Нуреев: его сцена – весь мир

Премьера нового британского документального фильма «Нуреев: его сцена – весь мир» прошла в Москве 29 сентября 2018 года в кинотеатре «Каро 11 Октябрь» (режиссёры Джеки Моррис и Дэвид Моррис) с участием представителей съемочной группы. На следующий день фильм поехал в Санкт-Петербург, далее в Уфу и Казань.  Мировая премьера запланирована на 29 октября, т.е. российский показ опередил мировой. После просмотра было организовано обсуждение фильма, зрители задавали вопросы, приглашенные отвечали, делились деталями съемочного процесса.

Фильм интересный. Биография «великого и ужасного» Рудольфа Нуреева подана нестандартно. Особо хочу отметить оригинальное построение сюжета: рассказ о каждом этапе жизни знаменитого танцовщика предваряется балетными номерами. Поставлены они великолепно, тонко, изящно, драматично (постановщик танцев – известный британский хореограф Рассел Малифант). Зрителям, судя по вопросам из зала, это решение понравилось. Режиссёр Джеки Моррис поделилась творческими исканиями. Оказывается, первоначально задумывалось сделать фильм полуигровым с приглашением профессиональных артистов. Но в процессе съемок было решено вплести в документальное повествование пластические танцевальные этюды, которые передавали бы посредством танца судьбоносные повороты жизни Нуреева. Они очень украсили ленту. К безусловным плюсам фильма относятся кадры с блестящими выступлениями великого танцора, интервью с ним, воспоминания друзей и близких.

В фильме много уникальных документальных кадров, ранее не известных широкой публике, как например, сцена в полицейском участке Нью-Йорка. Рудольфа Нуреева и приму-балерину лондонского Королевского балета Марго Фонтейн посадили в «воронок» и отвезли в участок по подозрению в употреблении наркотиков в клубе с сомнительной репутацией. Но и там эта блестящая пара выглядела шикарно – он в модном костюме, она в белоснежной шубе. Смеялись, шутили. Обвинения были сняты, артистов отпустили. Но из этого случая Нуреев не преминул сделать шоу. Эпатажа и скандалов в его жизни было много, но не это главное. Прежде всего мы видим великого танцора, непростого человека с бешеным темпераментом, обладавшего колоссальной работоспособностью. Его стремление к совершенству доходило до фанатизма.

Много внимания авторы уделили многолетнему дуэту Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, одному из самых уникальных в истории балета. Этих людей связывало чувство большее, чем любовь, скорее полное совпадение во взглядах на творчество и жизнь, каждый являлся и продолжением, и антиподом другого. Разница в возрасте не играла для них никакой роли. Конечно, также не обойден факт нетрадиционной сексуальной ориентации Нуреева, но без смакования.

У фильма много достоинств. К безусловным плюсам относится то, что создатели фильма не стали городить огород про «кровавую гэбню», преследующую артиста всю жизнь, и прочие штампы.  Но с некоторыми выводами я бы не согласилась. Например, утверждение, что Нуреев был борцом с режимом, не выглядит убедительно. Он был гениальный танцовщик, наверное, лучший в мире, и знал себе цену. В 1961 году, когда он совершил свой знаменитый побег, он уже был невероятно популярен, на пике формы и восходящей всемирной славы. И вдруг Рудольфа отзывают с гастролей во Франции под надуманным предлогом. Он ни с кем не думал бороться, он хотел только танцевать, танцевать, танцевать. Наделённый поистине божественным даром, не мог смириться с тем, что его творческую судьбу ломают. Нуреев совершил прыжок в другую жизнь, буквально перемахнув через пограничные заграждения аэропорта, выбрав свободу творчества, но диссидентом он не был. К тому же, он уже знал, что особенный, ему нужна была и сексуальная свобода. Полагаю, он стремился к датчанину Эрику Бруну, даже ещё не будучи знаком с ним лично. Видел этого выдающегося танцовщика на гастролях, его педагог в Кировском театре А.И. Пушкин настоятельно рекомендовал учиться у Бруна технике, прыжкам. Холодный скандинавский принц покорил жаркого татарина сразу и навсегда. Рудольф влюбился! Это немаловажный фактор, учитывая бурный темперамент Нуреева.

Однако политическими спекуляциями он никогда не занимался, и, к тому же, должен был постоянно помнить, что в СССР у него остались родители и сёстры, близкие друзья, им он старался не навредить неосторожными высказываниями или действиями. Да, время было неласковое (а когда оно бывает другим?), его друзья пострадали, многих уволили с работы только за дружбу с танцором, он не видел мать почти 30 лет. Надо отдать должное авторам фильма – они не педалируют тему жутких русских, главное внимание уделено творчеству и непростой биографии великого артиста.

Запоминаются волнующие кадры (тоже ранее не виденные) встречи Нуреева с его первым педагогом, 100-летней бывшей балериной Кировского театра Анной Удальцовой. В Уфе она оказалась в ссылке, преподавала классический танец, и первая заметила одарённого мальчика, одержимого балетом. В 1987 году, когда Нуреев приехал в Россию (на отведенные ему 72 часа для прощания с умирающей матерью), он навестил в Уфе свою наставницу. Как почтительно он склонился перед ней, как смиренно спросил: «Вы помните меня?» Эта удивительная женщина поднялась навстречу своему постаревшему ученику, обняла и поцеловала: «Ты же мой Рудик!». Комок стоит в горле, глядя на такие искренние, эмоциональные кадры.

Вся блестящая и сложная жизнь Рудольфа Нуреева проходит перед глазами зрителей: рождение в поезде на берегу Байкала (на перегоне между Иркутском и Слюдянкой), нищее детство, первые успехи и признание в СССР, побег на Запад, всемирная слава, богатство, трагическая многолетняя разлука с родными, болезнь и смерть от СПИДа в 1993 году. При своем взрывном и неуёмном характере Нуреев всегда помогал друзьям и близким. Вот факт, вызвавший недоумение: тяжело заболевшая Марго Фонтейн очень нуждалась в средствах на лечение, т.к. видимо государственная пенсия была небольшой. И это у звезды Королевского балета! У богатой Великобритании не нашлось денег для помощи балерине, прославившей страну. Именно Нуреев оплачивал все счета на лечение, следил, чтобы Марго были созданы достойные условия в клиниках, где она лежала. Её уход из жизни в 1991 году стал для Рудольфа тяжелейшей утратой. Ранее, в 1986 году, таким же сильнейшим потрясением стала смерть Эрика Бруна, главной любви в жизни Нуреева. Трагические утраты, невозможность увидеться с семьёй усугубили болезнь великого танцора и его ранний уход в 54 года.

Рекомендую эту ленту не только балетоманам, но и тем, кому интересны серьезные биографические фильмы об известных людях, неординарных личностях.

М.С.

P.S. В заключение выскажу несколько субъективных замечаний по поводу организации встречи со съемочной группой фильма «Нуреев: его сцена – весь мир» (хотя не только об этой конкретной встрече). «Каро 11 Октябрь» относится к тем кинотеатрам, которые регулярно устраивают просмотры, фестивали, тематические и ретроспективные показы. Делают очень важное и нужное дело в популяризации интересных и знаковых отечественных и зарубежных фильмов. Хорошо, что кинотеатр выстраивает диалог со зрителем, дает свои площадки для лекций, дискуссий, обмена мнениями, вопросов и ответов.

Однако не в обиду творческому коллективу кинотеатра, выскажу несколько критических замечаний. Не очень нравится сама организация таких мероприятий, которые нередко выглядят скомканными, сработанными наспех. Особенно удручают переводы. Гости говорят образно, живым языком, с поговорками и шутками, а переводчицы запинаются, что-то уточняют, начинают блеять: «Э-э-э, не знаю, как перевести эту игру слов, как это сказать по-русски…». Вот те раз! Где же вы учились, в каких институтах? Не понимаю, как переводчик не может найти аналогов, это же азы профессии. Как говорил незабвенный Бузыкин в «Осеннем марафоне»: «Хартия переводчиков… гласит, что перевод в современном мире должен способствовать лучшему взаимопониманию между народами, а вы своим лепетом будете их только разобщать!». Организаторам надо постараться приглашать профессионалов, а не девочек по знакомству (не хочу никого обидеть, но такое впечатление складывается). Надо держать планку встреч с творческими группами на уровне.

Далее. Ведущие (или модераторы, как они любят себя называть) часто плохо говорят на родном языке (вплоть до косноязычия), фразы строят не по-русски, коряво. Зритель слышит нескладную речь и все то же: «Э-э-э, бэ-э-э, как это сказать…». При этом представляют модераторов со всем пиететом, как ведущих обозревателей в области, ну скажем, балета. Возможно, пишут они хорошо, а вот говорить, да ещё с аудиторией, не умеют. Незнание родного языка, увы, бич нашего времени.

Но вернемся конкретно к «Нурееву». Меня удивило приглашение на встречу с создателями фильма одного из ведущих актеров театра Романа Виктюка Дмитрия Бозина. Оказывается, всего лишь на том основании, что он играл Нуреева в спектакле «Нездешний сад. Рудольф Нуреев». Возникает вопрос: при чем здесь британский фильм? В нём он не снимался, лично Нуреева не знал. И ничего кроме картинных поз, витиеватых фраз «о высоком» и любовании собой публике на этой встрече не явил. Актер купался в лучах отраженной от великого танцовщика славы, ему было хорошо. Это замечательно, но при чём здесь именно эта премьера?  Явление публике актера Бозина, широко известного узкому театральному кругу, в сравнении с масштабом личности Нуреева, катастрофически проигрывает.

В остальном – всем спасибо. Премьера вызвала интерес и прошла с успехом. Смотрите фильмы, читайте рецензии и оставайтесь при своём мнении.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий