-Денисов) определённо вызывают ассоциации с полотнами Э.Уайета. Однако стилистические «американизмы» и «вестернизация» сюжета абсолютно не помешали фильму получиться по-настоящему национальным.

©Photo credit: Централ Партнершип, СТВ

Одним из главных героев фильма является, собственно, сам Дом, в котором разворачивается основное действие картины. С одной стороны, родовое гнездо Шамановых – место силы и центр притяжения, а с другой – обитель конфликтов и трагедий. Дом поражает своими размерами, множеством жилых и нежилых помещений: комнат, спален, кладовок со множеством закатанных на зиму банок с соленьями и вареньями, кухни, погребов с мешками, террас, балконов, подсобок и сараев с инструментами, тайных комнат и чердаков. Большое количество мебели, вещей, разнообразных предметов делают его очень достоверным, обжитым. Это не просто дом, а целое государство с авторитарной системой управления семьёй. Дом был придуман и сконструирован художником-постановщиком Сергеем Агиным за полтора месяца. Олег Погодин говорил, что Агин «режиссировал биографию дома». Строительство дома затягивало съёмочный процесс, приходилось сдвигать сроки, но режиссёр и продюсеры шли на это, понимая, что сам дом как символ семьи Шамановых, их крепость – полноправный участник фильма и затраты на него оправданы.

©Photo credit: Централ Партнершип, СТВ

Олег Погодин ставит в фильме много вопросов: почему мы бесконечно воюем друг с другом в своей стране, и только большое общее несчастье сплачивает нас, почему люди так озлоблены, непримиримы, скупы на любовь и добро. Вот как жёстко он сам говорит об этом: «Дом» – фильм о том, как доведенная до первобытного примитива мужская система ценностей разрушает основу русского общества – семью… Я думал о том, что жестокость и насилие в наших семьях, как средство воздействия друг на друга, почитаются больше всего. А любовь – она спрятана где-то глубоко под всем этим… Современная семья, как основа коммуникации, в России, считаю, уже рухнула» (Источник: ProfiCinema). В картине звучат смысловые отсылки к глубоким философским темам: возмездие за причинённое зло, чужая вина, которую берет на себя человек, неся свой и чужой крест, расплата за грехи. И главная библейская притча – возвращение блудного сына и великая всепрощающая родительская любовь. Масштаб этой эпической драмы был по достоинству оценен кинокритиками, некоторые сравнивали ленту с «Крёстным отцом» и «Тихим Доном». Однако в прокате фильм провалился.

Музыка Эдуарда Артемьева (саундтрек) органична, как и другие музыкальные произведения, вплетённые в ткань фильма, особенно песня «Не для меня придёт весна», звучащая в финальной сцене. Этот дворянский романс, написанный в 1838 году композитором Н.П. Девитте на стихи офицера морской пехоты А. Молчанова, получил вторую жизнь в ХХ веке с немного переделанным текстом, став «старинной казачьей народной песней».  А мне после просмотра вспомнилась песня Виктора Цоя «Печаль»: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?»

Снятый по канонам вестерна, и при этом самый что ни на есть российский «Дом», производит сильное впечатление. Фильмы Олега Погодина очень разные, были у него и неудачи, к числу которых, как мне кажется, относится «Конёк-Горбунок», что никак не умаляет заслуг режиссёра и позволяет говорить о нём как о настоящем мастере.

Мила Северная

P.S. Скажу ещё несколько слов о влиянии мощной и загадочной живописи создателя стиля «магический реализм» Эндрю Уайета (1917-2009) на современный кинематограф. Не только наш Олег Погодин вдохновлялся картинами великого американского художника. Портретная, сюжетная и интерьерная живопись Э.Уайета «просматривается» во многих новых вестернах. Мне кажется, есть визуальная перекличка отдельных портретов и жанровых сцен с героями великолепной «Аппалузы» (США, 2008). Или вспомним отличную британскую ленту «Строго на Запад» (совместно с Новой Зеландией, 2015). Там тоже угадывается Уайет, особенно в заключительной сцене штурма дома Роуз бандой Пэйна – одинокий дом в поле в цветовой гамме выгоревшей прерии. Интересно узнать мнение на этот счет нашего эксперта в жанре вестернов Кота_Пофигиста. А вообще, тема «живопись в кино» меня заинтересовала именно с точки зрения влияния на режиссёрскую и операторскую работу. Возможно, напишу об этом статью.

kot_pofigist

Комментарии

  1. October 6th, 2021 | 5:07 pm

    Остаётся только восхищаться, насколько тонко в повествование о фильме вплетены аллюзии на Уайета, могу только приветствовать рассуждения на тему “живопись в кино”, разве что опасаюсь, что одной статьёй тут не ограничиться – придётся создавать отдельную рубрику. Как вы считаете, отцы-основатели?)
    Поясню подробнее. Если в одной только статье о фильме “Дом” столь подробно разбираются параллели со “средним” Уайетом, пейзажистом, то вся тема живописи в кино мало того, что должна быть классифицирована по эпохам и странам производства фильмов, так ещё и делиться на историю картин, участвующих в фильмах и послуживших для них визуальным вдохновением. Словом, непаханное поле, но это очень вдохновляет, так что я поддерживаю и буду очень ждать дальнейших материалов на эту тему. Мне, видимо, вообще интересно больше других, как художнику и ценителю живописи и книжной иллюстрации. Да простят мне это лирическое отступление, но вся династия Уайетов невероятно кинематографична: основатель династии, Ньюэлл К. Уайет, известнейший иллюстратор, ради альбома которого мною был перерыт весь книжный магазин Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Он иллюстрировал американские издания “Робин Гуда”, “Последнего из Могикан”, “Острова сокровищ”, “Робинзона Крузо”, шотландских легенд, а также журнальных обложек и рекламных плакатов, его стиль реалистичен, красочен и мог служить источником вдохновения и для создателей вестернов, и для авторов адаптаций сказок и приключенческих сюжетов. Его сын Эндрю Уайет неожиданно вдохновил Олега Погодина на создание русского вестерна “Дом”, а вот его внук, реалист и портретист Джейми Уайет, прославился портретами Джона Кеннеди, Энди Уорхола, Рудольфа Нуриева и необычными картинами, словно объединяющими домашний реализм его отца с образами, которые мы зачастую видим у независимых режиссёров – человек-тыква с настроением Хэллоуина, полчища мэнских кошек, оккупировавшие лужайку, нордические портреты с маяками и китобойной снастью – всё это более чем кинематографично, напоминает одновременно Уэса Андерсона и Андрея Тарковского.
    (остановите меня, кто-нибудь)

  2. October 6th, 2021 | 5:38 pm

    Что до вестернов, то да, несомненно, считаю себя экспертом и ценителем этого жанра. Насчёт “Аппалузы” и в особенности “Строго на Запад” не берусь с уверенностью сказать, кто из Уайетов больше ассоциируется с художественной постановкой фильма. Та же сцена штурма одинокого домика напоминает и среднего, и младшего Уайета, ведь оба творили в направлении “американский реализм”, пронзительные пейзажи с одинокими домиками присутствуют в творчестве обоих. Безусловно, в разном прочтении.

Оставить комментарий