Ultraviolet
Компания «Sony Pictures» выпустила на первозонном DVD последний фильм Курта Виммера «Ultraviolet» («Ультрафиолет») в двух вариантах – театральном и расширенном. Настоящая рецензия относится к расширенной версии фильма, которая длиннее театральной на шесть минут (именно этим продиктовано мое решение написать об американском издании, а не о российском «выхолощенном» релизе «Twister’а»).
Перед Виммером стояла нелегкая задача если не превзойти, то повторить успех своей предыдущей замечательной картины «Эквилибриум», которая сделала ему имя среди киноманов всего мира. К большому сожалению следует признать, что режиссеру это не удалось. Виммер загнал себя в угол, в очередной раз сняв фильм о мрачном будущем человечества. Возможно он рассчитывал, что пойдя по проторенной им же дорожке, у него получится еще один шедевр. Однако эти два произведения радикально отличаются друг от друга, и их ни в коем случае нельзя уравнивать.
«Ультрафиолет» – это по большому счету бездумный футуристический боевик, который не поднимает (или почти не поднимает) серьезные морально-этические и философские проблемы, как это делал в свое время «Эквилибриум». Лента Виммера – это феерия красок и специальных эффектов. Неискушенный зритель будет думать, что «Ультрафиолет» основан на комиксах, благо к этому его подталкивают начальные титры, стилизованные под комикс-культуру. Однако таких комиксов никогда не существовало! Либо Виммер, будучи заранее уверенным в триумфе фильма, думал, что на его основе будут делать популярные комиксы, либо же на набирающей силу в последнее время волне доходных экранизаций комиксов он надеялся привлечь более широкие массы в кинотеатры. Лично мне думается второе. Вообще, на мой взгляд, новое творение Виммера нужно рассматривать не как художественный фильм, а как кинокомикс, ожившие картинки про бунтарку Вайолет, борющуюся против милитаристского режима и своих бывших соратников. С другой стороны, даже в большей степени, «Ультрафиолет» напоминает компьютерную игру, где реальными являются только актеры, а весь окружающий мир – цифровой анимацией. В этом смысле он очень походит на французский фильм «Бессмертные: Война миров» и американскую картину «Небесный капитан и Мир будущего». Кстати, не все компьютерные эффекты «Ультрафиолета» хороши – есть откровенно халтурные, схожие с графикой старых дешевых видеоигр (например, сцена с погоней за Вайолет на мотоцикле не выдерживает никакой критики). Вместе с тем, надолго запоминаются такие сцены, как эпизод со сброшенными с неба блестящими черными шарами, которые разбив стекла здания, чудодейственным образом превращаются в вооруженных агентов подполья. И таких впечатляющих моментов в фильме немало.
И все же Виммер не был самим собой, если бы частично не использовал в картине идеи, заложенные еще в «Эквилибриуме». Кроме сходства между тоталитарным и милитаристским режимами, героями-одиночками, бросающими вызов всей репрессивной системе, в «Ультрафиолете» вновь завуалирована антицерковная, антикатолическая составляющая (в «Эквилибриуме» она более агрессивно выражена). Обратите внимание на комплекс правительственных зданий, эдакое сосредоточение зла, где находятся резиденция вице-кардинала Даксуса, научные лаборатории и военные учреждения – он выполнен в форме креста.
Несколько слов об экшен-сценах. Здесь Виммер вывел в абсолют придуманное им боевое искусство «Gun Kata» (подробнее см. рецензию на «Эквилибриум») – Вайолет пользуется им постоянно на протяжении всего фильма. При этом она умудряется его без устали совершенствовать, внося в него все новые и новые элементы (особенно поражают приемы уклонения от пуль). Однако эти, на первый взгляд, потрясающие трюковые эпизоды не «забирают» – все без исключения многочисленные схватки однообразны и схематичны: в середине стоит Вайолет, а вокруг нее враги; несколько ловких движений героини, и они уже лежат без признаков жизни. Иногда бои настолько ирреальны, что хочется смеяться (примечателен диалог – главный злодей: «Со мной здесь 700 вооруженных людей. Что ты можешь с ними сделать?»/главная героиня: «Я могу убить их»). Ну а где же кровь? Вот тут-то мы и подходим к самому интересному.
Как я уже отмечал, мы рассматриваем нецензурированную, то есть расширенную, версию фильма. Но увидев ее, я так и не смог понять, зачем нужно было делать отдельный «кинотеатральный» вариант «Ультрафиолета»? «Обнаженки» нет (не считать же оной показываемую со спины идущую по коридору почти что в кромешной темноте голую главную героиню), жестокости и насилия почти нет (все боевые сцены воспринимаются скорее как балетные па; противники Вайолет после встречи с ней обычно лежат в маленьких, почти не заметных лужицах крови). Как же тогда смотреть театральную версию? Ведь там вообще ничего не должно было остаться? Возможно именно это шестиминутное «редактирование» и привело к оглушительному провалу фильма в прокате на Западе? Приведу один немаловажный факт. На какой-то стадии недовольные предварительным просмотром фильма студийные боссы забрали у Виммера уже отснятую картину и полностью перемонтировали ее без согласия режиссера. По информации из многих источников, режиссерская версия «Ультрафиолета» была на тридцать (!) минут дольше нынешней. Может быть, когда-нибудь нам посчастливиться увидеть фильм в таком виде, каким он и был задуман Виммером. Остается только надеяться и ждать…
Про актерскую игру говорить особо нечего. Милая Милла Йовович в образе Вайолет чувствует себя как рыба в воде – сказывается ее большой опыт в подобных ролях в «Пятом элементе» и двух «Обителях зла» (на подходе третья). Она лихо машет руками и ногами, делает головокружительные кульбиты, стреляет как профессиональный киллер, орудует катаной не хуже «Черной Мамбы» из «Убить Билла». При этом она проявляет почти что материнские чувства (правда, не очень убедительно) к клонированному мальчику «Шесть», которого играет восходящая звезда Голливуда Кэмерон Брайт, широко известный по «Эффекту бабочки», «Другому», «Рождению». Про него ничего вообще ничего не скажу – ну не нравится мне этот юный актер с вечно «мертвым», ничего не выражающим неприятным лицом! Хорошо сыграл главного негодяя Ник Чинланд («Хроники Риддика», «Слезы солнца», «Тренировочный день»). Как и в «Эквилибриуме» в «Ультрафиолете» отметился небольшой, но значительной ролью Уильям Фиктнер.
В конце 21 века в результате неудачного эксперимента с искусственно созданным вирусом, первоначально предназначенным для создания суперсолдат, человечество разделяется на два лагеря: обычных людей и гемофагов (зараженные вирусом люди, получившие сверхъестественную силу и ловкость и питающиеся кровью, т.е. те же вампиры). У гемофагов, так же как и у последователей легендарного Дракулы, из-за генетических изменений в организме даже начинают расти резцы (читай, клыки) и ускоряется регенерация тканей. При этом гемофаги живут значительно меньше нормальных людей. Люди находятся на грани войны против гемофагов, которые вынуждены прятаться в подполье.
Таким гемофагом является наша главная протагонистка Вайолет (Милла Йовович), которой руководством оппозиции поручено проникнуть в правительственную лабораторию и выкрасть единственный образец недавно разработанного страшного оружия, способного уничтожить всех гемофагов на земле. Вайолет пробирается туда без труда, выдав себя за специального курьера и пройдя все необходимые тесты (для отвода глаз ей предварительно был введен препарат, маскирующий ее «гемофагскую» сущность). В момент передачи ей заветного чемоданчика с оружием раздается сигнал тревоги – прибыл настоящий курьер. Начинается схватка Вайолет с огромным количеством охранников и солдат, которая, в принципе, продолжается в течение всего фильма вперемежку с недолгими лирическими отступлениями. Всех раскидав, девушка возвращается в штаб-квартиру гемофагов и, оставшись одна, несмотря на запрет лидера повстанцев Нервы, открывает похищенный чемодан. К своему изумлению она обнаруживает в нем спящего мальчика лет 12-13 (Кэмерон Брайт). Затем она передает чемодан Нерве, который хочет убить ребенка. Поняв, что Нерву не переубедить, Вайолет уходит от него. Тем временем, он спокойно пускает пулю в голову мальчика и… понимает, что стрелял в голографическую проекцию. Вайолет спасает мальчика, и теперь их преследуют и силы правопорядка, и ее же бывшие товарищи. Она ищет помощи у своего друга Гарта (Уильям Фиктнер), гемофага, занимающегося химией. Он берет кровь у мальчика и после анализа выясняет, что из нее можно создать сыворотку, которая излечит гемофагию и продлит жизнь зараженных (к тому времени Вайолет осталось жить всего 36 часов). Одновременно он узнает, что ребенок тоже долго не протянет, так как кровь его заражена. Вайолет принимает решение вернуться в лабораторию для того, чтобы заставить вице-кардинала Даксуса (Ник Чинланд), чьим шестым клоном является мальчик, ввести ему антидот, который может его спасти (девушка начинает привязываться к ребенку, который напоминает ей о прошлой, человеческой, жизни, когда она была беременна). Развязку фильма не стоит пересказывать, иначе фильм будет неинтересно смотреть. Для затравки сообщу, что в итоге станет ясно, кем на самом деле является Даксус и каковы его истинные планы, связанные с мальчиком по имени «Шесть».
Несмотря на критические замечания, я все-таки не назвал бы «Ультрафиолет» совсем слабым фильмом, достойным всеобщего презрения. Он весьма оригинальный и зрелищный, в нем предостаточно действия, скучать он не даст. Но не стоит искать в нем глубокого смысла, нужно просто наслаждаться зубодробительным, хотя и немного «пресноватым» экшеном. Вполне возможно, что со временем он приобретет статус «культовой» картины. Посмотрите «Ультрафиолет» (только в расширенной версии), не игнорируйте его, ведь все же это фильм создателя великолепного «Эквилибриума».