Министерство не-Гая-Ричи-рук дел

Продолжаем хрустеть летним попкорном под новый экшн Гая Ричи, который вдруг оказался совсем не похож на Гая Ричи. Только ленивый не сравнил “Министерство неджентельменских дел” с “Бесславными ублюдками”, а я не сравню. Невозможно сопоставлять двух мастеров независимой режиссуры, имеющих свой стиль, особенно при условии, что один из них начал этот стиль терять.

Увы. Коварная мысль о потере Гаем Ричи собственного остроумного, дерзкого и нарочито британского стиля посетила меня ещё во время премьеры его прошлого фильма “Операция “Фортуна”, теперь она подтвердилась. В буффонаде о реальных персонажах военного времени чувствуется не рука ироничного мастера, а мощь Голливуда. Упрощённый сюжет без внезапных поворотов, добротный, но бессмысленный экшн, больше визуального воздействия на зрителя через эффекты, чем через ситуативные приёмы. Гай Ричи был (и местами остался) в целостной образной картине, поданной через детали, в искромётных диалогах, в отсутствии понятия “критерии толерантности”. “Министерство неджентельменских дел” сделано из другого теста, из старого рецепта взяли только хороших актёров, саундтрек и моменты, неизбежно заставляющие улыбнуться. Это не значит, что получилось плохо – фильм вполне годен, но от Ричи невольно ожидаешь большего.

Генри Кавилл сейчас более чем нарасхват: актёр мечтал сыграть Джеймса Бонда, не прошёл кастинг, но шпионские роли посыпались на него, как из рога изобилия. Чаще комедийные, но ведь шпиона в пародийном жанре сыграть едва ли не сложнее, чем в стандартном шпионском фильме. В “Министерстве…” задача тоже непроста (и дело не в бороде): герой Кавилла – британский офицер, имевший в виду дисциплину и приказы, сколотивший команду беспринципных оперативников и оказавшийся под пристальным вниманием ведомства военной разведки. Он не совсем шпион, не совсем солдат, не совсем бандит – и, пожалуй, этого эклектичного персонажа удалось проработать лучше всего. У него есть бунтарская, пиратская индивидуальность, привычки, манеры, жесты. Остальные, увы, идентифицируются гораздо хуже, и в том вина не актёров, а, скорее, сценаристов по диалогам. Команда, задуманная как разношёрстная, но яркая, сливается в перечисление имён в финальных титрах: Алан Ричсон, Генри Голдинг, Алекс Петтифер, Хиро Файнс Тиффин, Эйса Гонсалес.

Рори Киннер неожиданно в роли Черчилля, Тиль Швайгер ожидаемо в роли нациста. Кэри Элвес – выигрышная карта для любого проекта Гая Ричи, “Операция “Фортуна” стала началом прекрасной дружбы. Кстати, цитирование “Касабланки” в фильме выглядит чересчур явным, это скорее жирная американская аллюзия, чем тонкая британская параллель – и дело не только в легендарной фразе, но и в использовании ресторана-клуба на территории, подконтрольной германской администрации, как локации для немудрящих сюжетных поворотов.

Литературной основой “Министерства” якобы послужила книга Дэмиэна Льюиса “Министерство неджентельменских дел: сорвиголовы, стоявшие за провалом Гитлера и формированием современного спецназа” (2014). Вот интересно, как соотносится эта книга с работой Джайлза Милтона “Министерство неджентельменских дел Черчилля: вольнодумцы, свергнувшие Гитлера” (2015)? Кто у кого списал, и был ли спор о первенстве авторских прав на рукописи? Этого мы, скорее всего, уже не узнаем, тем более, что обе книги успешно выдержали несколько переизданий и принесли своим авторам неплохой доход.

Убедительно прошу любителей истории не относиться к фильму Гая Ричи серьёзно: это не тот жанр и случай, когда имеет смысл заикаться об исторической достоверности. Мы имеем дело именно с фильмом-продуктом для массового потребления, не байопиком и не исторической лентой. Мне остаётся добавить лишь то, что продюсированием занимался Джерри Брукхаймер: всесильный голливудский властелин франшиз, ему мы обязаны “Пиратами Карибского моря”, “Топ Ган”, “Сокровищем нации”. Собственно, вот почему Гай Ричи сам не свой.

 

Екатерина Смирнова 

also known as kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Diletant
    June 17th, 2024 | 11:54 am

    Великолепное эссе!
    Это тот редкий случай, когда профессиональное мнение искушенного киноведа сделало буквально из ничего вполне съедобную конфету. У Вас получилось многое, если не все: и ретроспектива творчества Гая Ричи, и описание «литературных исходников» сюжета, и емкий анализ ролей и исполнителей, и оценка тлетворного влияния попадания именитого британского режиссера в паутину голливудских продюсерских стереотипов, и прочая, и прочая… И – что принципиально для Вас – без спойлеров.
    Получилось, что экспертное мнение оказалось более содержательным, многогранным, глубоким и емким, чем сам предмет – кино-опус Гая Ричи на тему «победы англосаксов над германцами» где-то у побережья Западной Африки, операции британских спецслужб, которая «сорвала» коварные планы нацистов по подрыву снабжения воюющей Англии ее верными американскими союзниками.
    Мне довелось увидеть эту «фильму» Гая Ричи до появления эссе Екатерины. Я честно пытался воспринять этот продукт не как «любитель истории», несмотря на привязку сюжета к конкретному времени и реальным историческим фигурам (Уинстона Черчилля и Яна Флеминга – «отца» Джеймса Бонда и действовавшего сотрудника британской разведки тех времен). Ну, просто как рядовой российский зритель.
    Мой дилетантский вывод: Гай Ричи произвел примитивный боевичок, с беспорядочной стрельбой в сторону «супостатов», горой вражеских трупов, обязательным темнокожим «подельником» смелых британских разведчиков. И с полным отсутствием юмора, не только знаменитого тонкого и своеобразного британского, но и любого другого. Не скажу, что все показалось совсем печально: есть и главный герой вместе с исполнителем его роли, и неплохие картинки, и славный саунд-трек. Но в целом – «печалька» ((( На современный «вестерн» или на шпионский боевик не тянет. От слова «совсем». Но это – мое личное и сугубо частное.
    Однако Автор в своем Эссе убедительно показала, что к творчеству Гая Ричи нельзя относится с дилетантской оценкой одного фильма вне общего контекста его творчества и траектории его движения в направлении голливудских мега-проектов. За что я ей искренне признателен.

    Sincerely,
    Diletant

  2. June 20th, 2024 | 11:03 pm

    Благодарю! Не то, чтобы целью моего эссе было оправдать новую работу Гая Ричи, просто призвать не относиться к этому всерьёз. Операция “Почтмейстер” интересная историческая материя, её можно было обыграть и смешно, и искромётно, если бы не американское влияние. А для таких истинных любителей и знатоков истории, как Diletant, предложу посмотреть фильм о другой операции британской флотской разведки в годы Второй мировой войны – “Операция “Мясной фарш”. Тоже на реальных фактах, с прекрасными актёрами и соблюдением исторической достоверности.

Оставить комментарий