Мадс Миккельсен: спорт, акцент, и ему снова 28
С 24 ноября по 2 декабря 2023 года в разгар тёплой африканской зимы в Марракеше прошёл 20-й Международный кинофестиваль, который стал не только площадкой для диалога африканского и мирового кино, но и удивил созвездиями приглашённых гостей. Главным героем церемонии открытия стал Мадс Миккельсен, получивший “Золотую звезду” за вклад в киноискусство. Обаятельный датчанин, чей чёрный костюм поразительно напомнил его героя в “Казино Рояль”, забыл очки, но даже несмотря на это его речь была исполнена теплоты, благодарности и мягкого, вельветового акцента. Мы поболтали о том, о сём с одним из главных героев мирового кинематографа.
Лучший злодей бондианы, секс-символ топовых кинофраншиз и главный магнит датских независимых фильмов в жизни прост в общении, сдержанно одет и не стесняется делать ошибки в английском. Улыбчивый, с юмором относящийся, кажется, ко всему на свете (в том числе и к типовым вопросам журналистов), он взялся рассказывать случаи из жизни и обсуждать фрагменты фильмов со своим участием.
“Все знают, я вообще никогда не мечтал стать актёром, ни в детстве, ни в юности. Я смотрел фильмы как все остальные, идентифицировал себя с персонажами, а не с людьми, которые их играли, и вот – бах! – через тридцать лет я на этой сцене как актёр,” – обезоруживающе улыбнулся Миккельсен, – “Всё, о чем я когда-либо думал – это спорт. Спорт был у меня на уме постоянно, я и теперь всё ещё мечтаю сыграть за “Барселону”, вот, сижу жду звонка”
Датчанин и впрямь в отличной спортивной форме, которую он поддерживает не столько для ролей, сколько в силу многолетней привычки: начав карьеру как профессиональный гимнаст и танцор, он не бросает ЗОЖ, кроме того, увлечённо играет в большой теннис. Началом его карьеры на экране стал независимый датский фильм “Дилер” (1996), дебют Николаса Виндинга Рефна. 1990-е во всех странах были 1990-ми, и амбициозный начинающий режиссёр хотел максимальной правды жизни в своей картине о наркоманах, проститутках и прочем сброде Копенгагена.
“Режиссёр хотел сделать настоящий фильм улиц, с подлинной беднотой и преступниками Копенгагена, и он не видел в нём никаких актёров, только правду и ничего кроме правды,” – вспомнил Миккельсен, – ”Каким-то образом продюсеры убедили его, что стоит взять хотя бы двух-трёх актёров, но он не мог найти никого подходящего, и тогда кто-то увидел меня в школе драмы [прим.автора – театральная школа Орхуса] и посоветовал режиссёру: “Обрати внимание на этого парня, он необычный, и никто не понимает, что он говорит”. Меня пригласили на прослушивание, я пришёл, отыграл сцену так, что никто ни слова не понял, и мне дали работу. Видимо, я попал в настроение этого фильма, в нём много жизни улиц, рок-н-ролла, спонтанности, хотя диалоги, конечно, были прописаны в сценарии. Но это было начало новой волны датского кино, и я рад, что стал её частью”
От датской славы перешли к мировой, которая обрушилась на Миккельсена после “Казино Рояль”, где он сыграл незабываемого и пугающе хладнокровного антагониста. Модераторы показали яркий фрагмент игры двух актёров, пришедших из независимого кино: Дэниела Крейга и Мадса Миккельсена, в финальной для его героя сцене пытки. Актёр со смехом прокомментировал этот брутальный эпизод:
“Мда, интересно, что в конце этой сцены меня метко убивает ещё один прекрасный датский актёр Йеспер Кристенсен, который сыграл Мистера Уайта. Я знал его много лет, никогда прежде с ним не работал, и это была первая сцена, в которой мы снимались вместе. Два датских английских встретились в фильме про Бонда”
Среди блистательной коллекции ролей Миккельсена есть и злодеи, и хорошие парни, и неудачники, и персонажи, наделённые сверхъестественными способностями, и социально опасные типы, и исторические личности, и простые люди. Стоит ли говорить, что все они харизматичные красавцы и непременно запоминаются. Но также запоминаются и знаковые моменты из фильмов, например, невозможно развидеть прекрасную финальную сцену танца в “Ещё по одной” – я лично не могу, она потрясающая, изящно эмоциональная и невероятно красивая в плане операторской работы, художественной постановки и пластики бывшего танцора. Тем неожиданнее оказался рассказ Мадса о съёмке этого эпизода:
“Я сейчас, наверное, многих огорчу, но я вообще не хотел в ней сниматься. Мне она казалась странной, надуманной, оторванной от контекста, то есть у нас в фильме гиперреализм, и вдруг танцы. Я обсуждал это с режиссёром Томасом Винтербергом, я настаивал, что она не нужна, а если уж ему так принципиален этот танец, то пусть будет понятно, что это лишь пьяная галлюцинация моего героя, он думает, что танцует, но на самом деле ничего не происходит. Томас терпеливо слушал меня, качал головой, а потом сказал: “Неа, не пойдёт. Он у нас будет танцевать. Иди и сделай всё, как надо” И два дня мы снимали этот чёртов танец”
Что ж, лишнее напоминание зрителю, что персонаж на экране и актёр, его играющий – не одна и та же личность. То, в чём так органичен персонаж, может быть не по душе актёру, или просто не совпадать с его настроением и видением. К слову, Миккельсен много рассуждал и об этой скрытой стороне актёрской работы, о том, как “отделаться” от персонажа:
“Я не из тех, кто после съёмок тащит героя домой. Ну, в смысле, я считаю, что это сумасшествие – готовясь к роли или снимаясь, полностью растворяться в персонаже, заставлять домашних называть тебя другим именем и всё такое, бред же. Я стараюсь, как и все нормальные люди, не приносить работу домой. Конечно, это сложно, особенно после эмоционально насыщенного съёмочного дня, когда снимаешь сильную сцену восемь, десять часов подряд, просто взять и сказать: “Всем спасибо, увидимся завтра” и спокойно выкинуть её из головы. Но нужно вырабатывать привычку избавляться от персонажа, когда съёмки закончены”
Находясь в Марокко, сложно было не спросить Миккельсена о съёмках в “Индиане Джонсе и колесе судьбы”, где он сыграл очередного антагониста, а действие не только частично происходит в марокканском Танжере, но и в реальности снималось в марокканских городах Фес и Ужда. Мадс оказался давним поклонником франшизы, обожающим первые два фильма.
“Когда мы все в молодости увидели их впервые, они нас потрясли. Многие мои друзья, нынешние режиссёры, вдохновились стать режиссёрами именно благодаря этим первым двум фильмам. В них столько очарования, элегантности, приключенческой сказочности, и Харрисон Форд просто идеален, словом, это магия. В общем, да, я на них вырос, и вдруг тридцать лет спустя я оказываюсь в одном из этих фильмов, такое вот большое путешествие,” – ностальгически улыбнулся Миккельсен, – “Для меня это важно ещё по одной причине: за неделю до того, как я получил предложение сняться в “Колесе судьбы”, один мой друг выписывал все франшизы, в которых я снимался, и сказал мне: “Вот где тебя ещё не было!”, и прислал мне смс: “Индиана Джонс”. Ровно через неделю мне позвонили”
К слову, на встрече с Мадсом компанию мне составил марокканский актёр Айссам Буали, исполнивший второстепенную роль танжерского мафиози в “Индиане Джонсе и колесе судьбы” и снимавшийся с Миккельсеном в стремительных и опасных сценах погони на автомобилях по узким восточным улочкам. Он отозвался о Миккельсене как о настоящем профессионале, при этом очень лёгком в общении, на лету схватывающем атмосферу сцены после сигнала “Мотор!” и столь же стремительно выходящим из неё после команды “Снято”.
И, конечно, нельзя было обойти вниманием новый фильм с участием Миккельсена, “Меч короля”, участвующий в гонке за Оскаром-2024 в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”. История о неподкупном патриотизме и покорении Ютландской пустоши, долгое время бывшей убыточной частью датских земель, демонстрировалась в рамках специального показа, однако начальные фрагменты, показанные в том числе на церемонии вручения почётной награды фестиваля, актёр охотно прокомментировал лично:
“История, которую мы рассказываем, происходит в очень интересный период в датской и европейской истории: всего десять лет до начала эпохи Просвещения, люди ещё не знают, что ждёт их за поворотом. Мой герой в этом фильме – отчаянно упрямый человек, в сюжете и помимо него полно драматизма, но он создаёт основное напряжение. У него есть множество возможностей пойти налево, но он решает идти направо,” – так описал Миккельсен своего героя, отставного военного, сурового человека, задумавшего полезное дело и столкнувшегося с коррупцией и помещичьим беспределом, – “То, как он меняется от отрешённости и чрезмерной собранности, как начинает привлекать на свою сторону людей, эта трансформация на самом деле едва уловима, поскольку это совершенно другой исторический период, и моя реакция на вещи в 2023-м с этим персонажем не работает. Тогда была жёсткая иерархия, ранги, правила, и нам приходилось исходить из этого и не переврать историю. Поэтому амплитуда развития персонажа минимальна и поступательна. Как улыбка Бастера Китона, сразу делает небо чистым, просто потому что её слишком редко видно”
Режиссёром исторического фильма, ратующего за достоверность вопреки всем толерантным установкам киноиндустрии, стал Николай Арсель, с которым Миккельсен ранее уже работал в костюмной драме “Королевский роман”. Ранее дуэт актёра и режиссёра дал достойный ответ журналистам на Венецианском кинофестивале о недопустимости переписывания истории в киноискусстве, и очень приятно видеть, что они не отказываются от своих позиций и уверенно презентуют свой фильм на пути к “Оскару”. Сотрудничество столь выдающегося актёра с разными режиссёрами не может не вызывать интерес, но Мадс деликатно обогнул вопрос о том, с кем он лучше всего сработался, и вместо этого поделился секретом, как заполучить его в проект. Секрет оказался по душе моему альтер-эго – сценаристу и писателю:
“Главный двигатель, основная точка притяжения для меня – это история. Она должна мне нравится, должна увлекать и суметь меня заинтриговать. Затем, мне важен режиссёр и способность коммуницировать с ним. Необязательно во всём соглашаться, но должен быть диалог, иначе мы завязнем. Итак, сначала история, потом режиссёр, а уже затем персонаж”
Но ведь сценарий и режиссёр – это ещё не всё. Актёрам необходимо утверждение на роль, и порой это не просто эксклюзивное предложение, приходится проходить в том числе через кастинги. Миккельсен неоднозначно отозвался о прослушиваниях в американской киноиндустрии:
“Были моменты, когда я отказывался не то что от ролей, но даже от кастингов. Это касается в основном американского кино. Дело в том, что пробы и прослушивания там порой унизительны – ну, на мой взгляд. От актёра не хотят никакого драматизма, не ждут никакой сцены. Просто говорят: “Так, ну-ка изобрази, что у тебя фантастически длиннющие руки, и ты в космосе”. Да зачем, когда можно действительно что-то сыграть, некий фрагмент? Словом, совет начинающим актёрам: когда идёте на прослушивание, готовьте заранее какую-нибудь сцену. Любую, вдохновляющую, чтобы прийти не с пустыми руками”
Ещё один секрет актёрской профессии от Мадса Миккельсена – это легче относится к тому, что ты делаешь, и как это выглядит в финальном варианте. Он неоднократно говорил в интервью, что так востребован в мировом кино благодаря неидеальному английскому и смешному акценту, поэтому никогда не надо бояться делать ошибки в неродном для себя языке. Тем не менее, при подготовке к роли на иностранном языке он не уповает на видеосуфлёр, а старается по максимуму заучить и отрепетировать с диалект-коучем. Что же касается восприятия готового фильма на экране, то он тоже старается не брать в голову своё в нём участие:
“Что ж, это действительно немного странно видеть себя на экране. На свою первую премьеру, на “Дилера”, я не попал, пошёл спустя пару недель один, просто как зритель. И лучшим решением было просто забыть о том, что я есть в этом фильме,” – усмехнулся Миккельсен, – “Всем, кто переживает из-за своего внешнего вида в кино: не вглядывайтесь в детали, не смотрите на своё лицо, не рефлексируйте на тему “ой, а вот здесь надо было сыграть по-другому”, отрешитесь от себя и попробуйте окунуться в эмоцию сцены. Если у вас получится смотреть свой фильм как обычный зритель, то вы на правильном пути”
На фестивале был также проведён мастер-класс для марокканских студентов-кинематографистов с участием Миккельсена, ребята дрожащими от волнения голосами задавали вопросы, он подбадривал их в духе “Да ладно, смелее, я вас не съем!” (тем смешнее это было после обсуждения его многолетнего участия в сериале “Ганнибал”, где интеллигентному маньяку-каннибалу досталось огромное количество экранного времени и зрительских симпатий). Организаторы не преминули напомнить, что 22 ноября актёр отметил 58-й день рождения, гости и журналисты присоединились к поздравлениям, на что Мадс со смехом ответил: “Да, пару дней назад мне стукнуло 28”.
Что ж, это очень позитивный вайб, а раз так, то у 28-летнего актёра вся карьера впереди.
Екатерина Смирнова,
also known as kot_pofigist