Резня

40644Данная рецензия посвящена одному из наиболее интересных фильмов, снятых в камерном стиле – ленте 2011 года «Резня» ("Carnage"). По моему убеждению этот фильм обязан посмотреть каждый поклонник польско-французского режиссера Романа Полански, талант которого весьма многогранен. Диапазон его картин широк: он снимал откровенные пародии на фильмы ужасов ("Бесстрашные охотники на вампиров"), психологические триллеры ("Отвращение", "Жилец"), приключенческие фильмы ("Пираты"), фильмы ужасов ("Ребенок Розмари"), эротические мелодрамы ("Горькая луна"), экранизации классиков мировой литературы ("Оливер Твист"), военные исторические драмы ("Пианист"), мистический фильмы ("Девятые врата"), детективы в стиле «нуар» ("Китайский квартал"). Только тот факт, что данный фильм был снят одним из известнейших режиссеров XX столетия, может свидетельствовать о том, что картина действительно будет чем-то особенным: заинтригует зрителя сюжетом и, конечно, будет изобиловать потрясающей актерской игрой. Кроме того, то обстоятельство, что этот фильм был отмечен на таком престижном кинофестивале, как Венецианский, получил кинопремию "Сезар" (за лучший адаптированный сценарий) и был номинирован на премию "Золотой глобус" (за лучшие женские роли), должно заинтересовать каждого человека, который умеет оценить качественный кинематограф.

carnage-tiff-images-3

Эта лента интересна тем, что во всей фильмографии Романа Полански нет картины, которая была бы снята по мотивам трагикомедийной театральной постановки. «Бог Резни», на основе которой был снят фильм, – театральная пьеса французской актрисы и драматурга Ясмины Реза. Этим объясняется его преимущественно камерный характер: ограниченное число действующих лиц и действие в замкнутом пространстве (квартира). Стараниями обоих творцов (Ясмина Реза участвовала в проекте как сценарист), незатейливая бытовая история превратилась в обличительную сатиру.

Фильм «Резня» имеет нетипичный для Р.Полански метраж – всего лишь 79 минут, и это еще один факт, который может выделить этот фильм среди всех остальных работ мэтра. Фильм то и дело наталкивает на философско-психологические мысли, которые смешиваются с противоречивыми чувствами, вызванными экстравагантным поведением главных героев, и затрагивает моральную сторону отношений людей.

carnage-jodie-foster-kate-winslet-christopher-waltz-john-c-reilly_7998421-625x432

На деле сюжет фильма – история бытовой вендетты, главный смысл которой очень прост: "зуб за зуб". А страсти, кипящие в квартире, в которой встречаются две малознакомые семьи, – симптомы болезней, свойственных современному обществу. Первоначально родители преследовали благую цель – защита своих детей, однако, по мере развития действий и раскрытия характеров персонажей, эта цель отошла на задний план, уступив место агрессии и освобождению их внутренних демонов. Воистину: благими намерениями устлана дорога в ад.

carnage-jodie-foster-kate-winslet-christopher-waltz-john-c-reilly_7998425-625x410

Поначалу фильм кажется весьма банальным. Один мальчик вышиб другому в драке два зуба. Родители "агрессора" (Нэнси в исполнении Кейт Уинслет и Алан – Кристоф Вальц) и родители "жертвы" (Пенелопа – Джоди Фостер и Майкл – Джон Си Рейли) встречаются в квартире "жертвы", и вроде бы пытаются сгладить конфликт, но на деле сводят счеты друг с другом. В итоге разгорается битва на всех фронтах и в разных конфигурациях: одна супружеская пара против другой, истеричные лицемеры против брезгливых циников, женщины против мужчин, средний кошелек против толстого, дама против дамы, кавалер против кавалера.

carnage-jodie-foster-kate-winslet-christopher-waltz-john-c-reilly_7998426-625x432

По названию фильма зритель, возможно, подумает, что из-за грандиозного конфликта в фильме будет присутствовать в прямом смысле этого слова резня, но нет, никакой резни не будет, это история бескровная – люди все-таки интеллигентные, да и жанр того не допускает. Но маски сорваны, комплексы обнажены, последние слова сказаны.

Роман Полански показывает суть конфликта, сталкивая друг с другом два древних психологических "кремня" – лицемерие и цинизм. В итоге мы видим просто потрясающе сыгранную ярмарку тщеславия.

carnage-movie-image-christoph-waltz-01-600x423

Благодаря великолепно сыгранным ролям, фильм держит в напряжении и не отпускает до самого последнего момента. Без сомнения, все актеры показали истинное мастерство: Джон Си Райли безукоризненно воплотил обычного мужчину средних лет, для которого жизнь является абсолютно простым и естественным явлением. Он не скрывает своего истинного "я" в отличие от своей экранной жены Джоди Фостер, игру которой хотелось бы особенно отметить. После многих просмотренных мной фильмов с этой замечательной актрисой, чаще всего в жанрах триллер, боевик и мелодрама, я привыкла наблюдать данную актрису в амплуа сильной женщины или даже совсем молодой девушки, не способной найти свое место в жизни, как в фильме Мартина Скорсезе «Таксист». Здесь же мы видим лицемерную политкорректную интеллектуалку, которая борется с внутренней агрессией с самого начала; в ее торопливой предупредительности проступают истеричность и желание морально подавить своих собеседников.

carnage-movie-image-jodie-foster-01-600x397

Другая семейная пара также очень интересна и не так проста, как может показаться на первый взгляд. Один из известнейших австрийских актеров Кристоф Вальц сыграл юриста крупной фармацевтической компании. Не отрывающий уха от мобильного, он вынужден изворачиваться, чтобы прикрыть грехи работодателя – аморального производителя опасных для здоровья лекарств; он едва справляется с презрением, которое чувствует к хозяевам дома, не столь преуспевшим, как он. Будучи характерным актером, Кристоф Вальц привнес в эту роль свойственный его другим персонажам цинизм, высокомерие и, в то же время, отрицательную обаятельность. Вне всякого сомнения он является одним из немногих «колоритных» актеров в Голливуде, где он относительно недавно "поселился". Но большого различия между его игрой в фильме Мишеля Гондри «Зеленый Шершень» и недавнего картины Тима Бертона «Большие глаза» я не заметила. Но, само собой, когда видишь этого актера, испытываешь абсолютное наслаждение от его, хоть и повторяющейся, но безупречной игры. Его экранная жена, Кейт Уинслет, правдоподобно воплотила амбициозную и холодную элегантную женщину, которую гложет вина за то, что она не смогла дать тепла и внимания единственному сыну. Овладевшая ею тошнота на нервной почве, которая резко снижает ее "стерильный" статус, становится прямо-таки сартровским выражением ее глубоко скрываемого отношения к миру. Это знаменательно для почерка Р.Полански: при всем своем художественном ясновидении, он испытывает сочувствие к каждому из героев «Резни», заставляя нас не только смеяться, но и грустить.

carnage-movie-image-john-c-reilly-01-600x400

Операторская работа Павла Эдельмана (с которым Р.Полански работал над оскароносным фильмом «Пианист») как всегда на высоте. Наряду с режиссером он выступает одним из ключевых создателей этого фильма в демонстрации развития характеров главных героев.

carnage-movie-image-kate-winslet-01-600x408

"Резня" – далеко не первая разговорная драма с похожими глобальными социально-психологическими конфликтами. Об агрессии, разъедающей человеческие души и общество, повествовали фильмы "Двенадцать разгневанных мужчин" (1957) Сидни Люмета, "Кошка на раскаленной крыше" (1958) Ричарда Брукса по одноименной пьесе Теннесси Уильямса (драматурга, боровшегося в своих произведениях со звериной злобой человека), "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1966) Майка Николса по пьесе Эдварда Олби. Стоит ли говорить, что психологическая война в узком кругу – будь то две семейных четы или суд присяжных из 12 человек – всегда показательна и служит моделью психологической войны в обществе.

Рекомендую данную картину к просмотру всем тем зрителям, для которых кино — это повод разобраться в обществе, людях и в самих себя. Как говорит ведущий Александр Гордон, «это кино для широкого и глубокого зрителя».

Thora

Navis

Комментарии

  1. pavel
    October 22nd, 2015 | 10:39 pm

    Мудрые мысли человека http://vk.com/musli.blog

Оставить комментарий