Вам нравится Хичкок?
Не так давно компания MC Entertainment выпустила на DVD-носителе фильм столь любимого мной итальянского гения киноужасов Дарио Ардженто «Вам нравится Хичкок?» (Ti Piace Hitchcock?). Эта картина, снятая специально для итальянского телевидения Rai Uno, положила начало серии телевизионных фильмов, посвященных творчеству великого Альфреда Хичкока. Не удивительно, что Дарио Ардженто, известный прежде всего своими великолепными кровавыми фантасмагорическими фильмами ужасов «Суспирия», «Инферно», «Феномена», выступил в качестве телережиссера очень изящной и умной детективной истории, весьма далекой от его предыдущих кошмаров – у него достаточно богатый опыт работы на телевидении, а также он является создателем превосходных триллеров-«джиалло» (giallo*): «Птица с хрустальным оперением», «Кошка с девятью хвостами», «Бессонница» и т.д. Если быть уже совсем объективным, то в фильмографии Ардженто больше настоящих триллеров, чем ужасов (хотя они значительно страшнее и кровавее, чем настоящие «ужастики» других именитых режиссеров этого жанра). Тем не менее, «Вам нравится Хичкок?», несмотря на его кажущуюся «легкость» и «телевизионность», постоянно держит зрителя в напряжении. Совершенно не характерны для телевизионного фильма сцены убийства (типичное для Ардженто смакование самого процесса) и откровенной эротики (что, в свою очередь, не очень для него типично).
Название фильма очень хорошо передает его атмосферу; другими словами вся картина является набором клише (в хорошем смысле этого слова) из классических лент Хичкока, Брайна де Палма и самого Ардженто. В частности, в большей степени фильм напоминает нам две картины легендарного «Хича» – «Окно во двор» с несравнимыми Грейс Келли и Джеймсом Стюартом и «Незнакомцы в поезде». А в целом, практически каждый эпизод «Вам нравится Хичкок?» имеет в своей основе моменты из других фильмов вышеуказанных режиссеров. Даже на витрине фигурирующего в ленте видеопроката висит плакат последнего триллера Ардженто «Игрок». Однако рассмотреть все эти детали под силу только заядлым киноманам. Основной актерский костяк состоит из молодых, не особо знакомых российским зрителям, итальянских исполнителей. Тем не менее, следует отметить их отличную игру и профессионализм.
Вкратце о фильме. Джулио, студент-киновед, специализирующийся на раннем немецком экспрессионизме и являющийся большим любителем хичкоковских фильмов, временами наблюдает из окна своего дома за привлекательной девушкой Сашей, живущей напротив. Однажды он стал свидетелем серьезной ссоры Саши с ее матерью. После этого, зайдя в местный видеопрокат, Джулио увидел, как она познакомилась с одной таинственной незнакомкой на почве общей любви к фильму Хичкока «Незнакомцы в поезде». Однажды ночью он был разбужен страшными криками. Выяснилось, что кто-то в отсутствии Саши (у нее было стопроцентное алиби) пробрался в ее квартиру и убил мать. Джулио начинает собственное расследование преступления, будучи уверенным, что убийство совершила подруга Саши по ее же заказу, взяв за основу сюжет «Незнакомцев в поезде». Последние десять-пятнадцать минут фильма смотрятся на одном дыхании – кажущийся конец фильма на самом деле не является его финалом.
В картине звучит великолепная музыка маэстро Пино Донаджио, которого можно смело назвать соавтором Ардженто, так как без нее фильм утратил бы всю свою прелесть (в прошлом он неоднократно обогащал своими композициями фильмы Ардженто, де Палма и других мастистых режиссеров). Весьма символично, что именно Дарио Ардженто выпала честь снять «пилотный» фильм телесериала Rai Uno памяти Альфреда Хичкока – недаром его называют «итальянским Хичкоком».
—————– Слово giallo переводится с итальянского как «желтый» (мягкие обложки детективных романов в Италии, которые часто экранизировались, имели желтый цвет). В настоящее время этим термином называются произведения литературы и кино, где наряду с детективным сюжетом преобладают элементы ужасов и эротики (последнее в меньшей степени), то есть, речь идет о своеобразных «триллерах».