Бонд – 25, время умирать
[ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ]
Наконец-то на экранах появился долгожданный новый фильм о приключениях Джеймса Бонда «Не время умирать», на который возлагались большие надежды. Всё-таки это юбилейный, 25-й, Бонд, да и заключительный «выход» Дэниэла Крэйга в роли британского суперагента. Увы, после просмотра картины остаётся горькое послевкусие, обескураженность, растерянность и даже злость. Возникает стойкое ощущение, что зрителя нагло и жестоко обманули, подсунув вместо фильма о Бонде какую-то совершенно другую ленту, никоим образом не связанную с бондианой. Естественно, вся ответственность за этот, с позволения сказать, балаган, сборную солянку из разных жанров, лежит на создателях сия «шедевра».
Продюсер Барбара Брокколи, получив бразды правления бондианой в 1995 году после того, как её отец, один из создателей кинематографического Бонда, Альберт «Кабби» Брокколи, частично отошел от дел, а затем и скончался в 1996 году, постепенно начала удаляться от классических стереотипов фильмов о Бонде, с каждым разом всё более и более приспосабливая их к современным реалиям и настойчиво продвигая идеи воинствующего феминизма и повсеместно модную нынче политкорректность. Именно в период её продюсерства впервые в истории бондианы британскую разведслужбу MI6 возглавила женщина (с «Золотого глаза» 1995 года; что характерно, это был первый фильм про Бонда, никак не связанный с произведениями Яна Флеминга) – роль М великолепно сыграла талантливейшая актриса Джуди Денч. Не спорю с кастинговым решением, это был мудрый выбор, Денч хороша в любых ипостасях.
Тем не менее, это был первый серьезный удар по канонам бондианы. На протяжении всех четырёх фильмов с участием очаровательного Пирса Броснана его персонаж неоднократно подвергался обструкции со стороны жёсткой и властной М, которая резко критиковала его за легкомысленное и пренебрежительное отношение к женщинам, своенравие, нарушение инструкций и за всё то, за что мы всегда любили Бонда. Раньше агента 007 за это лишь слегка журили, и то ради соблюдения формальностей, исключение составляет «Лицензия на убийство», когда Бонд, которого сыграл великолепный шекспировский актёр Тимоти Далтон, вступил в серьёзный конфликт со своим руководством и был лишён кодового номера 007, т.е. лицензии на убийство. Однако дилогия про Бонда-Далтона – это тема для отдельной статьи или заметки, так как я считаю, что предтечей Бонда-Крэйга был именно Бонд-Далтон.
Здесь мы видим вторую попытку нанести удар по бондовскому стереотипу, своеобразное прощупывание почвы на предмет восприимчивости публики к подобному отношению к Бонду. Аудитория успешно заглотила этот крючок, это произошло только благодаря участию в кинофраншизе неповторимой Джуди Денч. Теперь у Барбары Брокколи были полностью развязаны руки для внесения более радикальных изменений в бондиану или, если угодно, для тотальной «деканонизации» Бонда. В 2006 году Брокколи осуществляет полную перезагрузку бондианы, выпустив в свет «Казино Рояль», который не является прямым продолжением предыдущих бондовских лент, а открывает новую страницу в шпионской кинофраншизе. В рамках «перестройки» (а мы все прекрасно знаем, чем она заканчивается, хотя, как и в случае с «Казино Рояль», начинается она «на ура») Барбара Брокколи внесла существенные коррективы в концепцию бондовского фильма в целом.
На роль Бонда она выбрала хотя и замечательного, но совершенно не типичного для образа суперагента Дэниэла Крэйга. Невысокий (178 см) для Бонда (для примера: Шон Коннери – 189 см, Тимоти Далтон и Пирс Броснан – 188 см, Роджер Мур – 185 см), блондин, отдающий в рыжину (только Роджер Мур появился в своем последнем бондовском фильме «Вид на убийство» 1985 года с крашеными, чтобы скрыть седину, светлыми волосами), со простым, ничем не примечательным, никак не аристократическим, лицом. Мне понравилось его описание в одной из заметок в западных СМИ: «с лицом Шрека и оттопыренными, как у летучей мыши, ушами, но с красивыми голубыми глазами». Многие поклонники Крэйга, особенно среди представительниц слабого пола, отмечают его потрясающую атлетическую фигуру. Согласен, здесь ни один актёр, игравший Бонда (даже Шон Коннери, в своё время занимавший призовые места бодибилдер) не составит ему конкуренцию. Однако лично меня вечно раздражала его привычка вытягивать губы «уточкой», как какая-нибудь недалёкая школьница, делающая «селфи».
Ну да ладно, суть не в этом. Главное, что Барбара Брокколи изменила не только внешность Бонда, но и его сущность. Теперь Бонд не холёный циничный аристократ-плейбой, красавчик, одинаково умело обращающийся как с различными видами оружия, так и с соблазнительными красотками. «Перестроечный» Бонд в понимании Брокколи – это рефлексирующий, сомневающийся человек, уставший (это явно видно в глазах Крэйга) от своей шпионской карьеры, отчаянно ищущий настоящую любовь (пишу и сам удивляюсь – разве это вообще о Бонде?). Одним словом, трагическая фигура.
Из пяти крэйговских фильмов про Бонда три связаны с его неповерхностным любовным интересом, ради которого он готов оставить службу и свить семейное гнездо. За весь цикл «доперестроечных» бондовских фильмов, а их 20, охватывающий период с 1962 до 2002 года, Бонд лишь однажды влюбился и женился («На секретной службе ее Величества» 1969 года). Его избранница была благополучно убита в финале фильма, и он больше уже никогда не позволял себе серьёзных романов. Флирт, непродолжительные связи без обязательств – вот принципы, которыми руководствовался Бонд в своих отношениях с женщинами. Такого антифеминизма Барбара Брокколи позволить себе не могла. Только мне одно непонятно – каким образом такой порядочный человек, как «обновлённый» Бонд, смог столь быстро переключиться с Веспер Линд, в которую был по-настоящему влюблен, на Мадлен Суонн, которую, как оказалось, он тоже искренне любил. Феминизма пути неисповедимы…
В соответствии с требованиями политкорректности изменили цвет кожи верная помощница Бонда, секретарь М мисс Манипенни и близкий друг Бонда из ЦРУ Феликс Лейтер. Я не исключал, что в «Не время умирать» после смерти Лейтера Бонд преклонит колено и, промолвив «Black Lives Matter», отправится за него мстить. К счастью, создателям картины не пришел в голову такой бред. Хотя, возможно, и зря – были бы совсем в тренде. Кроме того, в «Не время умирать» был введен новый персонаж, совершенно бесполезный и лишний, на мой взгляд, – агент Номи, рослая мужеподобная малоприятная темнокожая особа, которая получила кодовый номер Бонда 007, едва он ушёл со службы. В фильме Номи практически ничего не сделала, только вызывающе разговаривала с Бондом, исключительно высокомерно себя вела, жестоко убила безоружного и беспомощного белого ученого после его слов о том, что он может перепрограммировать наноботы с тем, чтобы уничтожить всех, кто имеет африканское происхождение (воистину геройский поступок агента, не правда ли?). Политкорректность в действии!
В лучших традициях толерантности мастер по всевозможным гаджетам британской спецслужбы Q тоже преобразился. Он более не умудренный опытом, вечно ворчливый старик, каким изображали его восхитительные Десмонд Ллевелин и Джон Клиз, а имеющий гомосексуальные наклонности (о чём он прозрачно намекнул Бонду и мисс Манипенни в «Не время умирать») молодой гений в исполнении талантливого Бена Уишоу, открытого гея, состоящего в официальном браке с другим мужчиной. Характерно, что из цикла классической бондианы в её «перезагрузочные» фильмы перешёл только один актер – Джуди Денч вернулась к роли начальника Бонда М. Барбара Брокколи, очевидно, не хотела терять такой козырь, как Денч, которая является гарантом качества, а также лицемерно демонстрировала преемственность нового Бонда.
Отсутствие юмора и лёгкости, которые были присущи практически всем лентам классической бондианы (особенно фильмам с участием Роджера Мура) – одна из характерных черт «перезапущенного» Бонда. Здесь все серьёзно, жестко, реалистично. В конце «Не время умирать» некоторые зрители (в большей степени женского пола) даже пустили слезу. А ведь когда-то люди шли на Бонда, чтобы расслабиться, отдохнуть, забыть проблемы, получить заряд бодрости и удовольствие от фантастических переделок, в которые попадал Бонд, от захватывающих дух погонь и драк с колоритными подельниками главных врагов суперагента (вспомните хотя бы Одджоба с его шляпой-котелком с заточенными металлическими краями из «Голдфингера», или же Челюсти, гиганта с железными зубами из фильмов «Шпион, который меня любил» и «Лунный гонщик»). К сожалению, эти замечательные времена безвозвратно прошли. Теперь крэйговско-бондовские ленты больше напоминают фильмы про Джейсона Борна и иже с ними. Сейчас, по-моему, картины из франшизы «Миссия невыполнима» с Томом Крузом более близки по духу классической бондиане, нежели её перезапущенному варианту.
«Не время умирать» можно назвать апофеозом всех нововведений Барбары Брокколи. Кроме вышеописанных, здесь были допущены два самых страшных и недопустимых для бондианы нарушения канонов. Первое. Самым главным негласным принципом бондианы является неуязвимость Бонда. Да, Бонд не супергерой (хотя его и называют суперагентом), у него нет сверхспособностей, однако из самых непростых и, казалось бы, совершенно безнадежных ситуаций он всегда находит выход и в последний момент спасается от неминуемой смерти. Отчасти благодаря опыту и мастерству, отчасти благодаря удачному стечению обстоятельств. В «Не время умирать» Барбара Брокколи убивает Бонда в конце ленты. Спрятала все концы в воду после всего того, что натворила с бондианой. Тем самым она уничтожила легенду мирового развлекательного шпионского кинематографа, разрушила дело всей жизни своего отца и предала миллионы поклонников Бонда, к коим я отношу себя с 1974 года.
Второе. Формально фильмы о Бонде причислялись к шпионским триллерам, боевикам и даже приключенческим лентам. На деле ленты об агенте 007 всегда принадлежали к отдельному жанру экшн-кинематографа под названием «бондиана» и подчинялись своим собственным канонам. «Не время умирать» перевернул все с ног на голову. Этот фильм (вкупе со «Спектром») представляет собой адскую смесь шпионского триллера, мелодрамы и «мыльной оперы». Латиноамериканское «мыло» и Болливуд здесь отдыхают – заклятый враг Бонда Эрнст Ставро Блофельд (в великолепном исполнении Кристофа Вальца) оказывается его сводным братом, возлюбленная Бонда Мадлен – дочерью мистера Уайта, наемного убийцы организации «Спектр», которую возглавляет тот же Блофельд. Вдобавок ко всему у Бонда и Мадлен появляется совместная дочь Матильда (шок!), о которой он не знал пять лет. Я очень ждал тот момент, когда выяснится, что Мадлен также является дальней родственницей Бонда, однако это было бы уже слишком даже для такого кинематографического «винегрета», как «Не время умирать». Таким образом, этот фильм можно отнести ко вселенной Бонда только формально (из-за главного героя), поскольку он противоречит всем без исключения существующим канонам бондианы.
Кэри Фукунага стал первым американским режиссёром фильма бондианы. До него были, в основном, британские режиссёры, а также два новозеландских и один немецкий постановщик. Характерный момент: режиссёры других национальностей появились только при «правлении» Барбары Брокколи (она и здесь нарушила традиции!). Пока фильмы бондианы продюсировал Альберт Брокколи, их постановщиками были только британцы. Казалось бы, у руля финального фильма с Дэниэлом Крэйгом должен был встать не просто опытный режиссёр, а мастер, отлично разбирающийся в шпионских боевиках и бондиане в целом. В творческом же багаже Фукунаги всего три полнометражных фильма, из которых: приключенческая лента про мексиканцев, пытающихся переехать на ПМЖ в США («Без имени»), весьма слабенькая экранизация «Джейн Эйр», драма про гражданскую войну в одной из западноафриканских стран («Безродные звери») и несколько короткометражек. Хорошего же режиссера выбрала Барбара Брокколи для завершения перезагрузочного цикла о Бонде! В этой связи я ещё больше зауважал блестящего британского режиссёра Дэнни Бойла, который отказался возглавлять съёмочный процесс «из-за творческих разногласий». Его концепция фильма была отвергнута. Какой она была, мы, к сожалению, так и не узнаем. Представляется, что, узнав, какую судьбу Бонду готовят продюсеры и в каком ключе собираются снимать картину, он предпочёл просто не участвовать в этой профанации бондианы.
В результате у американца получилась, как я писал выше, унылая «мыльная опера» (в середине сеанса я даже задремал, чего со мной никогда не происходит в кинотеатре, особенно если речь идёт о просмотре бондовского фильма) с элементами шпионского триллера, в котором очень много сюжетных нестыковок (останавливаться на них не буду, об этом и так уже достаточно написано в интернете). Полностью согласен с тезисом уважаемого Kot’а Pofigist’а из его глубокой аналитической статьи, посвященной фильму, о вторичности экшн-сцен – они неинтересны и являются повторением пройденного материала. Эти сцены, служащие всего лишь фоном для драматической составляющей данного «опуса», включены механически, без души, в качестве довеска, так как в фильме про Бонда их попросту не может не быть. Все отсылки режиссёра к прежним картинам про агента 007, такие, как старые модели автомобиля «Астон Мартин», «навороченные» часы «Омега», а также использование красивой песни «We Have All the Time in the World» в исполнении Луи Армстронга из «На секретной службе ее Величества», которые по задумке режиссера должны возродить ностальгию у зрителя, в этом фильме ничего, кроме раздражения и досады, не вызывают. Песня Армстронга как раз звучит в самый, да простят меня читатели, тошнотворный и приторно-сладкий момент, когда в финале картины Мадлен собирается рассказать своей дочке, ангелочку с голубыми крэйго-бондовскими глазами, историю «об одном человеке, которого звали Джеймс Бонд». Слащавость 80-го уровня, характерная для почти что хэппи-эндов американского легковесного кинематографа (вот для чего нужен был Фукунага!). По своему драматическому накалу (мы вообще о Бонде пишем или о какой-то мелодраме?) сильнее этой была только сцена прощания Мадлен с Бондом, который даже не пытался спастись от летящих на него ракет, так как, будучи заражённым смертельным вирусом «Геракл», уже принял решение пожертвовать собой, дабы не заразить свою возлюбленную и дочь. Не хватило только показать скупую мужскую слезу, текущую по щеке Бонда во время общения с Мадлен по радиосвязи. Не успел прослезиться – ракеты накрыли.
Про заглавного злодея Бонда, Люцифера Сафина в вялом исполнении Рами Малека, даже писать ничего не хочется – всё очень слабо, неубедительно и алогично. Разве что можно упомянуть его «антре» в начале фильма, когда он в странной восточной маске явился уничтожать семью мистера Уайта. Сцена обставлена таким образом, что начинаешь сомневаться, пришел ли ты посмотреть бондовский фильм, или же на какую-то дешёвую пародию на ленты типа «Хэллоуин» и «Пятницы 13-го».
Единственным светлым пятном «шедевра» Фукунаги стало появление новой голливудской «звездочки» Аны де Армас в роли сексапильного и бесшабашного агента Паломы, которая помогала Бонду на Кубе. Очень жаль, что сцен с её участием ничтожно мало. Здесь она действительно, говоря молодёжным языком, зажгла, устроив дикую и веселую перестрелку и успешно провернув операцию по похищению вышеупомянутого ученого Обручева. Кратко, но очень точно об этом персонаже написал Kot Pofigist в своей рецензии, так что не буду повторяться. Мне также понравилась титульная песня от модной нынче Билли Айлиш, мелодичная, спокойная, стилизованная под бондовскую тематику, в которой прослушиваются замогильные нотки, как бы намекающие на печальную участь Джеймс Бонда, ожидающую его в конце фильма.
Дэниэл Крэйг в своём стремлении «очеловечить» Бонда, наполнить его чувствами и эмоциями, показать, что он является не только суперагентом, а, прежде всего, человеком с присущими ему слабостями и сомнениями, также внёс свою лепту в уничтожение Бонда. Вместо того, чтобы спокойно отойти от роли Бонда после крайне сомнительного «Спектра», как Крэйг раньше и обещал (помните, он говорил, что лучше вскроет себе вены, нежели вновь будет играть Бонда), он, будучи на этот раз сопродюсером, согласился с убийственной концепцией конца бондианы и вернулся к роли суперагента. Здесь, несомненно, немаловажным фактором был финансовый вопрос. Не исключаю, что именно Крэйг заставил убить Бонда, чтобы больше не испытывать соблазн получения повышенных гонораров, продолжая однообразную шпионскую деятельность. А так он ушёл, эффектно хлопнув дверью и забрав с собой Бонда, не обращая никакого внимания на опешившую от такого развития событий многомиллионную армию поклонников 007. Конечно, все эти домыслы относятся к разряду теории заговоров, но, надеюсь, правду мы всё же когда-нибудь узнаем.
Итак, Джеймс Бонд принесен в жертву на алтарь политкорректности, толерантности и феминизма. В традиционном духе фраза «Бонд умер, да здравствует Бонд!» представляется неуместной, особенно после того, как создатели перезапуска бондовского цикла полностью «деканонизировали» Бонда. Что же они собираются делать в дальнейшем, раз уже объявили о кастинге кандидатов на роль Бонда в 2022 году? Остается только гадать. Можно рассмотреть, следующие, как говорит мой друг, фантазийно-цветочные варианты. Например, перепродать франшизу компании Диснея, имеющей огромный опыт по выхолащиванию некогда успешных киносериалов (достаточно вспомнить «Звёздные войны»). Хотя, вряд ли. Барбара Брокколи и иже с ней уже сделали свое чёрное дело и без помощи Диснея. Или же перепродать франшизу студии Марвел, которая специализируется на разного рода параллельных вселенных. А что, идея существования Бонда в нескольких параллельных вселенных совсем неплоха – в одной его убивают, в другой он продолжает уничтожать злодеев, замахнувшихся на мировое господство, в третьей он вообще чернокожая женщина с лесбийскими наклонностями и т.д. Посмотрите, какая в этом случае открывается перспектива – с Бондом можно будет делать всё, что угодно зарвавшимся продюсерам.
Если же говорить серьёзно, то здесь существуют только два пути. Первый – продолжение линии Бонда-Крэйга, но уже без самого Крэйга. Иными словами, дальнейшее развитие перезапущенного цикла о Бонде. В этом случае продюсерам надо будет искать выход из тупиковой ситуации, в которую попал Бонд в финале «Не время умирать», путем подключения талантливых сценаристов, способных объяснить, каким образом Бонд смог выжить после практически прямого попадания в него нескольких ракет. Думаю, это будет непосильной задачей – среди них вряд ли найдется второй Конан Дойл, который весьма убедительно воскресил поднадоевшего ему Шерлока Холмса, поддавшись на уговоры издателей и многочисленные просьбы читателей. Второй – наиболее вероятный и самый лёгкий: ещё один перезапуск франшизы. Однако здесь имеется очень серьезный риск полного обесценивания бондианы (хотя, куда уж дальше) – перезагрузки будут поставлены на конвейер, и Бонда можно будет убивать чуть ли не в каждом фильме в зависимости от прихоти продюсеров и новомодных трендов.
В любом из вариантов это уже будет не тот Бонд, которого мы любили и которому мы сопереживали в течение многих лет. Совсем недавно я с интересом читал статьи и комментарии в СМИ относительно возможных кандидатов на роль следующего Бонда. Сейчас мне стало совершенно безразлично, кто заменит Крэйга. У меня этот интерес просто-напросто убили вместе со смертью Бонда. На мой взгляд, франшиза полностью изжила себя благодаря стараниям Б.Брокколи и Ко. Создатели последнего фильма ввели зрителей в заблуждение, дав ему название «Не время умирать». Его следовало бы назвать «Время умирать» – именно сейчас настало время умирать Бонду и всей бондиане в целом. В этой связи ставшая уже традиционной фраза в конце финальных титров ленты «Джеймс Бонд вернется…» кажется совершенно бессмысленной и оскорбительной для большинства истинных поклонников агента 007.
Navis
После столь детального экскурса в историю бондианы от безусловного знатока жанра мне остаётся только поделиться ассоциацией, которую навевают мне рассуждения Navis-а. А именно: припомните, что случилось со “Звёздными войнами”, когда Джордж Лукас сказал “Я устал, я ухожу” и отдал франшизу Диснею. За дело взялась женщина-продюсер Кэтлин Кеннеди, и неважно, что она давний друг Лукаса и его товарищей по Amblin Entertainment. Lucasfilm теперь управляется ею, и, получив свободу действий, она начала внедрять в новые и, самое ужасное, классические сюжеты “Звёздных войн” женских персонажей, на поверку не обладающих ни харизмой, ни значимостью. Более того, она поощряет постановку кинопроизводства на поток, и “Звёздные войны” перестают быть ожидаемым событием, а становятся конвейером, в который для рекламы и из вежливости приглашаются знаменитые актёры лукасовских фильмов. Серьёзно, это уже совершенно конвейерный, фабричный продукт, когда параллельно с идеями бесконечных спин-оффов запускают сериалы для стриминговых сервисов (“Мандалорец”, “Книга Бобы Фетта”) и отдают идею в руки японских аниматоров (“Звёздные войны: Видения”). И везде, абсолютно во всех новых поделках на тему далёкой-далёкой галактики герои вытесняются женщинами, а ведь в старых фильмах Лукаса был реалистичный и здоровый баланс смысла, героизма, харизмы и содержательной значимости. Всё это было распределено между персонажами вне зависимости от пола и расы, этим фильмы и были хороши – искренностью задумки. Теперь же и Бонда постигла судьба стандартизации. Печально. И да, раньше было лучше.