Принцесса была прекрасная, сказка была ужасная

Фильм чилийского режиссёра Пабло Ларраина «Спенсер: Сказка, основанная на реальной трагедии» удалась как психологическая драма, как изрядный авторский домысел к реальной истории, скроенный так, чтобы сказка была ложью, но в ней оставался намёк и добрым молодцам урок.

Принцесса Диана в исполнении Кристен Стюарт вышла хрупкой, неуверенной в себе, но упрямой. Одинокая и своенравная женщина, довольно инфантильная и безответственная мать, она играет с сыновьями, как с игрушками. Она мысленно живёт в собственном счастливом и беззаботном детстве, там ей было комфортно, тепло, душевно и спокойно, и лишь эти воспоминания поддерживают её. В реальной же жизни её одолевают страхи, видения, булимия, её «душит» жемчужное ожерелье – подарок неверного мужа. Беспокойная и невротичная личность, сходящая с ума  от подброшенной в её спальню книги о  дальней родственнице, Анне Болейн, и ожидающая такой же участи, в этом мрачном фильме-сказке она  показана всерьёз больной и глубоко одинокой женщиной, вызывающей скорее сочувствие и сострадание зрителей. Справедливости ради, режиссёр дает небольшое оправдание её странностям: она живет в королевской семье, с которой не всякая нервная система способна справится. Устаревшие традиции королевского двора – практически сумасшествие по современным меркам, так настолько ли Диана не в себе?

Она срывает портьеры в спальне, стремясь к свету. Папарацци, что мерещились ей в фильме сквозь замковые шторы, в реальной жизни стали виновниками и свидетелями гибели Леди Ди. Лента Ларраина получилась крайне мрачная и в плане визуального постановочного решения, и в части настроения, которое она создаёт вместе с музыкой, ещё более сгущающей краски. Единственные светлые кадры – вырвавшаяся из замка и мчащаяся прочь по шоссе со своими детьми Диана – не дают никакой надежды, не вселяют оптимизма, как это обычно бывает в сказках. Наверное, потому что недавняя история беспощадно не даёт забыть, что поездка на машине к своему счастью обернулась для Леди Ди трагедией.

©Photo credit: FilmNation Entertainment

Почему я не согласна с такой трактовкой (не игрой, к актрисе претензий нет) её образа? Мы застали живую Диану, принцессу народных сердец, молодую, с прекрасной и открытой улыбкой, благородную, воспитанную, скромную, вместе с тем, многоплановую личность, занимающуюся благотворительностью, икону стиля. Да, её тяготила королевская мишура, она мечтала о взаимной любви и женском счастье, была несчастлива в браке с неверным и слабохарактерным мужем и бесконечно одинока в королевской семье. Да, династия фактически использовала её для продолжения благородных королевских кровей, но, даже решившись на развод и не пожелав больше жить в холодной золотой клетке Виндзоров, она не была сумасшедшей. Она была женщиной, переживавшей личную трагедию достойно и стойко, но никак не умалишённой.

Женщины вне знатного и рукопожатного круга часто приносят проблемы королевской семье, могу представить, сколько ещё байопиков и авторских прочтений их историй мы увидим на экране в ближайшие годы! Совсем недавно Меган Маркл совершила свой личный дворцовый переворотик и ушла из венценосной семьи вместе с мужем – внуком Елизаветы II и сыном Дианы. Беззубый и нерешительный принц Чарльз всю жизнь любил Камиллу (но она была недостаточно знатной, чтобы стать его невестой) и боялся маму, королеву Елизавету (наверняка, до сих пор боится). В фильме Чарльз тоже показан безропотным адептом традиций, условностей и запретов, Джек Фартинг сыграл его прекрасно. Однако за кадром картины Ларраина остался один и, пожалуй, главный для сюжетного антагонизма персонаж – леди Камилла, серый кардинал, соперница и многие годы столь же несчастливая женщина, как и сама Диана. О её незримом влиянии на события и атмосферу говорит лишь жемчужное ожерелье, которое Чарльз подарил Диане – такое же он за недостатком фантазии дарил и Камилле. Оно провоцирует видения Дианы на званом обеде и изощрённо иллюстрирует глубину её страданий.

Сказка о трёх рождественских днях 1990 года в Сандрингемском дворце, сыгранная ансамблем королевских особ под дирижирование Аластара Грегори, начальника королевской охраны (филигранная актёрская работа фактурного и титулованного Тимоти Сполла), останется в памяти мрачной картиной сумасшествия. Кто из ныне живущих «помог» Диане Спенсер уйти на пороге своего нового счастья, в расцвете сил и лет – тайна на ближайшее столетие! Невольно думаю: «Радуйтесь, господа, вне королевских семей, в обычной жизни обычных людей всё прекраснее и удивительнее, чем за стенами богатых замков. Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы..»

Марина Докучаева

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий