Не женская профессия?

На нашем сайте неоднократно обсуждались проблемы современного кинематографа, во многом надуманные, нелепые, ломающие историческую правду, перелицовывающие классические произведения в погоне за модными тенденциям. Благодаря «прогрессивным» установкам новых законодателей мод в западном кинематографе появляются неординарные прочтения Шекспира, Ростана или Агаты Кристи, в которые режиссёры угодливо вводят персонажей и ситуации, совершенно несвойственные эпохе и замыслу авторов. Думаю, вы понимаете, что я имею в виду. Или вдруг ярым феминисткам показалось, что мужчины изначально узурпировали профессию кинорежиссёра, отодвинув в сторону представительниц прекрасного пола. Однако стоит немного покопаться в истории кино, и окажется, что права женщин в этой области не только никто не ущемлял – именно женщины стояли у самых истоков кинорежиссуры и не выпускали камеры из рук ни во время войн и революций, ни в мирные времена.

Какая женщина впорхнула первой ласточкой в мир кинорежиссуры? Оказывается, пальма первенства принадлежит француженке Жермен Дюлак (настоящая фамилия Сессе-Шнейдер). Дюлак была не только режиссёром, но и сценаристом, теоретиком кино, журналистом, театральным критиком. Ещё в 1915 году Дюлак сняла фильм «Сёстры-враги». В своих фильмах много экспериментировала, стремилась создать поэтичную, эмоциональную атмосферу, задать психологизм посредством ассоциаций, а не строгих сюжетных линий. Наибольшую известность получили картины «Испанский праздник» (1919), «Смерть солнца» (1921), «Улыбающаяся мадам Бёде» (1922), сюрреалистический фильм «Раковины и священник» (1928) и другие. Была сторонником «интегрального кино», то есть отвлеченного от конкретного содержания. Но на бессюжетно-ассоциативных экспериментах Дюлак не остановилась. Снятые в 1929 году «Пластинка 927» (на музыку Ф.Шопена), «Арабески» и «Тема и вариации» (на музыку К.Дебюсси) представляли собой попытку создать «музыку для глаз», то есть прообразы видеоклипов.

В 1930-х годах снимала хронику, документальные и учебные фильмы из серии «Кино на службе истории», активно участвовала в движении киноклубов. Именно она в своих теоретических работах впервые выдвинула термин «авангард» для обозначения экспериментального направления французского кино 20-х годов ХХ века. В общей сложности Дюлак сняла более 30 фильмов, а её вклад в киноискусство как теоретика трудно переоценить. Жермен Дюлак, судя по фотографиям, была женщиной экстравагантной – одевалась в мужском стиле, носила короткую стрижку, в руках сигарета в мундштуке. Время было такое – люди искусства искали новые направления, жанры, стили, словом, самовыражались в новой эпохе.

Признаем, что француженка Ж.Дюлак была первой, но и Россия не отставала. Ольга Преображенская была не только известной актрисой, но и режиссёром. В 1913 году она начинала в кино как актриса, а вот режиссурой занялась в 1916-м, то есть на год позже Дюлак. Первая режиссёрская работа – фильм «Барышня-крестьянка» по А.С. Пушкину (совместно с В. Гардиным). После революции преподавала в Госкиношколе, а в 1926-27 годах поставила детские фильмы «Каштанка» и «Аня». С 1927 года работала совместно с режиссёром И.Правовым.

Их первая и наиболее значительная работа – фильм «Бабы рязанские» (1927) о бесправном положении женщин дореволюционной деревни. Ау, западные феминистки наших дней, вы поздно спохватились! Наш кинематограф уже в конце 1920-х годов поднимал тему женских прав и свобод. Причём режиссёры уделили особое внимание психологической углублённости образов, бытовой стороне явлений, реалистическим деталям. В содружестве с Правовым Преображенская снимала «Последний аттракцион» (1929), «Тихий Дон» (1931), «Вражьи тропы» (1935), «Степан Разин» (1939). Их последняя совместная работа «Парень из тайги» (1941), посвящена началу стахановского движения на золотых приисках Сибири. В ряде фильмов выступала в качестве сценариста.

Режиссёр-кинодокументалист Эсфирь Шуб внесла большой вклад не только в советскую, но и в мировую кинодокументалистику. Занимаясь исследованием русской дореволюционной кинохроники, она смонтировала из найденных в архивах киноматериалов фильмы «Падение династии Романовых» (1927), «Великий путь» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928). В них она выработала свой авторский принцип монтажа для воссоздания исторической атмосферы, сохраняя целостную картину действительности. Шуб пользовалась длинными планами, давая возможность зрителю всмотреться в лица людей на экране. В 1930-е годы Эсфирь Шуб обратилась к теме современности. В фильме «Сегодня» (1930) она использовала приём чередования кадров американской и советской кинохроники, используя искусство кино как средство контрпропаганды. Затем последовали «КШЭ» («Комсомол – шеф электрификации», 1932), «Москва строит метро» (1934), «Страна Советов» (1937), «Фашизм будет разбит» (1940), «Страна родная» (1942).

Э.Шуб работала и с зарубежным материалом: в 1934 году по турецкому контракту снимала фильм «Турция на подъёме» (был завершён в 1937 году ассистентом Шуб, турецким режиссёром К.Чакушем). В 1939 году создаёт фильм «Испания» на основе кадров, снятых во время Гражданской войны советскими операторами Р.Карменом и Б.Макасеевым, в 1947 году по собственному сценарию поставила на Бакинской киностудии фильм «По ту сторону Аракса». Творческие искания Э.Шуб, особенно принцип так называемого «монтажного фильма», оказали значительное влияние на развитие документалистики в кинематографе.

Советский режиссёр и сценарист Вера Строева известна фильмами «Право отцов» (1930), «Человек без футляра» (1932). В 1934 году совместно с Г.Рошалем поставила фильм «Петербургская ночь» по произведениям Ф.Достоевского, в 1940 году «В поисках радости» по роману забытого ныне писателя Ф.Панфёрова «Бруски». Наиболее известные работы Строевой связаны с героической революционной тематикой: «Поколение победителей» (1936), «Мы – русский народ» (1966), «Сердце России» (1971). Таков был социальный заказ, работа, которую надо было выполнять хорошо. Жанр «театр в кино» тоже не западное изобретение и не новинка 2010-х, в 1950-е годы Вера Строева экранизировала оперы «Борис Годунов», «Хованщина», в те же годы снимала фильмы-концерты («Большой концерт», «Весёлые звёзды»).

Юлия Солнцева с 1930-х годов работала ассистентом знаменитого режиссёра А.Довженко (в то время её мужа) в его картинах «Земля», «Иван», «Аэроград». Как сорежиссёр работала с Довженко над фильмами «Щорс» (1939), «Мичурин» (1949). Снимала документальные фильмы о войне, фильмы-спектакли. Солнцева сумела сохранить творческое наследие А.Довженко и осуществить его творческие замыслы, сняв фильмы по его сценариям: «Поэма о море» (1958), «Повесть пламенных лет» (1960), «Зачарованная Десна» (1964), «Незабываемое» (1967).

Татьяна Лукашевич начинала свой творческий путь с документальных и научно-популярных фильмов, но славу ей принесли художественные фильмы и фильмы-спектакли: «Гаврош» (1937), «Подкидыш» (1939), «Учитель танцев» (1952), «Свадьба с приданым» (1953), «Аттестат зрелости» (1954), «Слепой музыкант» (1960), «Ход конём» (1962), «Остров Колдун» (1964) и другие. Многие фильмы Лукашевич посвящены детям или подросткам, вступающим во взрослую жизнь.

Режиссёр-постановщик сказок и комедий Надежда Кошеверова в начале творческого пути снимала фильмы совместно с другими режиссёрами: «Черевички» (1944) и «Золушка» (1947) вместе с М.Шапиро, «Весна в Москве» (1953) – с И.Хейфицем, «Укротительница тигров» (1954) – с А.Ивановским. Хорошо известны её самостоятельные комедийные работы и фильмы-сказки, ставшие классикой: «Медовый месяц» (1956), «Шофёр поневоле» (1958), «Осторожно, бабушка!» (1960), «Старая, старая сказка» (1968), «Тень» (1971), «Царевич Проша» (1974), «Как Иванушка дурачок за чудом ходил»» (1977), «Соловей» (1979), «Ослиная шкура» (1982) и другие.

В этом обзоре никак не обойти Лени Рифеншталь, актрису, танцовщицу, режиссёра и фотографа, одну из самых неоднозначных фигур в кинематографе ХХ века. Взлёт её режиссёрской карьеры пришёлся на период господства в Германии нацистской идеологии, которую она открыто поддерживала. Фильмы Рифеншталь «Триумф воли» (1935) и «Олимпия» (1938) были призваны формировать эстетику «нового порядка». За режиссёром прочно закрепилась репутация активной пропагандистки Третьего рейха. После окончания Второй мировой войны своей моральной вины она не признавала.

Getty Images

В 1953 году Рифеншталь выпустила фильм «Долина», который долго монтировала в связи с судебными процессами над ней, проходившими сначала в американской, а потом во французской зонах оккупации. С 1960-70-х годов активно занималась фотографией, в том числе подводными съёмками, путешествовала по Африке. И прожила очень долго – ушла из жизни в 2003 году, отметив 101-й день рождения.

Известный польский режиссёр Ванда Якубовская начинала в 1930-х годах с документального кино. В годы Второй мировой войны активная участница антифашистского движения, в 1942-45 годах – узница Освенцима и Равенсбрюка. Антифашистская тема после войны становится главной в её творчестве: «Последний этап» (1948), «Солдат победы» (1953), «Встречи в темноте» (1960), «Конец нашего света» (1964).

Ещё одна представительница Польши Мария Каневская получила известность не только как характерная актриса, но и как кинорежиссёр, сценарист, режиссёр телеспектаклей и дубляжа. Её кинодебют «Неподалёку от Варшавы» состоялся в 1954 году. Затем – «Скандал из-за Баси» (1959), «Комедианты» (1962), «Девушка в окошке» (1964), «Бич божий» (1967) и многие другие. М.Каневская стала первым польским режиссёром дублирования (с 1948 года).

Режиссёр-постановщик Бинка Желязкова из Болгарии известна героическими фильмами «Партизаны» (1957), «Как молоды мы были» (1961). Затем последовали «Привязанный аэростат» (1967), «Последнее слово» (1973). В фильмах «Бассейн» (1977), «Большое ночное купание» (1980) и других подняла тему конфликтов и преемственность поколений, впоследствии снимала документальные и научно-популярные фильмы.

Список можно продолжить. Вспомним ещё наших талантливых и очень разных по творческому почерку женщин-режиссёров: Татьяну Лиознову, Ларису Шепитько, Искру Бабич, Динару Асанову, Светлану Дружинину, Аллу Сурикову, Киру Муратову, Веру Сторожеву, Дуню Смирнову.

Этот обзор получился, наверное, сухим изложением биографических фактов. К тому же он ограничен временными рамками (женщин-режиссёров в наши дни очень много). Хотелось на конкретных примерах показать: всё, что с такой помпой преподносится голливудскими кинодеятелями как прорыв общественного сознания, восстановление гендерной справедливости и т.д., началось задолго до их «гениальных прозрений». Женщины снимали кино по велению души и таланта, а не по голливудской моде. Снимали очень разное кино – художественное и документальное, экспериментальное и идеологическое. Все они остались в истории кино, участвовали в кинофестивалях, получали престижные награды, но для оскаровских идеологов всё оказалось забыто, занесено песками времени. И теперь зрителям заявляют: дискриминация по половому признаку! Где женщины-режиссёры? Но это либо заблуждение, либо незнание. Скорее последнее, так как мода пришла не только на оголтелую толерантность, но и на серость, неграмотность и скудоумие в любом формате. На самом деле женщины принимали самое активное участие в создании и развитии кинематографа, снимали кино в прошлом, снимают сейчас и будут снимать. Никаких проблем.

Мила Северная

 

kot_pofigist

Комментарии

  1. July 22nd, 2022 | 8:18 pm

    elena likhach wife

    blogProFilm.ru

Оставить комментарий