Колетт

Байопик «Колетт» (2018, Великобритания, США) повествует о жизни знаменитой французской писательницы Сидони-Габриэль Колетт (1873-1954). Фильм снял режиссёр Уош Уэстмоленд по собственному сценарию, написанному в соавторстве с Ричардом Глацером и Ребеккой Ленкиевич. Биография Колетт настолько насыщена событиями, в том числе самого скандального свойства, что это не первый и, думается, далеко не последний фильм о талантливой эмансипированной женщине без комплексов. Авторов привлекли ранние годы её женской и творческой судьбы (с 1893 по 1910 гг.). Бисексуальная ориентация главной героини по нынешним временам – главный козырь. Если бы она увлекалась только мужчинами, то и фильм, вероятно, не состоялся бы.

Есть ещё одна деталь для беспроигрышного сюжета: Колетт как писатель стала известна широкой публике не сразу. Дело в том, что несколько лет она была «литературным негром» у собственного мужа, популярного журналиста, театрального критика, писателя, парижского бонвивана Анри Готье-Виллара, известного под именем Вилли и писавшего под этим же псевдонимом. Женившись на юной провинциалке и введя Колетт в светские литературные и артистические круги, Виллар научил её принимать законы столичного высшего света: интрижки на стороне – это не измена, главная составляющая успеха – связи с богатыми и влиятельными людьми, все средства хороши для возможности жить на широкую ногу.

«Колетт» – богато декорированная и костюмная драма из жизни французской богемы конца XIX – начала XX вв. Смотреть на красивую и, в общем-то, беспроблемную жизнь, достаточно интересно. Стильные наряды, кружева, шляпки, пуговки на платьях, кольца и украшения, милые безделицы, свечи, зеркала, в которых так эффектно отражается Колетт (Кира Найтли), живая черепаха в стразах на приёме в парижской Опера, балы, кареты, сады-парки, мужчины в котелках с тросточками, элегантные женщины, затянутые в корсеты… Всё так тонко, изящно, однако нравы богемной публики от изящества далеки –  отношения свободные, нравственные основы размыты. Вилли почти открыто живёт с несколькими женщинами. В обществе, где вращаются Вилли и Колетт, никого не смущает женщина, одетая мужчиной – Матильда де Морни, маркиза де Бельбёф (Дениз Гоф), более известная под именем Мисси. Именно Мисси станет любовницей и преданным другом Колетт на долгие годы. Колетт принимает философию Мисси: будь тем, кто ты есть, иди за своим чувством и естеством. Колетт признаёт в Мисси мужское начало и демонстративно называет её «он».

С Колетт происходит много всего интересного: она тоже надевает мужской костюм (очень идёт Кире Найтли), стрижёт свои великолепные волосы, становится танцовщицей в «Мулен Руж» (её скандальная пантомима с Мисси «Египетский сон» наделала много шума в Париже), обнажается на сцене в спектакле «Плоть», разводится с мужем. Но, главное, сумела отсудить у Вилли авторские права и доказать, что именно она автор романов о девушке Клодин, которые имеют фантастический успех.

Кира Найтли неплохо справилась с ролью Колетт, показав её независимый авантюрный характер. Остальные роли вполне достойны, но без особого блеска. Понравилась актерская работа Доминика Уэста в роли Вилли. Он играет негодяя с таким очарованием и явным удовольствием, что временами невольно симпатизируешь ему. Вилли можно назвать эффективным менеджером собственного писательского предприятия, который сумел лихо поставить себе на службу не только нескольких журналистов, но и собственную жену. И если как писатель он бесталанен, то как организатор процесса вполне на высоте. Нельзя сказать, что Вилли совсем не принимал участия в создании произведений: именно он подсказывал Колетт удачные повороты сюжетов, у него был нюх на то, что нужно публике. Первые книги о Клодин вышли под именем Вилли, и он искренне считал их своими. Д.Уэст показал в этой роли превращение яркого беспринципного светского льва, презирающего всякие условности, в разорившегося потрёпанного неудачника.

Авторы «Колетт» соблюдают все нынешние голливудские стандарты: нетрадиционные сексуальные отношения – зачёт; феминизм – зачёт; расовая толерантность – зачёт и по этому пункту. Вилли берёт себе секретарём жгучего афро-француза (именно он спасает от уничтожения рукописи Колетт, которые послужили доказательством её авторства). Или ещё эпизод – в Булонском лесу праздно сидят, зачитываясь романами о приключениях Клодин, нарядные девушки, и среди них – темнокожие. А так ли обстояло дело в реальности, вот что интересно. В начале ХХ века девушки из африканских колоний, увы, были в служанках да танцовщицах варьете, но не в госпожах. Не перегибают ли голливудские идеологи историческую палку? Наше нынешнее представление о толерантности не должно искажать историю, какой бы горькой или неправильной (с современной точки зрения) она ни была.

А жизнь реальной Колетт после времени, на котором авторы фильма ставят точку, продолжалась бурно и успешно. Дважды побывала замужем, родила дочь, крутила романы и с женщинами, и с мужчинами (предпочитала тех, что младше), написала много книг, дружила с самыми влиятельными и известными людьми своего времени, стала признанным классиком французской литературы, членом Гонкуровской академии, а потом и её президентом, кавалером Ордена Почётного Легиона. В 1966 году площадь перед зданием Комеди-Франсез в Париже была названа её именем.

Мила С.

P.S. В последние годы западные кинематографисты нередко идут по пути создания фильмов со сходными сюжетными линиями. В 2018 году такими лентами стали «Жена» (номинант на «Оскар») и «Колетт» – истории о женщинах, писавших книги за своих мужей.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий