Гений на пороге вечности

Биографическая драма о жизни и творчестве гениального художника, снятая режиссером Джулианом Шнабелем. Потрясающая картина! Фильм очень натуральный. Операторская работа заслуживает самой высокой оценки. Картины природы, попадающие в объектив камеры – это живые полотна Ван Гога! Обращает на себя внимание роль, отведенная рукам художника, это отдельно сыгранная роль! Спецэффекты – чёрно-белое изображение, наложение кадра, повтор слов в голове героя – все работает на создание общей атмосферы. Порой, начинаешь ощущать все ароматы природы, чувствовать дуновение ветра, шум травы рядом.

Уиллем Дефо играет гения, одержимого живописью. Его никто не понимает, у него нет друзей, он одинок, как и все гении. Он живет в «душном» Париже, только младший брат помогает ему, поддерживая материально. Он мечтает изменить этот мир, открыв людям яркие краски и теплые цвета. Художник Поль Гоген (Оскар Айзек), понимая творческий поиск Ван Гога, советует ехать ему на юг Франции в Арль.

Природа вдохновляет Ван Гога. На первый взгляд затянутые паузы движения художника по полям и лесам дают возможность зрителю подумать обо всем.  «Для существования должна быть причина» – говорит художник, и он все время пытается доказать себе и всем, с кем его сводит жизнь, свою собственную «причину» существования. Думаю, что в фильме затронута проблема глубокого одиночества не только творца-художника, но и любого человека, который приходит в этот мир. Только природа – настоящий друг, она добра к человеку и отдает ему все сполна. Страдание Винсента беспредельно! Священник (Мадс Миккельсен), доктор Рауль Гаше (Матье Амальрик), врач Нильс Ареструнн – это люди, которые пытаются хоть как-то понять художника и помочь ему. Сцена в больнице с братом Тео (Руперт Френд) важна, но это только миг в жизни.

Ван Гог – символ измученной души, глубоко подавленный непониманием таких же, как он, людей, собратьев-художников. Особенно больно ему получать удары от детей. Жестокие существа в детском обличье и убивают художника. Он принимает мученическую смерть. Как истинный гений – он на пороге вечности. Игра всех актеров в этой драме на высоте. Уиллем Дефо великолепен! Я бы сказала, что сам фильм стоит на пороге вечности!

Марина Докучаева 

kot_pofigist

Комментарии

  1. Mila Severnaya
    April 2nd, 2019 | 12:19 pm

    Согласна с рассуждениями автора этой проникновенной рецензии. Фильм «На пороге вечности» является важным художественным событием и одним из лучших биографических фильмов, раскрывающих психологический портрет художника-творца. В письме к брату Тео Винсент Ван Гог писал: «Живопись прежде всего исповедь». Режиссёру Д.Шнабелю удалось передать исповедальность творческого процесса, даже его интимность. Мы видим гения в постоянном физическом и эмоциональном движении – в поисках натуры, за работой, во внутренних исканиях. Иного состояния у него, кажется, и не было. Он мало спал, почти ничего не ел (кофе и абсент бодрили его и губили одновременно), хотел успеть оставить на холстах материальное воплощение своего дара, объяснения которому найти не мог. Объектом его внимания становилась любая вещь: старые башмаки, стул, кровать. Ему интересны люди – Ван Гог оставил много портретов современников. Он изучает себя – пишет автопортреты. Но главным в его живописи на протяжении всей недолгой жизни оставалась природа как проявление высшего начала – божественного, космического, трактовать можно по-разному.
    Винсент, великий труженик живописи, взял кисть в 27 лет, всерьез занялся живописью в 29, в знаменитую частную художественную студию Фернана Кормона в Париже поступил в качестве ученика в 33. А отпущено ему было жить на свете всего 37. И он выработал свой неповторимый удивительный стиль. Стиль, совершенно непонятый при его жизни, оцененный только в ХХ веке, и ставший любимым миллионами, буквально модным трендом в ХХI веке. Парадокс. Люди следующего поколения, как будто приобретают новое зрение, другой взгляд.
    Выбор актёра на 100 процентов точен. Уиллем Дефо не играет, а проживает на экране самый трагический и плодотворный период жизни Винсента. Как он радуется чуду природы: деревьям с их причудливыми ветвями и корнями, полям, колыханию высокой травы под порывами мистраля, цветению и даже увяданию, и как страдает от непонимания и жестокости обывателей, как мучается от внутренних болезненных противоречий.
    Мне кажется, режиссеру и его команде удалось добиться главного, того что и определяет ценность фильма как художественного произведения – сопереживания зрителей.

    Мила С.

Оставить комментарий