Я не киллер. Ну почти.
В российском прокате появился фестивальный фильм Ричарда Линклейтера “Я не киллер” (Hit Man). В прошлом году ленту впервые показали на 80-м Венецианском кинофестивале, затем она стала фильмом открытия 20-го Международного кинофестиваля в Марракеше, где и попалась на мой строгий суд.
История реального человека, профессора психологии Гэри Джонсона, помогавшего полиции предотвращать преступления, умело выдавая себя за наёмного убийцу, могла бы быть смешной, даже искромётной, и несущей правильный и позитивный посыл. На выходе получилось предсказуемо, затянуто и облачено в вывернутую наизнанку мораль. Фильм-демотиватор, иначе не скажешь. В кинематографе есть неписанное правило: хочешь показать безвыходную, двойственную ситуацию – сделай это блестяще, либо не делай совсем. Линклейтер решил, что “и так сойдёт”, и пошёл по пути простого, тривиального среднестастистического американского фильма категории В, где от героев-марионеток скорее требуется визуальная слаженность, нежели актёрское мастерство, а от режиссёра – умение создать момент, точку сингулярности, средоточие интриги.
Исполнители главных ролей, Гленн Пауэлл и Адриа Архона, ничем не удивляют: оба стереотипно модные современные актёры, попадающие в свои типажи. Их задача – звездить со всей мощью своей типовой внешности, хотя из лавстори их персонажей можно было бы выкрутить гораздо больше, чем набор глупых ситуаций. Остальной каст сливается в закадровую массу, выделяются скорее совсем маленькие роли потенциальных заказчиков подставного киллера, чем второстепенные персонажи поважней. Плохой парень, естественно, белый (ведь дело происходит в Новом Орлеане), разношёрстные коллеги главного героя могли бы быть поярче в диалогах, на них Линклейтер явно сэкономил.
Загадка в том, почему такое кино без всякой задумки и в оформлении как из-под топора повезли на фестивали. Интересных находок нет ни в операторской работе, ни в художественной постановке, ни в монтаже. Дань уважения режиссёру “Перед рассветом” и “Куда ты пропала, Бернадетт”? Иного объяснения я не нахожу. Удивила меня и реакция фестивальных критиков: придирчивые и искушённые американские эксперты рассыпались в похвалах и смаковали остроумие и возрождение классического жанра (трудно даже сказать, какого – криминальной комедии, наверное, хотя комедией я бы это не назвала), в то время как в Марракеше европейские критики и местный союз кинематографистов затруднились отыскать хоть что-то достойное в ленте Линклейтера, впечатления у аудитории остались более чем мутные.
Зато рядом со мной весело смеялась председатель жюри фестиваля Джессика Честейн, научно доказав разница американских и не американских менталитетов в восприятии криминальных сюжетов. Видимо, мода на 1990-е действительно существует: такие плоские фильмы были бы уместны тогда, но никак не в 2024 году.
Екатерина Смирнова
also known as kot_pofigist