Принца жалко! И птичку тоже…

На экранах столицы можно посмотреть фильм-балет «Лебединое озеро» (версия 2019) знаменитого английского хореографа и режиссёра Мэтью Борна, сэра Мэтью Борна. За выдающиеся заслуги в области хореографии в 2016 году он был посвящён в рыцари Соединённого Королевства. Борн любит классику и постоянно обращается к известным сюжетам, но переделывает их на современный лад, вкладывая новые смыслы в известные балеты. В оригинальной трактовке Борна появились «Щелкунчик», «Сильфида», «Золушка», «Спящая красавица», «Кармен». Но настоящую славу принесла балетмейстеру собственная версия «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского. Мэтью Борн поставил «Лебединое» в конце 1995 года, и с тех пор спектакль не покидал подмостков сцены, объездил весь мир, был неоднократно экранизирован. Мировой суперхит в мире балета!

Когда заходит речь об этой постановке, даже тот, кто не видел её, но что-нибудь слышал, обычно говорит: «А-а, это где все партии лебедей исполняют мужики в смешных пуховых штанах, а принц полюбил лебедя атлетического сложения…». В итоге всё сводится к обывательским разговорам про мужчин в пухе-перьях и про нетрадиционные наклонности принца. И вот появилась возможность судить не с чьих-то слов, а увидеть балет своими глазами. Конечно, любой фильм можно скачать из интернета, но по мне – неинтересно. Именно кино предоставляет возможность театралам, балетоманам и любителям оперы видеть лучшие мировые постановки практически в театре (многие фильмы-спектакли, кстати, идут с антрактом, а значит, и буфетом).  Большой экран даёт великолепные ракурсы, цвет и звук. И не надо налаживать бинокль, чтобы поближе разглядеть детали. Операторская работа в таких спектаклях всегда на высоте. Это в полной мере относится и к «Лебединому озеру».

Постановка Борна не первая в череде новаторских прочтений «Лебединого озера». История у балета не простая. После первой провальной постановки в 1877 году, «Лебединое» было на время забыто. И вдруг в 1893-1894 театральном сезоне дирекция Императорских театров решила её возобновить с новым постановщиком Мариусом Петипа.

Работа закипела в тесном сотрудничестве с композитором, но внезапная смерть Чайковского задержала работу над балетом. За переработку либретто, или сценария, как мы сказали бы сейчас, взялся брат композитора Модест Ильич. Он придал лирическому сказочному сюжету больше психологизма: акцентировал внимание на борьбе добра со злом, конфликте лебедей-двойников, как символах верности и коварства. Сову, которая в первом варианте была действующим лицом и возвещала приход на бал злодея Ротбарта, решено было убрать, зато Ротбарту придали зловещие черты птицы-демона. Постановщики Мариус Петипа и Лев Иванов отказались от бутафорских крыльев с наклеенными перьями у девушек-лебедей, переключив внимание на пластику рук. Они меняют партитуру, переставляют местами музыкальные фрагменты, вводят новые, так появляется «чёрное» па-де-де во втором акте (противоборство Чёрного лебедя и Белой королевы лебедей), вводят дуэт Одетты и принца Зигфрида и знаменитый Танец маленьких лебедей.

Версия Петипа-Иванова легла в основу многочисленных переделок и редакций. Переделывали постановки выдающиеся деятели советского балета Агрипина Ваганова, Владимир Бурмейстер (он придумал счастливый конец – злой гений повержен, лебедь расколдован), Юрий Григорович. В постановке Григоровича 1969 года тоже был сохранён хэппи-энд, однако много лет спустя он вернулся к изначальной версии – гибели героев от козней злых сил. Более того, Григорович как бы развил тему двойников: демон становится «вторым я» принца, постоянно стоящим у него за спиной.

До и после постановки Мэтью Борна с «Лебединым» много экспериментировали и зарубежные хореографы. В 1976 году Джон Нормайер сделал героем «Лебединого озера» Людвига II Баварского, замок которого якобы вдохновил П.И. Чайковского (балет «Иллюзии как «Лебединое озеро»). В 1984 году Рудольф Нуреев поставил в Париже собственную версию, добавив принцу много танцев и переключив внимание именно на мужскую партию, а также по-новому развил сюжет: принц чужой в своей семье, нелюбимый, непонятый, живёт в мире фантазий. Швед Матс Эк в 1987 году показал публике лысых лебедей-андрогинов, деспотичную королеву-мать, лживую Одиллию, притворяющуюся Одеттой. Принцу жизни нет среди злобных женщин, постановка скатилась в психоанализ и эпатаж. Хореограф Грэм Мерфи в вольной интерпретации музыки Чайковского решил своеобразно показать публике конфликт принцессы Дианы и принца Чарльза: Одетта вынуждена делить своего любимого с баронессой фон Ротбарт, что приводит несчастную молодую женщину в сумасшедший дом. (спектакль поставлен на сцене Австралийской оперы в 2002 году). В декабре 2011 года Жан Кристоф Майо поставил в Балете Монте-Карло «Озеро» (именно так!). История с психоаналитикой повторилась: принц в плену своих детских страхов, эротических инстинктов – ночь против дня, свет против тьмы (с победой тьмы). Партитуре Чайковского Майо также не особо следовал.

Но дальше всех пошёл наш Александр Пепеляев, руководитель Международного центра танца и перформанса ЦЕХ. В 2003 году в Таллине он поставил такое «Лебединое озеро», что всем злым духам тошно стало. Балет с элементами кинохроники назван «неотформатированным танцем». Вместо озера – куча железных бочек и вёдер с непонятной жидкостью, на экране – кинокадры с тракторами на полях. Тема экологии? Может быть, ведь постановщик по первому образованию – химик (окончил химфак МГУ). Как бы лебеди показывают некие геометрические построения (физкультурный парад сталинских времён). Кто есть кто в этом спектакле понять сложно: красноармеец в гимнастёрке, франтоватый хлыщ, бритый браток в одежде партийного функционера – зачем они в таком виде? Тем более, что в концовке спектакля голые актёры сливаются со своими экранными изображениями, превращаясь как бы в летящих птиц… И это действо не клубный капустник, Пепеляев признан на Западе как новатор, за эту постановку он даже получил премии со странными названиями: «За бесстрашную реанимацию балета «Лебединое озеро», «За расширение театральных границ». Куда уж шире! (это, конечно, частное мнение).

Хореограф Раду Поклитару из «Киев модерн-балета» в 2013 году по-своему «обновил» спектакль – артисты танцуют без пуантов, одеты кто как: смешанный женско-мужской состав лебедей в перьях, армия Ротбарта в военной форме. И история рассказана по-новому: доктор Ротбарт утащил лебедёнка из стаи, и путём научного эксперимента превратил в мальчика Зигфрида (такой вот злой «профессор Преображенский»). Мальчик вырос и стал тянуться в небо, мечтая о прекрасной белой девушке-лебеде. А реальность такова: живёт он в чёрном замке с нехорошей девушкой Одиллией, служит в армии Ротбарта, который отстреливает лебедей на озере. Хореограф говорил, что его балет «не сказка о принце, полюбившем заколдованную девушку, а притча о невозможности жить вопреки своей природе».

Но не всё так безнадёжно. В последние годы появляются балеты, приближенные к классическому сказочному сюжету. Одна из последних – постановка 2014 года в Норвежском балете. Александр Эскман обратился к первой постановке балета в России и, создал на сцене настоящее озеро объёмом в 6 тысяч литров…  Ретроверсии появляются всё чаще, хореографы реставрируют спектакль, восстанавливая утраченные эпизоды.

Но вернёмся к постановке Мэтью Борна. Мне спектакль понравился чётко выстроенным сюжетом и, пусть и горьким, но ясным смыслом. Спектакль неоднозначный, но равнодушным не оставит и зевать не заставит. Нравится-не нравится – дело вкуса, но поставлен интересно. Знаю тех, кто категорически отрицает постановку Борна, так как это не «Лебединое озеро» в классическом понимании русского балета. Приходилось слышать отзывы: «Обидно за Чайковского!». По-моему, обижаться не стоит: его музыку никто не переделывал, оркестр играет великолепно. К тому же, может быть, Пётру Ильичу понравился бы такой поворот – мужчины-лебеди.

Сюжет перенесён в Англию наших дней. Властная Королева (Николь Кабера) очень холодна и жестка с Принцем (Лиам Мовер), он вырос без любви и материнской ласки в холодном дворце, где все чувства лживы, отношения неискренни. Принц страшно одинок и несчастен, это мы видим с первых минут спектакля. Читала в некоторых статьях, что Королева-мать не любит сына. Но вот сын ли он ей? Мне представляется, что она – мачеха. И дело не только в равнодушии и откровенном пренебрежении наследником. По ходу спектакля нетрудно заметить, что юноша испытывает к королеве чувства большие, чем сыновьи. Он пытается относиться к ней, как к любимой женщине, но она не выносит даже невинных прикосновений и робких попыток добиться нежности и понимания. Мне проще думать, что Принц – пасынок, чтобы не разгадывать загадку о его возможных противоестественных наклонностях.

Swan Lake by Matthew Bourne, Choreography

Принц явно ревнует Королеву к статным офицерам, а она, не таясь, выбирает себе любимчиков, тепло разговаривает с ними, увлекает куда-то в покои… Принц страдает. И не только из-за матери-мачехи. Среди придворных девушек ни одна не одаривает его даже лёгкой привязанностью, они игнорируют юношу, возможно подражая Королеве в её антипатии. Принц жаждет любви, и его мучают ночные видения об удивительных птицах, манящих его в мистическое ночное небо. Просыпаясь в страхе, он пытается искать утешения у Королевы, хочет понять, что с ним происходит. Никакого сочувствия – она с брезгливостью отталкивает его.

Swan Lake by Matthew Bourne, Choreography

 

Главный человек во дворце и при Королеве её Личный секретарь (Гленн Грэм), он следит за Принцем, «опекает» его. Принц открытый, тонкий, ранимый, ему претит дворцовый этикет, поэтому его постоянно одёргивают то Личный секретарь, то Королева: не так стоит, не так разговаривает на приёмах, не так приветствует подданных. Принцу душно в этой атмосфере (бедный парень, нормальным людям точно не место во дворцах). Выйдя однажды «в народ», Принц видит в толпе веселую девушку, заговаривает с ней, и она буквально виснет на коронованной особе. А он и рад: хоть кому-то понравился, кто-то проявил к нему интерес. К ужасу Королевы и придворных эта выскочка становится Подружкой Принца (Катрина Линдон). Увещевания, что девица в мини-юбке и с дурными манерами ему не ровня, ни к чему не приводят. Никто не понимает, что эта пустая, но добрая душа хороша для Принца уж тем, что не обращает внимания на чопорные придворные порядки, искренне смеётся, радуется, что у неё в поклонниках такой парень.

Swan Lake by Matthew Bourne, Choreography

Попытка приобщить девушку к этикету ни к чему не привела. Сцена в театре, одна из самых ярких и очень смешных в этой страшной сказке, явно показала, что Принц ошибся. Он ещё на что-то надеется, выслеживает Подружку в баре в Сохо, пытается наладить отношения. Он не знает, что за ним следует соглядатай – Личный секретарь, который подкупает и девушку, чтобы она отстала от его высокопоставленного подопечного, и пьяных парней в баре, которые устраивают драку и выбрасывают Принца за дверь. Совсем несчастный, он следит за выходящими из бара парочками, пытается пристать к усталой немолодой танцовщице, медленно бредущей после ночной работы, но даже она отмахивается от него.

Сцена в ночном городском парке. Принц сам не свой, жизнь ему не мила. Понимая, что никому не нужен, всем мешает, решает покончить с собой. Цепляет записку на фонарный столб и идёт к пруду. Но что это? – на лунной дорожке появляются лебеди. Особенно выделяется один – большой, сильный – главный (Уилл Бозьер). Это тот самый красавец, что являлся в снах! Юноша-лебедь и Принц танцуют в паре, и зрителям понятно, что по крайней мере друга Принц обрёл. Лебеди-мужчины показывают интересную хореографию, особенно радует танец «маленьких лебедей». Движения настолько необычны, танец под знакомую музыку так интересен и забавен, просто диву даёшься, сколько разных «па» можно придумать для довольно крупных представителей «пернатых».

Swan Lake by Matthew Bourne, Choreography

Лебеди улетают, но Принц счастлив – на свете есть любовь и дружба! Желание расстаться с жизнью – это минутная слабость, он срывает свою записку и летит во дворец. Но счастье его недолго. На званый королевский бал является Незнакомец в чёрном, который покоряет всех придворных дам. И Королеву – она от него без ума. Принц в смятении, этот парень точная копия его друга-лебедя. Но почему он такой жёсткий, почему так развязано ведёт себя с Королевой и делает вид, что с Принцем незнаком? Конфликт принимает трагический оборот, Принца увозят в больницу для душевнобольных. Мать-мачеха и здесь не сочувствует юноше. Мрачный дворец, куда возвращается слабый и сломленный Принц после лечения – место его гибели. Стая, лебединая ли, людская не простит индивидууму его особости – раз он не такой, как мы, его надо уничтожить.

Swan Lake by Matthew Bourne, Choreography

Вспоминается сказка Андерсена про гадкого утёнка, которого все гнали, и никто не любил. Вот только не стал Принц прекрасным лебедем, не обрёл ни свободы, ни любви. Возможно, Борн знаком с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». А в нашей сказке они не добренькие бесполые нимфы, а агрессивные злые птицы: «Про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили». Кому служили гуси-лебеди, для кого деток воровали, помните? Для воплощения зла – Бабы-яги! Вот и у Борна они утащили душу Принца, погубили его. В спектакле – это злые птицы, они шипят, нападают, щиплются. Что-то хичкоковское, зловещее есть в лебедях Борна.

Сложности отношений, чувства и переживания героев переданы языком мимики, жестов и танца. Никаких балетных условностей – прокрутил фуэте и убежал за кулисы.  Все артисты показывают подлинные страсти и характеры, отличающие высокий класс драматической игры. Особо выделяется Лиам Мовер в роли Принца. Необыкновенно пластичный танцовщик, тонко понимающий свою роль. Уилл Бозьер больше понравился в роли крутого мачо на балу, чем в образе Лебедя – в отрицательной роли он более органичен.

Swan Lake by Matthew Bourne, Choreography

Спектакль очень многослойный, и очень непростой, рождает массу ассоциаций, размышлений. И удивляет. В нём самым непостижимым образом сочетается комедия и тяжёлая драма, да чего уж там – триллер! Сцена в театре, куда королевское семейство отправилось, вынужденно прихватив Подружку Принца – смешная пародия на балетные штампы и манеры поведения людей. А сцены безумия принца, лечения в психбольнице – настоящий хоррор.

Сценография, костюмы – всё стильно, безупречно. Элементы нуара – огромные чёрные тени на стенах, холодные гулкие пространства дворца, мистическая луна в парке и тёмное озеро, страшные видения Принца. Одежда почти всех персонажей тёмная: точеные фигуры в черном с резкими движениями танца – тоже нуар.

М. Борн следует за изначальной концовкой спектакля – Принц и Лебедь гибнут. Но кто такой Лебедь: реальный человек или мечта Принца о некоем идеале, его второе «я»? Каждый зритель решает для себя сам. Невольно вспоминается судьба экстравагантного Людвига II Баварского, поклонника музыки, красоты, лебедей, создателя сказочного Нойшванштайна (Лебединый замок). В чём только не обвиняли несчастного Людвига при жизни, объявили безумным и, скорее всего, убили. Теперь на него молятся, строят на его имени бизнес, создают фан-клубы. Человек, сделавший Баварию самым желанным туристическим местом в Германии, при жизни не находил понимания у членов своей семьи. Величайшее творение короля-мечтателя Нойшванштайн стоит на берегу двух озёр, одно из которых называется Лебединое (Schwansee). Именно здесь по преданию совершал свои подвиги «лебединый рыцарь» Лоэнгрин, он спас девушку-лебедя Одетту, разрушив чары злого колдуна. Эта средневековая легенда вдохновляла многих поэтов и композиторов, самые яркие произведения были созданы другом Людвига II Рихардом Вагнером (опера «Лоэнгрин») и П.И.Чайковским (балет «Лебединое озеро»).  

Мэтью Борн талантливо переделал канонический сюжет легенды на новый лад, чем снискал заслуженный успех. Он единственный, кто получил премию «Тони» (1999) за балет «Лебединое озеро», и как лучший режиссёр музыкального спектакля, и как лучший хореограф.

 

М.С.

Р.S. Ещё несколько слов о замечательном английском балетном танцовщике Лиаме Мовере. Он исполнил роль Билли Эллиота в одноимённом мюзикле на музыку Элтона Джона – был одним из первых исполнителей этой партии и участвовал в записи спектакля. За эту роль получил премию Лоуренса Оливье как лучший актёр мюзикла (вместе в двумя другими исполнителями). В 2014 году вновь стал Билли Элиотом на один вечер, сыграв повзрослевшего героя в спектакле, транслируемом на весь мир. Снимался в клипе Элтона Джона Electricity. Солист танцевальной труппы New Adventures, основанной Мэтью Борном.

kot_pofigist

Комментарии

  1. ANDREY ARSENYEV
    September 7th, 2019 | 9:24 pm

    Уважаемая Мила Северная,
    Наверно, надо было бы написать сразу после того, как была опубликована Ваша рецензия. Опоздал. Сожалею. Но поскольку в моем восприятии рецензии с того момента ничего не изменилось, решил все-таки написать в наш блог.
    Самое главное: Вам удалось выйти далеко за рамки рецензии на новый фильм, далеко не ординарный и талантливый.
    У Вас – и история великого балета, и балетмейстеров, и танцовщиков, и авторов либретто вкупе с их современными интерпретаторами. Есть и глубокие и интересные сюжеты про новые постановки «Лебединого озера», и рецензия на британский документальный фильм. И интереснейший, глубокий анализ сюжета (не либретто, поскольку это лишь текст, сценарий, в лучшем случае). Получилась целая Энциклопедия.
    Для меня, консервативного адепта классической версии «Лебединого озера» (да и музыкальной классики вообще), Ваше эссе стало поводом задуматься о том, насколько правильно упорствовать в неприятии новых, современных трактовок классики. Видимо, если речь идет о настоящем искусстве, они имеют право на существование и на своего зрителя… Но только не эпигоны, которые пытаются «наложить» свои, часто примитивные и убогие, концепции на мировой шедевр. Прежде чем «браться, братцы, за самого Петра Ильича», давайте, братцы, напишем такую же музыку. А уж потом поговорим.
    Еще раз спасибо, уважаемая М.С., за повод подумать. Над кино.
    Всегда Ваш,
    Diletant

Оставить комментарий