Тёплая зима со звёздами в Марракеше

C 24 ноября по 2 декабря 2023 года в Марракеше прошёл 20-й Международный кинофестиваль, неоднократно переносившийся в период пандемии и наконец дождавшийся своего часа. Марокко создаёт устойчивый диалог африканского и мирового кино, зажигает новые звёзды и удивляет астрономией голливудских гостей.

В этом году в многонациональную сборную жюри фестиваля вошли американская актриса и продюсер Джессика Честейн, актриса Камилль Коттен (Франция), режиссёр Тарик Салех (Швеция, Египет), сценарист Джоанна Хогг (Великобритания), режиссёр Ди Рис (США), актёр Александр Скарсгард (Швеция), журналист и писатель Лейла Слимани (Марокко, Франция), актриса, режиссёр и продюсер Зар Амир (Иран), актёр и режиссёр Джоэл Эджертон (Австралия). Трансконтинентальному жюри под председательством Честейн предстояло оценить четырнадцать фильмов совместного производства почти тридцати стран.

Opening ceremony, Marrakech Film Festival, 20th edition, November 24, 2023

Photo: Ekaterina Smirnova

Фестиваль открылся церемонией вручения специальной премии Мадсу Миккельсену, обаятельный датчанин получил награду за вклад в кинематограф из рук своего друга и коллеги Уиллема Дэфо и, забыв очки, произнёс множество тёплых слов благодарности с тем самым запоминающимся мягким акцентом, делающим его востребованным голливудским злодеем (и не только). Гостями фестиваля стали также Мэтт Диллон, Тильда Суинтон, Саймон Бейкер, Изабель Юппер, Вигго Мортенсен, Наоми Кавасе и другие частые имена из поисковых запросов киноманов. Вообще все звёзды на марракешском небосклоне неслучайны, из них складываются гармоничные созвездия, и любители кино это оценят: Мадс Миккельсен снимался с Уиллемом Дэфо в байопике “Ван Гог: на пороге вечности”, с Тильдой Суинтон – в “Докторе Стрэндже”, а Дэфо и Суинтон в свою очередь работали в тандеме в легендарном “Отеле “Гранд Будапешт” Уэса Андерсона. Более того, многие из приглашённых звёзд неоднократно снимались в Марокко: Тильда Суинтон в Танжере (“Выживут только любовники” Джима Джармуша), Мадс Миккельсен в Фесе и Ужде (“Индиана Джонс и колесо судьбы” Джеймса Мэнголда).

Mads Mikkelsen receiving a special tribute award at Marrakech Film Festival, November 24, 2023

Photo: Ekaterina Smirnova

Программа фестиваля недаром была рассчитана на десять дней: всего на трёх площадках прошло более восьмидесяти сеансов. Помимо конкурсных и предпремьерных показов отдельный кластер был выделен будущим деятелям индустрии кино, для них организовали воркшоп ATLAS под почётным патронатом Мартина Скорсезе. И по тому, сколько внимания уделялось его вкладу в кинематограф буквально всеми, в чьих руках оказывался микрофон, казалось, что после недавнего дня рождения великого мэтра фильмом открытия обязаны были стать “Убийцы цветочной луны”. В Марракеше также прошли предпремьерные показы предстоящих релизов “Меч короля” (Дания), “Память” (США) и “Сидони в Японии” (Швейцария). “Меч короля” с всё тем же Мадсом Миккельсеном в главной роли участвует в гонке за Оскаром-2024 в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”, этот показ был, пожалуй, самым ожидаемым, опять же странно, что и “Меч” не стал фильмом открытия.

Photo: BarnStorm Productions

Не случилось: учредителям отчего-то приглянулся “Наёмный убийца” Ричарда Линклейтера, уже собравший урожай своих премьер в Венеции и Торонто и благополучно проданный Netflix для массового стримингового релиза. Путём опроса коллег по цеху выяснилось, что и иностранных, и марокканских зрителей несколько удивило открытие фестиваля не новым и оставляющим смешанные впечатления фильмом. Бессюжетный, плоский, предсказуемый, фактически набор сцен без начала и внятного конца, присыпанный штампованными шутками и сомнительной моралью, он понравился бы непритязательной молодёжи в 1990-х, но не полному залу профессионалов индустрии в 2023-м.

Но настоящим магнитом для критиков и зрителей стали встречи с мировыми звёздами в необычном формате образовательных мастер-классов, организаторы подошли к этому патриотично и выделили квоту на вопросы исключительно марокканским студентам-кинематографистам. Будущие актёры, режиссёры, шоураннеры, сценаристы, монтажёры и операторы засыпали вопросами Мадса Миккельсена, Уиллема Дэфо, Мэтта Диллона, Тильду Суинтон, Наоми Кавасе, Вигго Мортенсена, Саймона Бейкера, и в этом было что-то очень милое и правильное: журналисты воспользуются аккредитацией и возьмут интервью на официальных пресс-конференциях, деятели кино найдут возможность пообщаться с интересующими их персоналиями, а для ребят это настоящий шанс, пусть даже через онлайн-переводчик.Звёзды нашли правильные, жизненные и ободряющие слова для тех, кто только начинает свой путь в кино: верить в себя, не теряться, не выжидать, делать то, что нравится, и на совесть, не распыляться и не бояться неидеального знания иностранного языка.

Mads Mikkelsen and Willem Dafoe in conversations at Marrakech Film Festival, November 2023

Photo: Ekaterina Smirnova

Приятно, что на встречах с публикой обсуждалось лишь искусство. Фестивалю под патронатом королевской семьи Марокко удалось избежать политики, даже в приветственной речи председателя жюри Джессики Честейн прозвучали слова о том, что каким турбулентным ни был бы мир вокруг нас, каждый голос заслуживает быть услышанным, и миссия искусства – донести эти голоса, объединить, а не разъединить, пером, кистью, или камерой. Да, конкурсная программа была заряжена острой социальной и конфликтной проблематикой, приз за лучшую режиссуру получил франко-малийско-сенегальский фильм “Банель и Адама” об истории любви и страсти вопреки обычаям, лучшим актёром выбран Дога Каракас за роль в турецкой картине “Общежитие” о конфликте религиозного и светского воспитания, а лучшей актрисой стала Ася Зара Лагумджа, сыгравшая в боснийско-хорватской ленте “Экскурсия” о проблемах боснийской молодёжи. Специальные призы жюри были отданы марокканско-катарскому проекту “Псы” о мафиозных пригородах Касабланки и франко-палестинскому фильму “Прощай, Тибериас” о побеге от своих корней и возвращении к ним. Главный приз фестиваля, золотая звезда, досталась марокканскому фильму “Мать всей лжи”, снятому при участии Египта, Катара и Саудовской Аравии. Женщина-режиссёр Асме Эль Мудир путём аллюзий на подлинные события в истории Марокко рассказала историю семьи, или наоборот – фильм можно “прочесть” с двух сторон, видимо, этим он и впечатлил жюри.

Winner of L'Etoile D'Ore at Marrakech Film Festival, December 2, 2023

Photo: Marrakech Film Festival 2023

Кто бы ни выиграл, участие тоже важно: любой фестиваль как стартовая площадка для сотен начинающих кинематографистов. После Марокко запомнятся и новые имена, и необычные сюжетные решения, и операторские находки, и саундтреки. Марракешская зима как дружелюбный оазис для деятелей кино всех стран, здесь африканские и южноамериканские независимые фильмы соревнуются с ближневосточными, европейскими и азиатскими, а марокканские организаторы следят за новинками российского кинематографа и с увлечением готовы его обсуждать. Воистину, поворот на юг и африканские тренды уже не фантастика и не пустой звук: это перспективный двигатель киноиндустрии. Надо только не отстать.

Екатерина Смирнова,

also known as kot_pofigist

 

 

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий


Warning: Undefined variable $user_ID in /var/www/u2912351/data/www/blogprofilm.ru/wp-content/themes/fmulti/comments.php on line 76