Тёплая зима со звёздами в Марракеше
C 24 ноября по 2 декабря 2023 года в Марракеше прошёл 20-й Международный кинофестиваль, неоднократно переносившийся в период пандемии и наконец дождавшийся своего часа. Марокко создаёт устойчивый диалог африканского и мирового кино, зажигает новые звёзды и удивляет астрономией голливудских гостей.
В этом году в многонациональную сборную жюри фестиваля вошли американская актриса и продюсер Джессика Честейн, актриса Камилль Коттен (Франция), режиссёр Тарик Салех (Швеция, Египет), сценарист Джоанна Хогг (Великобритания), режиссёр Ди Рис (США), актёр Александр Скарсгард (Швеция), журналист и писатель Лейла Слимани (Марокко, Франция), актриса, режиссёр и продюсер Зар Амир (Иран), актёр и режиссёр Джоэл Эджертон (Австралия). Трансконтинентальному жюри под председательством Честейн предстояло оценить четырнадцать фильмов совместного производства почти тридцати стран.
Фестиваль открылся церемонией вручения специальной премии Мадсу Миккельсену, обаятельный датчанин получил награду за вклад в кинематограф из рук своего друга и коллеги Уиллема Дэфо и, забыв очки, произнёс множество тёплых слов благодарности с тем самым запоминающимся мягким акцентом, делающим его востребованным голливудским злодеем (и не только). Гостями фестиваля стали также Мэтт Диллон, Тильда Суинтон, Саймон Бейкер, Изабель Юппер, Вигго Мортенсен, Наоми Кавасе и другие частые имена из поисковых запросов киноманов. Вообще все звёзды на марракешском небосклоне неслучайны, из них складываются гармоничные созвездия, и любители кино это оценят: Мадс Миккельсен снимался с Уиллемом Дэфо в байопике “Ван Гог: на пороге вечности”, с Тильдой Суинтон – в “Докторе Стрэндже”, а Дэфо и Суинтон в свою очередь работали в тандеме в легендарном “Отеле “Гранд Будапешт” Уэса Андерсона. Более того, многие из приглашённых звёзд неоднократно снимались в Марокко: Тильда Суинтон в Танжере (“Выживут только любовники” Джима Джармуша), Мадс Миккельсен в Фесе и Ужде (“Индиана Джонс и колесо судьбы” Джеймса Мэнголда).
Программа фестиваля недаром была рассчитана на десять дней: всего на трёх площадках прошло более восьмидесяти сеансов. Помимо конкурсных и предпремьерных показов отдельный кластер был выделен будущим деятелям индустрии кино, для них организовали воркшоп ATLAS под почётным патронатом Мартина Скорсезе. И по тому, сколько внимания уделялось его вкладу в кинематограф буквально всеми, в чьих руках оказывался микрофон, казалось, что после недавнего дня рождения великого мэтра фильмом открытия обязаны были стать “Убийцы цветочной луны”. В Марракеше также прошли предпремьерные показы предстоящих релизов “Меч короля” (Дания), “Память” (США) и “Сидони в Японии” (Швейцария). “Меч короля” с всё тем же Мадсом Миккельсеном в главной роли участвует в гонке за Оскаром-2024 в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”, этот показ был, пожалуй, самым ожидаемым, опять же странно, что и “Меч” не стал фильмом открытия.
Не случилось: учредителям отчего-то приглянулся “Наёмный убийца” Ричарда Линклейтера, уже собравший урожай своих премьер в Венеции и Торонто и благополучно проданный Netflix для массового стримингового релиза. Путём опроса коллег по цеху выяснилось, что и иностранных, и марокканских зрителей несколько удивило открытие фестиваля не новым и оставляющим смешанные впечатления фильмом. Бессюжетный, плоский, предсказуемый, фактически набор сцен без начала и внятного конца, присыпанный штампованными шутками и сомнительной моралью, он понравился бы непритязательной молодёжи в 1990-х, но не полному залу профессионалов индустрии в 2023-м.
Но настоящим магнитом для критиков и зрителей стали встречи с мировыми звёздами в необычном формате образовательных мастер-классов, организаторы подошли к этому патриотично и выделили квоту на вопросы исключительно марокканским студентам-кинематографистам. Будущие актёры, режиссёры, шоураннеры, сценаристы, монтажёры и операторы засыпали вопросами Мадса Миккельсена, Уиллема Дэфо, Мэтта Диллона, Тильду Суинтон, Наоми Кавасе, Вигго Мортенсена, Саймона Бейкера, и в этом было что-то очень милое и правильное: журналисты воспользуются аккредитацией и возьмут интервью на официальных пресс-конференциях, деятели кино найдут возможность пообщаться с интересующими их персоналиями, а для ребят это настоящий шанс, пусть даже через онлайн-переводчик.Звёзды нашли правильные, жизненные и ободряющие слова для тех, кто только начинает свой путь в кино: верить в себя, не теряться, не выжидать, делать то, что нравится, и на совесть, не распыляться и не бояться неидеального знания иностранного языка.
Приятно, что на встречах с публикой обсуждалось лишь искусство. Фестивалю под патронатом королевской семьи Марокко удалось избежать политики, даже в приветственной речи председателя жюри Джессики Честейн прозвучали слова о том, что каким турбулентным ни был бы мир вокруг нас, каждый голос заслуживает быть услышанным, и миссия искусства – донести эти голоса, объединить, а не разъединить, пером, кистью, или камерой. Да, конкурсная программа была заряжена острой социальной и конфликтной проблематикой, приз за лучшую режиссуру получил франко-малийско-сенегальский фильм “Банель и Адама” об истории любви и страсти вопреки обычаям, лучшим актёром выбран Дога Каракас за роль в турецкой картине “Общежитие” о конфликте религиозного и светского воспитания, а лучшей актрисой стала Ася Зара Лагумджа, сыгравшая в боснийско-хорватской ленте “Экскурсия” о проблемах боснийской молодёжи. Специальные призы жюри были отданы марокканско-катарскому проекту “Псы” о мафиозных пригородах Касабланки и франко-палестинскому фильму “Прощай, Тибериас” о побеге от своих корней и возвращении к ним. Главный приз фестиваля, золотая звезда, досталась марокканскому фильму “Мать всей лжи”, снятому при участии Египта, Катара и Саудовской Аравии. Женщина-режиссёр Асме Эль Мудир путём аллюзий на подлинные события в истории Марокко рассказала историю семьи, или наоборот – фильм можно “прочесть” с двух сторон, видимо, этим он и впечатлил жюри.
Кто бы ни выиграл, участие тоже важно: любой фестиваль как стартовая площадка для сотен начинающих кинематографистов. После Марокко запомнятся и новые имена, и необычные сюжетные решения, и операторские находки, и саундтреки. Марракешская зима как дружелюбный оазис для деятелей кино всех стран, здесь африканские и южноамериканские независимые фильмы соревнуются с ближневосточными, европейскими и азиатскими, а марокканские организаторы следят за новинками российского кинематографа и с увлечением готовы его обсуждать. Воистину, поворот на юг и африканские тренды уже не фантастика и не пустой звук: это перспективный двигатель киноиндустрии. Надо только не отстать.
Екатерина Смирнова,
also known as kot_pofigist