Бесцветный «Последний портрет»

Жанр байопика и мир искусства по-прежнему будоражат воображение режиссёров, и в этом нет ничего сверхъестественного. Творческим личностям интересно рассказывать о других творческих личностях, обращаться к странностям их богемной жизни. Актёр Стэнли Туччи, уже не раз пробовавший себя в качестве режиссёра, решил воплотить на экране даже не биографию, а скорее эмоциональный портрет художника, затеявшего свой последний портрет.

Альберто Джакометти был и впрямь выдающейся личностью – бросил реализм ради кубизма, ушёл от кубизма в сюрреализм, из сюрреализма подался в экспрессионизм. Дружил с Пикассо и Арагоном, однако отстранился от модных артистических кругов и тогдашнего мэйнстрима, уйдя в собственный стиль и личное творческое пространство, создавая загадочные скульптуры и не менее загадочные портреты. Сартр называл его художником-экзистенциалистом, а он был глубоко закомплексованной метущейся личностью и при этом несносным перфекционистом. Талантливого человека может сыграть только талантливый человек, и Джеффри Раш великолепен не только из-за портретного сходства с Джакометти. Когда-нибудь я напишу большую статью об имитации акцента в кинематографе, и, поверьте, это достойная тема для отдельного исследования: реалистично передать иностранный акцент в родном языке под силу далеко не каждому, даже после специальных занятий и артистической постановки дикции. Австралиец Джеффри Раш уловил тонкости акцента швейцарского итальянца в английском языке, поэтому фильм рекомендуется смотреть исключительно в оригинале (пусть и с субтитрами), иначе потеряется вся прелесть эмоционального общения героя с людьми, холстом и самим собой.

Фильм вообще мультиязычен и интернационален: дело происходит в Париже, Джакометти – швейцарец, его гость – американец, которого играет русский по происхождению Арми Хаммер, среди действующих лиц – французы, общающиеся с Джакометти и его братом на смеси французского и итальянского, а с приезжим на ломаном английском, их играют, естественно, французские актёры. В этом плюс картины – свободный творческий дух Парижа 1960-х годов, его то яркие, то тусклые краски, невесомые симпатии и сильные чувства, порывы вдохновения и рутина. Однако всё же остаётся впечатление, что чего-то не хватает, что не достаёт не то сценарной интриги, не то банально вдохновения, что ожидалось гораздо больше, чем в итоге вылилось на экран. Арми Хаммер хорош внешне, но деревянен в своей роли. Остальные актёры хороши, но мало заметны. Это, безусловно, театр одного актёра.

Конечно же, придерусь к русскому переводу названия. Вообще люблю придираться к переводу, но здесь у меня есть одно очень веское основание – “Final Portrait” в оригинале означает не столько “последний” по порядку (тогда уж было бы “The Last Portrait”), сколько финальную его редакцию. Безусловно, перевести название как «Итоговая версия портрета, и давайте на этом остановимся» было бы странновато, но именно в этом идея фильма. Неизбежно сомневающийся в себе на старости лет художник отчаянно мыкается, считая все свои творения то откровенным дерьмом, то совершенством незавершённости. Он заранее предупреждает молодого журналиста, легковесно согласившегося ему позировать, что портрет не может быть закончен, возможно, потому что чёткие сроки работы, условия, дедлайны и ощущение законченности убьют в нём эксцентрическую искру и желание творить как таковое. Джакометти сомневается и выпендривается не ради денег, ему совершенно всё равно, какие бешеные суммы платят за его скульптуры и рисунки – художник так и ходит в старом пальто и упрекает жену в мещанстве, а его делами заведует его более предприимчивый брат. Его интересует только процесс создания произведения и мысли, возникающие в этом процессе – порой парадоксальные, как и всё его творчество. И если сам художник показан во всей своей искрящей эксцентричности, то всё остальное блекнет на его фоне, и фильм выглядит плоско, даже несколько однообразно. Что ж, удачи Стэнли Туччи в его следующих проектах, успехов Арми Хаммеру в актёрской карьере (а ещё есть над чем работать), и аплодисменты Джеффри Рашу!

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Mila Severnaya
    January 29th, 2018 | 10:48 pm

    Рецензия появилась как нельзя кстати. Раздумывала: “пойти? не пойти?” И не потому что я не люблю длинноногие скульпруры Джакометти. Парадокс в другом – не хотела смотреть фильм, потому что читала хвалебные отзывы и что-то настораживало. А ознакомившись со статьёй kotа_pofigistа, захотелось обязательно побывать в “театре одного актёра” Джеффри Раша.Он – артист мощного дарования, запоминающийся, фактурный.
    Надеюсь осуществить поход в ближайшее время, спасибо за статью.
    М.С.

  2. Ахмедов Рустам
    January 31st, 2018 | 2:18 am

    Художники, скульпторы, да даже писатели – суть личности творческие, к которым обычная людская мерка ну никак не подходит. И Джакометти – типичная творческая личность – человек увлекающийся,и в чём-то даже истовый фанатик. И вот эту его натуру – человека творчества, который, казалось, что-то (в данном случае – портрет) казалось бы, уже почти закончил,но внезапно снова и снова увлекающегося распирающего его изнутри идеями, привносящего в кажущуюся завершённой картину что-то ещё, отчего его творение уже не кажется завершённым до конца, Джеффри Раш сыграл просто блестяще, по моему скромному мнению. Даже несмотря на заурядно и с явными режиссёрскими промашками и с тусклым сценарием снятый фильм, который Раш и вытягивает, собственно, своей, не побоюсь сказать этого слова, блистательной игрой.

  3. February 4th, 2018 | 4:39 pm

    Да, действительно – Джеффри Раш настолько великолепный актер, что любую картину с его участием нужно смотреть. Даже откровенно слабый (по сравнению с оригиналом) римейк “Дома ночных призраков” 1999 года смотрится “на ура” благодаря прекрасной игре Раша. Не говоря уже о более сильных лентах типа “Король говорит!”.
    К сожалению, на данный момент информация о сроках выхода “Последнего портрета” отсутствует.

Оставить комментарий