“Казино “Рояль”: семнадцать мгновений спустя
Долгие зимние вечера располагают к разным сортам киноностальгии, особенно в отсутствие новых релизов: тянет посмотреть фильмы, до которых незаслуженно не дошли руки, или же пересмотреть давно и заслуженно любимые. Именно так и выяснилось, что за семнадцать лет существования BlogProFilm никто из уважаемых коллег-критиков не удостоил своим вниманием “Казино “Рояль” (2006) – ровесника блога, – меж тем бондиана у нас в почёте, все знают, как мы любим поломать копья над той или иной частью франшизы. Позвольте же мне восполнить этот пробел и рассказать о фильме, с которого, по крайней мере для меня, всё и началось.
История бондианы сопоставима с японским летоисчислением: не по общепринятым годам грегорианского календаря, а по девизам правления императоров. И если Шон Коннери это “вечная классика”, Джордж Лэзенби – “комета эпизода”, Роджер Мур – “Бонд до пенсии”, Тимоти Далтон – “Чеширский кот”, Пирс Броснан – “супермодель, а не суперагент”, то Дэниел Крейг своим появлением начал новую историю, став “правдоподобным парнем”. И правда, никогда прежде фильмы франшизы, а тем более главный герой, не отличались особенным реализмом. Ситуации, в которые попадали Бонды, были невероятными, захватывающими, смертельно опасными, порой полубылинными, но им (говорю во множественном числе, чтобы подчеркнуть контраст “было/стало”) всегда удавалось выйти сухими из воды. И не просто сухими, а с идеальными причёсками, с минимальными повреждениями – словом, сказочно. Когда в 2004 году было официально объявлено о завершении Пирсом Броснаном обязательств по контракту на четыре фильма, продюсеры начали думать, что делать дальше, фанаты замерли в ожидании, а кое-кто вздохнул с облегчением (я, например). При всём уважении к Броснану, он чересчур лицо с обложки для такой роли, да и сама идея продолжать потрясать мир азартом приключений после пятидесяти вернула бы франшизу во времена Роджера Мура – опять же, при всём уважении, стареющий Бонд в новом веке не был бы выигрышным решением. Между тем сама концепция перезапуска бондианы была масштабной и радикальной: новому веку – новый Бонд, Бонд в самом начале пути с двумя нулями, Бонд человечный и реалистичный, в правдоподобных ситуациях. Замысел был рискованным, как блеф в покере, и история становления нового Бонда была выбрана соответствующая: “Казино “Рояль”.
Бонд, которого мы заслужили
Кастинг стал настоящей битвой. Фильм такого масштаба сопоставим с траснациональной корпорацией, где важные управленческие решения принимает не только режиссёр или генеральный продюсер, но и “совет директоров”: студия, исполнительные продюсеры и все, кто вовлечён в финансирование и концептуализацию. Первым раундом стали выборы исполнителя главной роли, в которых участвовало более 200 актёров. На ранних этапах прослушивались хорват Горан Вишнич, новозеландец Карл Урбан, австралиец Сэм Уортингтон. Далее поиск кандидатов патриотично сосредоточился на британских актёрах: Дагрэй Скотт, Джуд Лоу, Клайв Оуэн, Юэн Макгрегор, Руперт Френд. Одни даже не знали, что Eon Productions рассматривали их как претендентов на роль Джеймса Бонда, например, Дэвид Теннант. Других отметали из-за возраста (Генри Кавилл был тогда ещё слишком юн). Среди этих записных красавцев выделялся Дэниел Крейг – голубоглазый, спортивный, реалистичный, словно только что променял спецовку на смокинг. После официального утверждения на роль пошли разговоры: слишком некрасив, чересчур белобрыс, низок ростом, простоват, и так далее. Продюсеру Барбаре Брокколи удалось отстоять именно его, хотя, справедливости ради, актёр не сразу проникся перспективой сыграть одного из любимейших героев в истории кино – первый вариант сценария ему не понравился. Тем не менее, именно он и стал лучшим Бондом для адептов реализма: мир увидел, что агент может испачкаться, пораниться, испытывать сомнения и чувства (невиданное доселе дело!), а царапины на его брутальном лице заживают не сразу и даже не через день. Более того, в нём есть кураж и азарт неповиновения, он способен на ошибку и безрассудство, он только что заслужил свой статус с двумя нулями и теперь как троечник, впервые получивший “пять” – горд и в чём-то глуп одновременно. При этом в своём деле он хорош и динамичен, что важно, ведь фильм задаёт и держит изрядный темп на протяжении всего хронометража.
И это только первая часть мерлезонского балета. Второй раунд поединка за кастинг развернулся вокруг девушки Бонда, но тут было проще: Анджелина Джоли и Шарлиз Терон отказались сразу (любопытно, что обеим актрисам впоследствии довелось сыграть в шпионских фильмах, в “Туристе” и “Взрывной блондинке” соответственно). Далее создатели фильма обратили свой взор на представительниц Бельгии и Франции, но Сесиль де Франс и Одри Тоту также предпочли другие проекты. В итоге в финал вышли Оливия Уайлд и Ева Грин, последняя победила своей таинственной харизмой и аурой ледяной неприступности, нужной для роли Веспер Линд, “кошелька” Бонда на покерном турнире.
Человек со шрамом
Бонды и их девушки – лишь верхушка айсберга. Ни один фильм бондианы немыслим без сочного злодея, а такого не так просто найти, и, увы, многие фильмы франшизы проваливали эту сложнейшую дисциплину. Выиграв бой за Дэниела Крейга, Барбара Брокколи обосновала необходимость перехода от неуязвимой сказочности к зрелищной реалистичности, но решила этим ограничиться и не вмешиваться, когда дело дошло до антагониста. Самоустранение отчасти понятно – сценарий далеко ушёл от новеллы Яна Флеминга, и нужно было крепко подумать, каким в наши дни может быть персонаж с загадочным псевдонимом Le Chiffre. И началась воистину феодальная раздробленность: кастинг-менеджеры решили, что, исходя из французского псевдонима, плохой парень должен быть французом (вот так вот буквально и бесхитростно, при том, что даже в тексте сценария М говорит о нём как о банкире-албанце). Крестовый поход во Францию окончился ничем, и директору по кастингу Дебби МакУильямс пришлось бы непросто, если бы не Мадс Миккельсен. Сама МакУильямс рассказывает о сложностях злодейского кастинга в книге Эдварда Гросса и Марка Олтмана “Никто не справится лучше” (Nobody Does It Better, 2020):
“Мнения менялись, когда процесс уже пошёл. Некоторые актёры ещё не были утверждены на роли даже после начала съёмок. Мадс Миккельсен, например: его и в планах не было, пока не отказался тот, кого мы хотели видеть в фильме. Был один актёр у меня на примете, кого я очень хотела включить в проект, но студия меня не поддержала. Поэтому приходится всегда быть внимательным, особенно когда нужно кого-то заменить, а такое случается сплошь и рядом. В течение нескольких лет я следила за карьерой Мадса Миккельсена, видела его в нескольких датских фильмах и была впечатлена его актёрской универсальностью. Держала в голове как вариант, хотя, на мой взгляд, он не был идеален для роли Le Chiffre, который по самому своему имени француз. Но, коль скоро наш французский кандидат был отвергнут, а мы тогда были в Праге, и там же по чистой случайности был Мадс Миккельсен, то в итоге мы заполучили его”
Заполучили лучшего злодея в новой истории бондианы (а многие считают, что и вовсе лучшего во всей бондиане) и дали Мадсу Миккельсену путёвку бизнес-классом в топ мирового кинематографа по чистой случайности – как вам такое?
Дальше ещё интереснее: сам Миккельсен, который с тех пор каких только плохих парней не играл, очень любит придумывать своим персонажам некий бэкграунд, что-то человеческое, чего на экране мы не видим. По сценарию Le Chiffre – банкир, финансирующий террористов и сепаратистов, математический гений, игрок в покер, а также на нервах и на инвестиционном рынке. Всё, что о нём известно, это традиционная для бондовских злодеев некая физическая странность, а именно наличие травмы левого глаза, из-за чего его загадочный взгляд за покерным столом сверлит соперника светло-карим и льдисто-голубым одновременно. Миккельсен вооружился воображением и всё в той же книге (полное название которой “Всеохватывающая, непричёсанная, неавторизованная устная история Джеймса Бонда”) так описал свою работу над персонажем, одиозно блеснув географией:
“Думаю, он был сиротой из Албании или Алжира, откуда-то оттуда, и мотался по улицам лет до четырнадцати-пятнадцати. Наверняка он был мал и слаб и носил с собой складной нож, с которым в итоге доигрался, и он оказался в его собственном глазу. Вот откуда шрам. При этом у него всегдо было хорошо с циферками, он играл в нарды, потом занялся шахматами, и в конечном счёте связался с мафией”
На недавнем кинофестивале в Марракеше речь у нас шла совсем о другом, но встречу Мадса в следующий раз, подарю атлас мира с контурными картами для седьмого класса, ей-богу. И это ещё полбеды, в этом году выяснилось, что, помимо топографических проблем, Миккельсен страдал ещё и вдохновенной формой амнезии: получив сценарий “Казино “Рояль”, на каждой странице которого пришлось расписаться в качестве гарантии неразглашения, датчанин на радостях тут же забыл его в самолёте, проспав весь полёт. По счастью, папку выкинули при уборке салона, и Миккельсен безнаказанно пользовался копией. Уважаемые пассажиры, не забывайте свои вещи, особенно если связаны нерушимыми обязательствами с вершинами мировой киноиндустрии.
Также спустя много лет после выхода фильма актёр поделился ещё одним воспоминанием. Оказывается, вся съёмочная группа охотно играла в покер, они частенько засиживались на площадке после окончания съёмочного дня, практиковались, так сказать. Тем обиднее было Миккельсену, что единственным, кто совершенно ничего не смыслит в покере, был Дэниел Крейг – зато в кадре его Бонд ловко прочитывает искусного соперника, которого зачем-то нагрузили до того явными и излишними жестами, что не заметит только школьник.
Рекламная пауза
Фильмы бондианы не только зрелищны и притягивают массовую аудиторию, это ещё и отличный шанс ненавязчиво разместить рекламу. В этом и заключалась сложность для создателей “Казино “Рояль”: предыдущий фильм “Умри, но не сейчас” за обилие product placement-а прозвали “Купи, но не сейчас”. Поэтому новую страницу бондианы нужно было начать со сдержанного количества брендов на экране. С этой задачей справились блестяще, и мы видим лишь рациональный минимум скрытой рекламы: вывески на улицах Венеции (которые никуда не денешь), марки легендарных автомобилей (без которых невозможен фильм о Бонде), модели мобильных телефонов (тогда ещё не смартфонов). Техника – отличная примета времени, агенты уже вовсю пользуются ноутбуками Sony Vaio и облачными базами данных, но Бонду за рулём помогает навигатор в кнопочном Sony Ericcson, многие персонажи предпочитают Nokia.
Детально и правдоподобно воссоздана зона Duty Free в аэропорту Майами: газетный киоск, стойка с солнечными очками RayBan, одежда и аксессуары Ted Baker London, мини-бар Heineken, и, конечно, пирамиды водки Smirnoff. Борцы за свободу в Уганде пьют CocaCola в стеклянных бутылочках, а Веспер Линд пользуется парфюмом Acqua Di Colonia Melograno – Бонд находит флакон среди немногих оставшихся после её смерти вещей.
Локации и факты
Действие фильма разворачивается в Праге, Уганде, на Мадагаскаре, в Лондоне, на Багамах, в США, Черногории и Италии. На деле съёмочные локации лишь отчасти повторили сюжетный маршрут: влажные джунгли Уганды снимали в загородном парке Уэксхэм в графстве Бакингемшир, Багамы “сыграли” самих себя и Мадагаскар заодно, выставку The Body Works и аэропорт Майами снимали в чешском министерстве транспорта и пражском международном аэропорту имени Вацлава Гавела, галереи Вестминстерского дворца, где разгневанная М обличает трусливых политиков, на самом деле прячутся в библиотеке Страговского монастыря в Праге. То, что казино “Royale” расположено в Черногории, и туда идёт великолепный скоростной поезд – огромный сказочный вымысел, в небогатой стране со столь сложным рельефом местности до сих пор практически не развита железнодорожная сеть. Да и богатейшая архитектура отелей и казино с головой выдаёт Карловы Вары, где и снимали всю роскошную жизнь в подлинных зданиях XVIII и XIX веков, помнящих австро-венгерскую знать. Считается, что сама концепция казино “Royale” в новелле Флеминга вдохновлена знаменитым португальским игорным центром Эшторил, а здание отеля Grandhotel Pupp в Карловых Варах после “роли” в бондиане вдохновило Уэса Андерсона на внешний облик отеля “Гранд Будапешт”. К слову, и в жизни, и в фильме отель расположен ровно через дорогу от здания Karlsbad Spa, казино по сюжету – этим объясняется то, что в перерывах герои берут вещи и выходят на улицу или возвращаются в свои номера. Для любителей занимательных и ничего не значащих фактов: Бонд живёт в номере 378, что совпадает с номерным знаком выданной ему машины. Le Chiffre его сосед сверху, занимает президентский люкс номер 405.
Между делом герои перемещаются не только между отелем и казино, есть и деловые встречи в городе, здесь и становится заметно, что съёмки проходили в Чехии: не все вывески поменяли на написание кириллицей, так, “Хотел Вранац” соседствует с “Kafana Poslastičarnica”, служебные машины полиции также в надписях латиницей, выход в гостинице помечен табличкой “Izlaz”. Впрочем, в реальной Черногории такой микс вполне возможен, остаётся придираться только к языковому несоответствию чешского и сербского.
Единственная съёмочная локация, совпавшая с сюжетом, это Италия. Но и здесь нашлось место подвигу: когда Бонд и Веспер прибывают в Венецию, они совершают романтичную прогулку на парусной яхте по лагуне вдоль островов Сан Джорджио Маджиоре и Джудекка, и далее вверх по Гранд Каналу, что в принципе невозможно ввиду особенностей венецианской навигации. Яхта SV Spirit была специальным образом модифицирована, чтобы стать первым за 300 лет парусным судном, отправившимся вверх по Гранд Каналу и не задевшим легендарные мосты.
Все знают, что на самом деле во время съёмок фильма ни один палаццо вдоль Гранд Канала не пострадал, сцену с тонущим зданием рисовали специалисты по графике на лондонской студии Pinewood. А вот найти легендарный мост с арочкой, по которому Веспер Линд спешила на встречу, петляя в венецианских переулках, не так просто. Венеция – город, неподвластный навигаторам. Его можно лишь знать наизусть или исследовать вслепую, он хранит свои тайны для настоящих путешественников и ценителей старомодных бумажных карт. Любой онлайн-навигатор выдаст по запросу Sotoportego de le Colonne сразу три адреса, но искать нужно не sotoportego (арку, проход), куда ускользнула Веспер, а Ponte de le Colonne (мост) – он перекинут между двумя жилыми домами и находится на полдороги от площади Сан-Марко к мосту Риальто, недалеко от палаццо Контарини дель Боволо. И снова для любителей случайных фактов: основное действие фильма завершается в Венеции 4 августа 2006 года, это видно в телефоне Веспер, который оказывается в руках Бонда.
И ещё немножко интересностей:
▪︎ Фильм изобилует камео: владелец авиакомпании The Virgin Airlines Ричард Брэнсон в роли служащего аэропорта (из-а чего его конкурентам British Airways даже пришлось замазывать узнаваемые хвосты самолётов в версии фильма для полётной медиатеки), продюсер Майкл Джей Уилсон в роли коррумпированного шефа полиции (его камео можно видеть во всех фильмах бондианы с 1977 года), Цай Чин снова в бондиане с 1967 года.
▪︎ Камео досталось и режиссёру Мартину Кэмпбеллу: он сыграл водителя грузовика, на которого нападает террорист в аэропорту.
▪︎ В эпизоде с аэропортом идущий на посадку самолёт выполняет манёвр, в реальности невозможный: менее чем за 50 метров до поверхности включает взлётную тягу и снова идёт на взлёт, избегая столкновения с машинами.
▪︎ На табло в аэропорту один из рейсов имеет код 007.
▪︎ Разновидность покера, в который играют на турнире – техасский холдэм.
▪︎ В русском переводе допущена ошибка: Бонд выигрывает турнир в казино “Royale” не с флэш-роялем, а со стрит-флэшем против фулл-хауса у Le Chiffre. Выпадение комбинации флэш-рояль с раскладом на столе и на руках у игроков крайне маловероятно, скорее всего, в переводе для красного словца польстили Бонду.
▪︎ Фишки, которые использовались на съёмках, до сих пор продаются через аукционные дома. Раньше можно было купить и более дешёвые копии от бельгийской компании Cartamundi, однако они остановили производство, и теперь фишки из фильма невероятно высоко ценятся.
▪︎ При съёмке сцены с выходом Бонда из воды на роскошный багамский пляж охране пришлось разгонять папарацци, чтобы снимки нового Бонда в исподнем раньше времени не просочились в СМИ.
▪︎ Коктейль, который между делом изобретает Бонд во время игры, никак не может получиться идеально прозрачным.
▪︎ Павильон студии Pinewood, где снимались интерьеры затапливаемого венецианского палаццо, сразу после окончания съёмок сгорел дотла (совпадение? не думаю).
▪︎ Интерес к проекту высказывал Квентин Тарантино. В его версии “Казино Рояль” должен был быть чёрно-белым фильмом, действие которого происходит в 1960-е годы. Но в главной роли он видел только Пирса Броснана, что расходилось со стратегией студии.
Вердикт
Пересматривать один из любимейших фильмов спустя столько оказалось приятной затеей. У всех разный опыт знакомства с новой бондианой, мне в своё время не повезло пропустить “Казино “Рояль” в кино – в ту пору довелось проживать в Китае, где фильм всё же вышел, хотя и со специфическими комментариями и возрастными ограничениями. Словом, первым новым Бондом на большом экране для меня стал “Квант милосердия”, который оставил блёклые впечатления. Только представьте, каково после этого было увидеть прекраснейший “Казино Рояль”, а буквально через пару лет великолепный “Скайфолл”. “Казино Рояль” – как любовь с первого взгляда в плоскости кино, меня сразила яркость, реалистичность, эстетика, дерзость, новизна, в том числе и образов. Герои стали человечнее, дальше от манекенов и ближе к жизни. М пытается воспитать дельного агента, но боится доверять ему, не зная, что ещё за хулиганство он затеет. Le Chiffre рисковый парень, мог бы не играть чужими деньгами на турнире, а провернуть очередную комбинацию на инвестиционном рынке. И вообще, он так занят деловыми новостями, что забывает на столе ингалятор – кошмар аллергика, поверьте, – чем пользуется Бонд, ставя прослушку. Сам суперагент не лучше: не задумываясь, светится перед всеми злодеями под настоящим именем, в итоге чуть не погибает от интоксикации, и что было бы, если бы не помощь слабой девушки. Веспер Линд и сама по уши в проблемах, ей бы начать новую жизнь, рассказав Бонду всё с самого начала, но страх и шантаж вынуждает доиграть партию предательства до конца. Словом, это люди, с пороками, обаянием, безрассудством, ошибками, глупыми решениями, удачами и неудачами.
“Казино “Рояль” для меня ещё и непревзойдённый образец оформления начальных титров. Графика, обыгрывающая тему казино, игры и смерти, напоминает полу-плоскостные иллюстрации Чарльза Робинсона к изданию “Алисы в Стране Чудес” 1907 года, где также задействованы орнаменты карт. Визуальный ряд сопровождает знаменитая атмосфернейшая песня Криса Корнелла “You Know My Name”, она задаёт тональность фильма, Бонд начинает звучать по-новому, и, надо сказать, альтернативный рок ему к лицу. Трек существует в двух записях: в начале фильма звучит оркестровка Interscope Studios, в конце – чистый рок, альбомная версия, вышедшая в 2006 году как сингл и впоследствии вошедшая в альбом Корнелла “Carry On”. Удивительно, но это единственная композиция бондианы, не изданная на официальном альбоме саундтрека – Крис Корнелл как автор и исполнитель хотел сохранить её как своё наследие, и ему это удалось. Ни один саундтрек впоследствии не звучал столь брутально и мелодично.
Брутальность и изящество в идеальных пропорциях – пожалуй, за это я и люблю “Казино “Рояль”.
Екатерина Смирнова,
also known as kot_pofigist
Чудесное, тонкое и профессиональное эссе! В нем масса сюжетов и уникальных, неповторимых деталей. А еще – киноведческий талант Автора, ее неповторимый стиль и неподдельные, искренние эмоции. С заметной ноткой ностальгии – ведь фильм «Казино Рояль» вышел на экран аж 17 лет назад (!). И ровно столько же времени прошло с момента знакомства Автора с фильмом в далеком Китае и – удивительное совпадение – с момента основания нашего Блога… Ну, последнее, наверно, совсем случайно))
Среди сюжетов эссе выделяется история о «кастинге» исполнителей главных ролей в «Казино Рояль» (Дэниел Крэйг, Мадс Миккельсен и Эва Грин в роли очередной Bond–Girl).
А еще – чисто авторская характеристика исполнителей роли Бонда на протяжении всей траектории «Бондианы» в варианте ION Productions и продюсерского клана Брокколи.
Наконец, описание мест съемок, которые нередко совсем не совпадают с сюжетом, но создают у зрителя «эффект присутствия» именно там, где по сценарию должен находиться главный герой. Это – своеобразный trademark Автора, которая, очевидно, сама побывала на всех этих локациях.
Среди деталей, (или, как их называет автор, «интересностей») наибольшее впечатление произвел разбор покера, свидетельствующий о ее глубоком понимании тонкостей этой азартной игры, да еще в ее техасском варианте.
Хороша и «Рекламная пауза» с описанием особенностей product placement в «Казино Рояль».
И, конечно, великолепный авторский сюжет о так называемых камео – эпизодических ролях, сыгранных знаменитостями, не упомянутыми ни в титрах, ни в кинокритике. В случае с «Казино Рояль» это миллиардер Ричард Брэнсон, основатель и владелец «Virgin Airlines» и прочая, продюсер Майкл Джей Уилсон (брат Барбары Брокколи по матери) и режиссер Мартин Кэмпбелл
А чего стоит комментарий о «заставках» к фильму в виде игральных карт с отсылкой читателей к иллюстрациям Чарльза Робинсона к изданию «Алисы в Стране Чудес» 1907 года?!!!
Но, наверно, самая яркая черта эссе – эмоции, которые очевидно проявляются в оценках самого фильма и исполнителя заглавной роли Дэниела Крейга. Не хочу пересказывать, ведь любой пересказ блекнет на фоне вдохновенных строк Автора. Лучше перечитайте оригинал.
Скажу только, что у каждого почитателя «Бондианы», видимо, свой взгляд на эту уникальную франшизу, отдельные фильмы и, конечно, на исполнителей главной роли. Для меня Джеймс Бонд ассоциируется прежде всего с Шоном Коннери и Роджером Муром. В то же время Джордж Лазенби (‘On Her Majesty Secret Service’) кажется по-австралийски мужиковатым, Тимоти Далтон – временами чересчур слащавым, а Пирс Броснан – нарочито гламурным, излишне прилизанным, как бы рекламным (в последнем случае наши с Автором взгляды, похоже, совпадают).
Что же касается Дэниела Крейга, то я не отношусь к числу адептов реализма в Бондиане вообще и в «новой Бондиане для нового века» – в частности. К тому же Дэниэл Крейг в роли Бонда для меня ассоциируется не только с самым началом карьеры Агента 007 (напомню, что «Казино рояль» – первая новелла создателя образа Бонда Иана Флеминга), но и с его печальным концом в 25-ом фильме официальной «Бондианы» с иезуитским названием ‘No Time to Die’, которое было бы корректно перевести на русский как «Нет времени, чтобы умереть» (в нашем прокате это звучит как «Не время умирать», благодаря обычной небрежности российских переводчиков). Вот до чего доводит продюсеров, сценаристов, исполнителей и самого главного героя избыточный реализм. Вспоминается хрестоматийное «Я тебя породил, я тебя и убью»…
Однако это чисто личная, дилетантская точка зрения. Действительно великолепный фильм, чудесная рецензия Екатерины Смирновой. Искренне благодарю Автора за доставленное удовольствие, а главное – за возникшее желание пересмотреть «Казино Рояль». Другими глазами.
From Russia with Love,
Diletant
“Казино Рояль”: семнадцать мгновений спустя” – великолепное авторское эссе с нотками ностальгии. Читаешь – и погружаешься в воспоминания о первом просмотре. Это было новое слово в бондиане. Для меня настоящими Бондами являются Шон Коннери и, конечно, Дэниел Крэйг. Новый век продиктовал появление нового героя. Впрочем, у каждого есть свой любимый Бонд:) Интересен весь “разбор полётов” Казино, данных автором Е. Смирновой в статье: не только актёров и характеров их героев, но и мест съёмок, и даже деталей эпизодов.
Не менее интересен и комментарий Diletant-a, представляющий собой отдельное небольшое эссе.
За что люблю BlogProFilm – за рецензии на высоком литературном уровне, написанные знающими людьми, интеллектуалами. Это не жёлтопресные безграмотные статейки “про кино”, во множестве рассыпанные на просторах интернета. На блоге можно познакомиться не только с профессиональной авторской оценкой фильмов, но и с географией съёмок (путевые заметки – “Точка на карте”), с обзорами творческого пути актёров и режиссёров (“Персоналии”), с итогами кинофестивалей, мнениями критиков “за” и “против”, с интервью, репортажами с мест проведения различных кинематографических мероприятий, в том числе международных. Эффект присутствия – редкость в наше время (почитайте отчёт Екатерины Смирновой о кинофестивале в Марракеше, который она посетила – уникальный материал!) Рецензии, статьи и эссе появляются каждый месяц уже несколько лет без перерывов! Желаю блогу в целом, его авторам и читателям в 2024 году крепкого здоровья, удач и успехов во всём! А кинематографу – радовать нас новыми качественными увлекательными и познавательными фильмами.