Застрявшие в Рождестве
Знаете, иногда машина времени – ровно то, что нужно для настроения (и это я не про пошлость под названием “Иван Васильевич меняет всё”). Вот интересно, почему грамотная, не надтреснутая ностальгия делает кино лучше? “Однажды в Голливуде”, “Уитнейл и я”, “Лакричная пицца”, да мало ли ещё найдётся фильмов, которые способны без всякого 5-D эффекта погрузить в атмосферу, окутать музыкой, палитрой, деталями. И, конечно, поймать зрителя на крючок изящного сюжета. Для нового праздничного сезона такой фильм тоже нашёлся: “Оставленные” (The Holdovers, 2023).
А вы готовы увидеть в 2024-м настоящую драму, не затянутый хронометраж, человечное, доброе, не извращённое кино? Я тоже не была готова, но увидела. История затрявших на Рождество в престижной школе детей богатых родителей и присматривающего за ними чудаковатого строгого учителя полна казусов, взаимных обид и предрассудков. Она разворачивается постепенно, от одной дурацкой или трогательной ситуации к другой, словно переворачивая листки невидимого календаря. Режиссёр Александр Пэйн воплотил время на экране так, будто не только действие происходит в канун нового 1971 года, но и сама картина снята тогда же – эффект съёмки на плёнку, аудиоряд, детализация художественной постановки. Но не это главное: ему удалось воссоздать старое доброе кино, в котором сюжет не подгоняется под рамки, а является органичным продолжением реальной жизни. Не гимном вечно и подчёркнуто обиженных, не знаменем модных, не манифестом сиюминутных.
Это история неудачников, скажут многие. Быть может, но зато справедливых неудачников. Тех, которых так много, и которых вечно не замечают в силу их правильности и оттого неуспешности. Во все времена человек с самым добрым на свете сердцем, но говорящий другим правду в глаза, не унижающийся до заискиваний и пресмыканий перед “успешными” будет считаться неудачником. Сюжет “Оставленных” закручивается вокруг двух таких борцов с системой, принадлежащих к разным поколениям. Учитель древней истории мистер Ханэм (Пол Джаматти) преподаёт в престижной школе, но вечно плюёт против ветра: не стесняется заваливать на экзаменах детей спонсоров, если те того заслуживают, и высказывать руководству всё, что думает об избирательной педагогике, за что его и оставляют отбывать повинность в рождественские каникулы. Строптивый старшеклассник и второгодник со стажем Ангус Талли (Доминик Сесса) ему под стать – задира, спорщик, с другой стороны, в нём есть доброта к ближнему, он готов защищать младших и давать отпор нахалам. В коллективе оставленных на все праздники эти двое как кошка с собакой, но, когда остальных ребят всё же разбирают по домам, профессору и ученику ничего не остаётся, как попытаться найти общий язык, чтобы удержать хрупкий мир.
Это фильм о том, как легко мы судим о малознакомых людях, не зная их. О том, что порой сделать усилие над своей заносчивостью, гордостью или глупостью и выслушать намного сложнее, чем остаться равнодушным, но оно того стоит. О том, как много эмоциональных трудностей можно преодолеть, если не замыкаться. О том, что доброта нужна не только в праздники.
В фильме совсем не много персонажей, и это делает его атмосферным, камерным, как праздники в пустой школе. К слову, ещё один штрих к реалистичному воссозданию духа фильма 1970-х: все съёмки проходили без декораций и студийных фрагментов, исключительно на натуре в Бостоне, подлинных школах Гротона, Дирфилда и Фэйрхэвена в Массачусетсе во время весенних каникул 2022 года. Тем не менее, даже в заглавных титрах, максимально стилизованных под пластиковый, цветастый, виниловый и геометричный видеоряд 1970-х, вставлено шуточное упоминания 1971 года производства картины.
Заслужены ли “Золотые глобусы” Пола Джаматти за лучшую мужскую роль в мюзикле или комедии и Дэ’Вайн Джой Рэндолф за лучшую женскую роль второго плана? Безусловно. Как и невероятно к месту была шутка Джаматти про огромное количество лестниц на сцене “Глобуса” – переложение реплики его персонажа из фильма. Что ж, ещё больше лестниц ведут к “Оскару”.
Екатерина Смирнова,
also known as kot_pofigist