Патриотичное кино: всё выше и выше
В этом небольшом обзоре расскажу о двух отчественных фильмах «Лётчик» и «Вызов», оба фильма оставили приятное впечатление. На мой взгляд они правильные, по-настоящему патриотичные и выполняют важную задачу, показывая без лишнего пафоса подвиги настоящих героев.
Первый — «Летчик» (режиссёр Ренат Давлетьяров), премьера которого состоялась 30 ноября 2021 года, но на большом экране мне довелось увидеть эту военную драму лишь накануне Дня Победы. Просмотр предваряла встреча со съёмочной группой, а по окончании фильма кинематографисты отвечали на вопросы зрителей. Фильм вызвал живой отклик не только у людей старшего и среднего возраста, но и у молодёжи. Действие начинается зимой 1941 года, когда фашисты рвутся к Москве.Самолет главного героя капитана Николая Комлева (Пётр Фёдоров) подбит, и потерявший сознание лётчик оказывается в глубоком тылу немцев. Путь советского лётчика за линию фронта, к своим, сопровождается тяжелейшими испытаниями — сильным морозом, ранением, преследованием немцев, отморожением ног, голодом, нападением волков, а затем, уже в госпитале — тяжёлыми душевными переживаниями после ампутации, болью, привыканием к протезам. Необыкновенное мужество и воля к жизни заново ставят героя на ноги, он добивается возвращения на фронт и совершает много успешных вылетов.
К несомненным плюсам этого фильма могу отнести впечатляющие съёмки воздушных боёв, убедительную игру актёра Петра Фёдорова, деликатную любовную линию и наш ответ «Выжившему» — драматичную историю выживания человека в нечеловеческих условиях. Главным прототипом Николая Комлева стал легендарный лётчик Алексей Маресьев, но не только он. Большая благодарность создателям фильма за то, что они обнародовали имена всех советсикх лётчиков, вернувшихся в строй после потери ног. На финальных кадрах картины показаны их фотографии, перечислены имена и награды: Леонид Белоусов, Александр Грисенко, Иван Киселёв, Георгий Кузьмин, Михаил Левицкий, Иван Любимов, Илья Маликов, Алексей Маресьев, Захар Сорокин. Таким образом, главный герой — это собирательный образ, в котором нашли отражение судьбы всех этих замечательных людей. Рекомендую эту ленту интересующимся военной тематикой, авиацией, воздушными боями, героями Великой Отечественной войны, экстремальными съёмками.
Второй — «Вызов» (режиссёр Клим Шипенко), премьера которого состоялась 12 апреля 2023 года, первый фильм в истории кинематографа, снимавшийся в космосе (часть сцен с участием актрисы Юлии Пересильд была снята на Международной космической станции — МКС). Огромное достижение мирового кинематографа, между прочим. И в этой связи не могу не отметить один момент — среди рецензий и откликов, с которыми ознакомилась после просмотра, встретились недоброжелательные, проникнутые едкой иронией и даже откровенно злобные. Представляется, что определённой прослойке нашей либеральной критики не нравится ничего отечественное. Если «Сделано в России», то нужно ругать. Будь этот фильм снят за рубежом, скажем, как задумывал Том Круз, тоже в космосе, с панорамными видами бескрайней Вселенной с мириадами звёзд и Землёй в иллюминаторе, те же критики задохнулись бы от восторга: «ах, как американцы здорово умеют снимать!». Нахваливали бы и сюжет, и актёров, и операторскую работу, и участие космонавтов в проекте.
Мне фильм понравился по тем же самым причинам: и актёры с космонавтами хороши, и сюжет крепкий, и операторы на высоте. И снята картина без пафоса, о чём уже говорилось выше, при этом с гордостью за страну, людей, их достижения. Подкупает, как показана сложная и ответственная работа настоящих профессионалов: космонавтов, специалистов Центра управления полётом, врачей. При этом у них хватает драматичных событий в жизни, домашних забот и повседневных переживаний. Главная героиня, нейрохирург Евгения Беляева (Юлия Пересильд), живет в обычной квартире весьма скромно. Любимый муж 10 лет назад погиб в автомобильной аварии, у неё проблемы с дочерью-подростком и требовательной, своенравной мамой. Она замкнулась и не позволяет себе ответить на чувства коллеги, хирурга Владислава Николаева (Милош Бикович). Ю.Пересильд достоверно сыграла целеуствемлённую молодую женщину, с сильным внутренним стержнем, при этом мягкую и женственную. Думаю, в сюжетной линии нет преувеличения: могли выбрать в качестве хирурга на борт космического корабля женщину? — могли (женщины в космосе на сегодняшний день не редкость). Она оказалась физически крепкой, психологически устойчивой плюс профессионалом высочайшего класса. Хороши в ролях начальственных мужчин, способных брать на себя ответственность и идти на разумный риск,. Владимир Машков (руководитель ЦУП) и Александр Балуев (генеральный директор «Роскосмоса»). В фильме даже нашлось место юмору — добрую улыбку вызывает мама главной героини, яркий персонаж в замечательном исполнении Елены Валюшкиной (отличная роль актрисы, давно не появлявшейся на большом экране, помните спутницу графа Калиостро, нежную и трепетную Марию Ивановну, так это она).
Много очень интересных моментов. Например, удивила МКС, она оказалась тесной, с узкими переходами между отсеками, заваленная разными коробками, вещами, техникой с проводами, больше похожая на склад. Жилых отсеков (типа кают) нет, космонавты так и обитают в этих компьютерно-складских помещениях. Но какая красота и бездна открывается в иллюминаторах — захватывающе и страшно одновременно.
Музыка к фильму подобрана удачно, хотя песни не новые: «Дельтаплан» и «Эхо любви». Всем известная песня Е.Птичкина в исполнении Анны Герман «Эхо любви» на стихи Р.Рождественского звучит абсолютно органично, пронзительно и космически-возвышенно: «Покроется небо пылинками звёзд, и выгнутся ветки упруго. Тебя я услышу за тысячу вёрст. Мы — эхо, мы — эхо, мы — долгое эхо друг друга…».. В фильме звучит всем известное по фильму «Брат-2» стихотворение «Родное»: «Я узнал, что у меня есть огромная семья — и тропинка, и лесок, в поле каждый колосок. Речка, небо голубое это всё моё, родное. Это Родина моя! Всех люблю на свете я!»..Стихи читает космонавт Олег Богданов. И тоже и в тему, и к месту.
Подробно о фильме не рассказываю, потому что его стоит посмотреть на большом экране и составить собственное мнение, которое может не совпадать с выводами автора данного обзора.
Мила С.
Очень интересно было прочитать об этих фильмах в связке, поскольку довелось встретиться и пообщаться со съёмочной группой обоих проектов. Ренат Давлетьяров уверенно смотрит в будущее российского кино на российские темы и, кажется, задумывает нечто не менее масштабное. Юлия Пересильд приятна, уверенна и одновременно скромна в общении, рассказала, что для неё самым сложным в работе над фильмом были даже не длительные тренировки в центре подготовки космонавтов, а ответственность: это уже не просто актёрская работа, тут и настоящая опасность, и даже в контракте был прописаны все форс-мажорные нюансы. Позже на кинофестивале в Марракеше рассказала о фильме “Вызов” французским и марокканским коллегам, оказывается, они о нём не знали, хотя по работе и следят за российским кинематографом. Я считаю, таким достижениям, как первый фильм, снятый в космосе, нужна масштабная рекламная кампания, продвижение необходимо вне зависимости от политических реалий, ведь такого ещё никто в мире не делал.