Оскар-2023. Без сюрпризов.

Конечно, вы уже всё знаете про Оскар-2023. Семь наград получил фильм «Всё везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта (более известных как «Дэниэлы»), в том числе в главной номинации «Лучший фильм». До Оскара лента была соответствующим образом раскручена, но в абсолютных лидерах прогнозов не фигурировала. На мой неангажированный взгляд, двум режиссёрам-соавторам вручили главный приз не за выдающиеся таланты и кинематографическое новаторство, а потому что так надо.

Один из режиссёров — китайского происхождения (принадлежность к этнической диаспоре безусловный плюс для киноакадемиков), сюжет о жизни китайских эмигрантов (тоже плюс) с обязательным призовым набором разных ингредиентов: семейные неурядицы главной героини (Мишель Йео), её дочери-лесбиянки (абсолютный вотум «за» для всех членов жюри, иначе осудят за инакомыслие), параллельные миры и борьба со вселенским злом (стандартно, но это же Голливуд!).

Как зритель скажу: надоело! Всё везде и сразу одно и тоже: киноакадемикам нужно обязательно сделать реверансы трендам независимо от степени реальной значимости произведений и вклада в киноискусство. Помимо национального акцента, беспроигрышным элементом стала LGBTQ+-тема, без этой составляющей бесполезно прорываться на кинофестивали. Также приветствуются: маньяки, психозы, нервные расстройства, депрессии, неизлечимые болезни, конфликты отцов и детей, полное взаимонепонимание поколений, семейные скандалы, разрывы отношений, девиации поведения и т.д. Одним словом, только проблемы и исключительно негатив, даже если перед финальными титрами и замаячит некое подобие хэппи-энда.

Но определяющим, как мне кажется, является принцип «всем сестрам по серьгам». Похоже, устанавливается даже своеобразная очередь на выдачу главного приза за лучший фильм и лучшую режиссуру. Латиноамериканцев и афроамериканцев уже награждали, три года назад корейские «Паразиты» получили заветную позолоченную фигурку, теперь миллионы американцев китайского происхождения жаждут такого же признания. В этом нет ничего плохого, лишь бы это был фильм-событие, фильм-шедевр, фильм-прорыв. Однако экранное мельтешение китайских актёров, космические бублики, говорящие камни и пальцы-сосиски не тянут на “Мону Лизу” в мире кино. В недавнем прошлом Дэниэлы специализировались на съёмках музыкальных видео, это заметно по клиповому, рваному стилю кадров. Напрашивается неутешительный вывод: любой фильм, подходящий под критерии отбора и моды текущего момента, наградят обязательно. И не только наградят, но и убедят доверчивую публику, что это новое слово в искусстве. Жаль, что многие оказываются столь легковерны.

Недавно по каналу «Культура» показывали советский фильм «Председатель». Режиссура, актёрский состав, сценарий, постановка высочайшего уровня, но дело не в этом. Один эпизод из этого выдающегося фильма весьма показателен. Секретарь райкома в исполнении замечательного актёра второго плана Николая Парфёнова (все наверняка помнят его эталонных бюрократов) докладывает об успехах председателей колхозов в уборке урожая и повышении надоев, однако есть недостаток — в районе нет ни одного героя соцтруда за достижения в свиноводстве, а надо добиться, чтоб был! Западные кинематографисты смеялись над советскими традициями, над цензурой, над “установками по умолчанию”, а теперь и сами не замечают, что заседают на таких же парткомах киноакадемий и верстают кинематографические пятилетки.

На церемонии вручения Кван и Шайнерт с видом недалёких подростков подкидывали оскаровские статуэтки, как бы доказывая, что даже такие странные ребята как они, могут покорить Голливуд. Интересно, в восторге ли зрители? Мини-опрос среди друзей и знакомых, посмотревших «шедевр» режиссёров-фриков, показал его полное неприятие. Резюмирую высказывания (опустив непечатные): «это самое худшее, за что давали Оскар» (присоединяюсь).

Одним словом, всё на Оскаре предсказуемо. Удивило другое. Прочитав в разных изданиях отзывы российских кинокритиков, обнаружила, что все они или нахваливают «Всё везде и сразу», или же весьма осторожны в оценке. Фильм превозносят как сильную и трогательную семейную драму о сложных отношениях между близкими людьми. Мол, кино-то «про жизнь», «про правду характеров», а совсем не про мультивселенную со всем населяющим её бредом. Действительно ли они так думают или эти мнения на всякий случай, чтобы не прослыть ретроградами? Очень интересно, понравился ли кому-нибудь из наших авторов и комментаторов фильм-микс, и если да — то почему? Может быть кто-то поделится впечатлениями.

М.С.

Р.S. Столь же предсказуемой оказалась награда в номинации «Лучший документальный полнометражный фильм», которую вручили ленте «Навальный», поскольку приветствуется любая критика и негатив о России, об обективности можно забыть. Искусство давно стало средством пропаганды.

kot_pofigist

Комментарии

  1. March 24th, 2023 | 12:00 pm

    Полностью согласна с автором – Оскар вышел скучным и донельзя предсказуемым, дальше ехать некуда. Что же до критиков, которые в своих оценках восторженно превозносят азиатские странности под соусом из набивших оскомину трендов, то я горжусь, что наш BlogProFilm представляет собой площадку для независимых мнений и подлинных дискуссий, и нашим авторам нет нужды подстраиваться под интересы рынка. По поводу остальных коллег-критиков меня как раз ничего не удивляет: хочешь сохранить работу – пиши то, что хочет слышать босс. Увы, этот принцип работает во всех сферах, даже в творческих. Порой я задаюсь вопросом, какими бы были шедевры мировой живописи, если бы не причуды заказчиков, а при этом ведь есть огромное количество произведений, незаслуженно обойдённых мировой критикой, но представляющих не меньшую ценность. Поэтому с авторами восторженных статей мне как раз всё ясно, да и со зрителями тоже: с карантинных времён огромное количество аудитории широкого экрана на западе ушло на стримы, и сама система отбора оскаровских номинантов формально устарела – нужно либо реформировать систему номинаций, позволяя сериалам и стриминговым полнометражным проектам участвовать в гонке за награды, либо в добавление к существующим вводить новые номинации “Лучший сериал” и “Лучший фильм на стриминговом сервисе”, ведь качество продукта ничем не отличается. На стримах выходят проекты вселенной “Звёздных войн”, полнометражные байопики (“Манк” с Гэри Олдмэном о сценаристе Германе Манкевиче), словом, любой конкурентоспособный жанр.

  2. Рустам Ахмедов
    April 13th, 2023 | 4:59 am

    Мой комментарий по поводу прошедшего Оскара будет краток – это наглядное исполнение меметичной теории Эскобара.

    А ежели совсем просто, то,как говорят в Одессе, “шо это ви мне дрэк пихаете?!”

  3. August 27th, 2023 | 12:52 am

    เครดิตฟรีไม่ต้องฝากไม่ต้องแชร์

    blogProFilm.ru

Оставить комментарий