Методом случайной выборки

Решила написать эту статью, вдохновившись недавним оригинальным обзором Кота_Пофигиста «Полёт критического мышления». Посмотрите, как неординарно и увлекательно наш автор подошёл к анализу фильмов, просмотренных (или подсмотренных) в полётах на дальних рейсах. Кот_Пофигист, известный путешественник, во всех поездках по миру всегда имеет наготове талантливое перо. По большей части в самолётах и поездах типа «Сапсан» или «Ласточка» показывают всякую ерунду. Но, даже если фильм стоящий, никогда не смотрю кино в пути. Если это поезд – то пейзаж за окном лучше любого фильма, а наблюдение за облаками, горами, морями и городами с высоты полёта лайнера – одно из самых увлекательных зрелищ. Однако Кот_Пофигист натолкнул на мысль об оценке случайно увиденных фильмов. У меня такие были в этом году, один со знаком «плюс», другой со знаком «большой минус». Если хотите, это будет баттл нового и старого отечественного инновационного кино.

Итак, с высшим баллом оценки – «Город Зеро» Карена Шахназарова. А на самое последнее из всех последних мест я бы поставила новодел 2021 года «Конёк-Горбунок», фамилии режиссёра не помню, да и знать не хочу, настолько не понравилась эта низкопробная поделка с жалкими потугами показаться компьютерным шедевром. С плохого впечатления и начну, не забыв отметить, что мнение это сугубо субъективное и на истину в последней инстанции не претендует.

«Конька» начали снимать в 2018 году, этим и объясняется присутствие в фильме в роли Царя Михаила Ефремова (озвучивал его С. Бурунов). Персонаж выглядит едва презентабельно: волосы торчат из-под короны грязными клочьями, Царь как бы слегка нетрезв или не вполне здоров, общая помятость лица и неопрятность в облике вызывают антипатию. Какой-то Царь не настоящий. Царь-Девица в исполнении Паулины Андреевой – также неудачная трактовка образа. Лицо злое, стервозный взгляд – ей бы больше подошла роль сказочной Ведьмы или Шамаханской царицы, но за Паулину есть кому слово молвить в кинематографическом мире, вот и снимают её, где ей самой хочется. Впрочем, все актеры в этом фильме как манекены – неживые, деревянные. Даже обычно подвижный лицом и телом Павел Деревянко, заключенный в компьютерного уродца Горбунка, одним только голосом не может спасти положение. Помните, была в наших сказках живая и мёртвая вода? Так вот, и фильмы можно так классифицировать. «Конёк-Горбунок» фильм однозначно мёртвый. Ни одной декорации, ни одного пейзажа без компьютерной графики и спецэффектов. Разве что сено, на котором спит в сарае Иван-дурак (Антон Шагин), имеет материальное происхождение.

©Photo credit: Columbia Pictures,СТВ

Хвалят костюмы «Конька-Горбунка». Они оригинальные, спору нет, но к костюмам из русской сказки не имеют никакого отношения. В театральной постановке, возможно, они будут неплохо смотреться, а в фильме – нет. Затащили меня на премьерный показ в кинотеатр с просьбой оценить фильм: каков он для детей, стоит ли их на него вести? Поддалась уговору, вот и брюзжу до сих пор. Современным детям, воспитанным на более жестоких и технологичных сюжетах, он, видимо, тоже будет не особо интересен – пресный. Лишь пресса захлёбывалась от восторга по новинкам цифровой анимации, словно в мире кино Америку открыли. В искренности многих положительных отзывов сомневаюсь, так как нельзя не видеть очевидного провала. На поверхности – подражание западным образцам, скудость мысли создателей сценария и убогое воплощение, несмотря на спецэффекты. Да, и главное – от гениальной сказки Ершова ничего не осталось, авторы перекроили сюжет по-своему. Дело не в осовременивании классики, удачных примеров тому много, а в том, что нынешний «Конёк-Горбунок» не смешной, плоский, совсем не увлекательный.

Случилось так, что многие отечественные фильмы конца 1980-х – середины 1990-х прошли мимо меня. В 1988 году на экраны вышел «Город Зеро», из которого я впоследствии видела какие-то отрывки на плохой тёмной плёнке. И вот 8 июля этого года, когда по ТВ отмечали день рождения нашего замечательного режиссёра и общественного деятеля Карена Шахназарова, показали отреставрированный «Город Зеро». Решила посмотреть спонтанно, почти случайно. А оторваться, начав смотреть, уже не смогла, зацепило сразу. Фильм загадочен, мистичен, и очень интересен, хотя глубинный замысел автора мне уловить не удалось.

Начинается всё буднично: инженер московского машиностроительного завода Алексей Варакин (Леонид Филатов) приезжает в командировку в небольшой провинциальный город. Он должен согласовать технические детали производства кондиционеров. В запущенном немноголюдном городе сразу начинаются странности. Инженер смущен голой секретаршей директора завода, на которую никто не обращает внимания. Ни о чём не договорившись с директором (Армен Джигарханян), который вообще не в курсе дел своего завода, Варакин решает вернуться в Москву, но ему это не удается. Ощущение какой-то завораживающей жути начинается в ресторане. Варакину приносят торт в виде его же головы, и тут же происходит самоубийство (или убийство?) повара Николаева, как оказалось в дальнейшем – бывшего милиционера и первого рок-н-рольщика города. Выстрел в пустом помпезном ресторане (Варакин там единственный посетитель) раздаётся на фоне джазовой музыки со сцены.

Мужчина пытается бежать, но не тут-то было! В кассе вокзала билетов нет, таксист вместо железнодорожной станции Перебродино привозит его в глухой посёлок Перебродово, где в лесу прячется необычный краеведческий музей. В ожидании другой машины Варакин принимает приглашение смотрителя посетить музей, находящийся на глубине 28 метров под землёй. Якобы именно там были найдены уникальные артефакты, подтверждающие, что все великие мира сего когда-нибудь да посещали таинственное Перебродово. Экспозиция со знаковыми персонажами всемирной истории в виде восковых фигур пугает – фигуры движутся, они живые. Варакину не по себе и от подземелья со странными фигурами, и от историй, которые рассказывает ему немного потусторонний смотритель (Евгений Евстигнеев). Машина не приходит, и Варакин остается на ночлег в семье местного электрика, сын которого, очень странный мальчик, предсказывает Варакину, что он никогда не выберется из этого города и умрет здесь в 2015 году.

©Photo credit: Мосфильм

Мужчина измучен иррациональными нелепостями, творящимися вокруг, при внешней заурядности и самого города, и населяющих его людей. Как будто инженер очутился не в командировке, а внутри длинного тяжёлого сна, из которого никак не может выбраться. Попытка побега из города на станцию на машине некой Анны заканчивается неудачей – за ним гонятся следователи. С Варакина как со свидетеля убийства бёрется подписка о невыезде, одновременно ему объявляют, что он сын повара Николаева Махмуд. Варакин настолько шокирован всем происходящим, что уже готов согласиться на всё, только бы уехать, убежать. Загадочные события продолжаются. Прокурор (Владимир Меньшов) ведет допрос Варакина, в ходе которого признается, что сам готов совершить преступление, попутно читает небольшую лекцию о государстве. Слова правильные, говорит складно, но глаза прокурора горят истовым, фанатичным безумием. Недавно ушедший знаменитый оскароносный режиссёр Владимир Меньшов ещё и прекрасный актёр, и эта лента тому подтверждение – в неожиданном амплуа и жанре.

Время в фильме течёт непонятно. Вернее, оно остановилось. Варакин в постоянном движении, он устал, но отдохнуть не может, его всё время куда-то везут, допрашивают, навязывают общение. Побывал Варакин и на даче местной знаменитости поэта Чугунова (Олег Басилашвили), и на юбилейной дискотеке рок-н-рольщиков в Доме культуры, где безуспешно пытается застрелиться прокурор. Варакин даже согласился выступить с речью как сын повара Николаева. Чугунов на этом вечере заявляет о победе демократии. Абсурд в кубе.

Герой совершенно отупел от невозможности остаться одному, подумать, сосредоточиться. Вечером к нему в номер гостиницы приходят все активные жители города. Они поют любимые песни, а потом решают идти к «дубу власти Дмитрия Донского». Дуб находится под охраной, так как всякий обладатель его веточки становится руководителем или вождём (ветви Дуба власти – звучит более чем современно). Люди вдруг кидаются обламывать ветки, и тут прокурор отстраненно, но жёстко говорит совершенно потерявшему волю и способность адекватно мыслить Варакину: «Беги!». Несчастный инженер бросается в лес, мечется по болоту, заблудившись в трёх соснах, и всё-таки вырывается из порочного круга к реке, садится в лодку и отчаянно гребёт прочь от берега. Погони нет. Фильм заканчивается на этом – лодка на середине реки, ночь, туман. Что хотел сказать режиссёр тогда, и как это проецируется на современную жизнь? Пока пребываю в раздумьях. Фильм отлично поставлен и снят, актёры играют великолепно. Вот что значит профессионализм, настоящая актёрская школа! Рекомендую всем, кто любит «умную мистику», непонятные сюжеты, иносказания с отсылками в историю, всем, кто ценит качественное и необычное отечественное кино.

М.С.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий