Рокетмэн и другие покорители космоса

Сейчас «Рокетмэн» у всех на устах. Этот фильм, как грибы трюфели: либо железобетонно нравится, либо вызывает стойкое раздражение, и третьего не дано. И всё же мне удалось зависнуть между Сциллой и Харибдой (уж не знаю, кто из них критики, а кто зрители) и увидеть в фильме двойственность и сочетание ляпов и находок. Но вообще мне бы хотелось поговорить с вами не столько о «Рокетмэне», сколько о любопытном тренде, кажется, завоевавшем 2019-й и 2020-й кинематографический год: музыкальные байопики. Истории знаковых групп и артистов, сформировавших поп-культуру, рок-н-ролл, глэм-рок, да что угодно – главное, поистине великих.

Начало положила «Богемская рапсодия», вполне заслуженно добившаяся успеха и в премиальном плане, и у аудитории. Теперь на экранах «Рокетмэн», и, если честно, высокий уровень постановки, операторской и актёрской работы в «Богемской рапсодии» задали такую планку, что от «Рокетмэна» невольно хотелось ожидать если и не более впечатляющего, то хотя бы сопоставимого зрелища. Тем более, что «Рапсодию» после всех скандалов доводил до ума именно Декстер Флэтчер, параллельно работая над собственным проектом об Элтоне Джоне. В итоге фильмы получились парадоксально разными и по концепции, и по восприятию: «Рапсодия» – кристально чистый байопик, в меру сдобренный лиричными моментами, дабы не пересластить, в то время как «Рокетмэн» смотрится как нагромождение жанров. Мне до сих пор не ясно, чем руководствовались создатели фильма, начиняя байопик вставками мюзикла. Порой эти фрагменты перешагивают запретную грань индийского кино, и требуется изрядное усилие переждать и вернуться к «нормальному» видеоряду. Известно, что у Флэтчера была идея пригласить Рами Малека сняться в роли Фредди Меркьюри и в «Рокетмэне», к счастью, от этого отказались и не стали портить актёру имидж опереточной репризой.

Не спорю: именно Элтон Джон на взлёте своей карьеры в бурные и цветастые 1970-е ввёл в моду множество вычурных и безумных элементов стиля поп-культуры и стал одним из крёстных папаш глэм-рока. Но дело не в этом, никто не оспаривает его сценический образ и прочую экстравагантность поведения. Просто к чему в фильме о человеке, олицетворяющем собой неукротимый талант в перьях и блёстках, дополнительные тонны перьев и блёсток, помноженные на песни и танцы друзей и родственников, коллег, случайных прохожих и пациентов клиники для анонимных алкоголиков? Эти внезапные эстрадно-танцевальные номера наводят (и не только меня, уж поверьте) на неизбежную ассоциацию с «Ла-Ла-Лендом»: вот ещё один фильм, который мне по той же причине не хочется даже пересматривать. До сих пор считаю его справедливо недостойным Оскаровской церемонии, и именно из-за песен и плясок. На мой взгляд, если душа лежит к мюзиклу – то и надо снимать мюзикл, добротный, легковесный, в лучших традициях жанра, не замахиваясь при этом на судьбоносные сложности чьей-то биографии. Иначе получается фильм «Стиляги».

 

Несомненно, этот колорит «Рокетмэна» навсегда останется на совести самого Элтона Джона – он и его супруг Дэвид Ферниш являются исполнительными продюсерами ленты, им виднее. Но из зрительного зала такое количество мишуры воспринимается с трудом. А может, мне просто не стоило перед просмотром менять мои оранжевые солнечные очки в кислотно-белой оправе на обычные, тогда картина их радужного мира не выглядела бы, как поломанный калейдоскоп?

И всё же, несмотря на это довольно существенное нарекание, не могу не отметить положительные стороны фильма. Исполнитель главной роли Тэрон Эджертон, которого мы уже привыкли видеть в образе бесстрашного и отчаянного юного повесы («Кингсман», «Робин Гуд: Начало»), вдруг продемонстрировал совершенно иные возможности своего актёрского диапазона – драматические и глубоко эмоциональные. Кроме того, при некоторой его наивности в роли Элтона Джона, все песни для фильма он исполнил и записал сам, и, надо сказать, сделал это весьма впечатляюще. Приятно удивили и юные актёры, исполнившие роли «маленьких Элтонов Джонов» – малыша-дошкольника и стеснительного подростка. Мало того, что их действительно подобрали со стопроцентным портретным сходством, так они ещё и не раздражают, как многие дети в кино.

Другой находкой, безусловно, является работа художника по костюмам и художников-декораторов. Как и в случае с «Богемской рапсодией», в основу легли реальные сценические образы артистов, воссозданные вплоть до мелочей. И это удалось, ведь в байопике главное – не вывалиться из эпохи. И там, и там – цветастые 1970-е, казалось бы, чего проще, но и для сочетания несочетаемого требуется огромное искусство. Причёски, интерьеры, машины, люди – всё выглядит достоверно и не режет глаз.

Как и типажи. В «Рокетмэне» весьма удачно переданы образы родных Элтона – его легкомысленной мамы, сурового отца и бабушки, которая уделяла маленькому внуку всё внимание и верила в его талант. И его давнего друга и бессменного соавтора, поэта-песенника Берни Топина.

Режущей странностью в фильме мне показалась линия музыкального менеджера Джона Рида, с которым у Элтона был долгий роман и ещё более долгий контракт. Рид показан прожжённым и опытным продюсером, хотя по факту не мог таким быть, ведь встретились они совсем молодыми, и Элтон Джон был его самым первым клиентом в карьере. Образ явно утрирован, а актёр Ричард Мэдден, да простят меня многие дамы, ничего, кроме равнодушия, не вызывает. А его ведь прочили в новые Бонды! И здесь снова возникает вынужденная параллель с «Богемской рапсодией» – дело в том, что после разрыва с Элтоном (хотя кабальный контракт действовал до середины 1990-х) Рид занялся группой Queen, мы видим его в «Рапсодии» в исполнении Эйдана Гиллена. Это и актёр совершенно другого уровня, и, между прочим, портретного сходства куда больше – Мэдден совершенно не похож на Рида, в то время как хитрый блеск ирландских глаз Гиллена хоть отдалённо напоминает взгляд ушлого шотландца из семьи сварщика, чьи эксперименты с собственной жизнью и карьерой привели его лишь к многомиллионным искам от своих именитых клиентов – Элтона Джона и основателя шоу Riverdance Майкла Флэтли.

В фильме неплоха и операторская работа, но именно неплоха, а не хороша. С таким количеством костюмов и сценических выходов она могла бы быть и поэффектнее. Впрочем, её, вероятно, с лихвой компенсировало появление Элтона Джона и съёмочной группы «Рокетмэна» на Каннском фестивале, где Тэрон Эджертон ни на шаг не отходил от своего кумира, а Элтон, кажется, вполне насладился моментом славы – тем более, что критики приняли фильм куда более благосклонно, чем я. В любом случае, каковы бы ни были недостатки картины, хотелось бы увидеть её единым и целостным произведением, а не «кастрированным» вариантом для российского проката. Всем ведь понятно, что там мужики целуются, ничего, у нас, критиков, нервы крепкие, нас не удивишь. Но если уж сам фильм так задуман, да и из биографии героя слов не выкинешь, то к чему утрированные и устаревшие меры безопасности? Давайте тогда в музеях залепим изолентой причинные места античных статуй (которые тоже далеко не всегда ваялись с людей традиционной ориентации). Цензура? Нет. Ханжество? Возможно, and it`s getting more more absurd…

Что же дальше? Я недаром пишу о тренде, а не о фильме, поскольку на очереди фильм о молодом Дэвиде Боуи, ещё одной музыкальной легенде. И вновь создатели акцентируют внимание на том, что это не будет байопик в полном смысле слова – их внимание сконцентрируется исключительно на его первой поездке в США в 1971 году, оказавшей значительное влияние на творчество и мировоззрение певца. Слова «байопик не в полном смысле слова» наводит на подозрение, что фильм может оказаться очередным кросс-жанровым экспериментом. На главную роль утверждён Джонни Флинн (не трудитесь вспоминать, южноафриканский актёр не слишком известен и, что самое обидное, ни капли не похож на Боуи). Съёмки фильма под названием «Stardust» («Звёздная пыль», или, как грозятся обозвать его в российском прокате, «Дэвид Боуи: История человека со звезд») стартуют прямо сейчас, в июне 2019 года.

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Mila Severnaya
    June 17th, 2019 | 4:00 pm

    И соглашусь, и не соглашусь с автором этого интересного обзора. Да, поначалу жанр мюзикла с поющими персонажами во главе с молодым Элтоном Джоном, вызывает удивление и слегка напрягает. Но этот момент мною был быстро преодолён, более того, воспринят как данность, и перестал раздражать. Это при том, что я терпеть не могу оперетту и весьма избирательно отношусь к мюзиклам. Само повествование, возможно, построено так, что арии родных и близких Элтона воспринимаются как естественное продолжение его переживаний, метаний, поисков себя, сложностей в отношениях с семьёй и друзьями. Режиссёр решил немного поэкспериментировать, почему бы и нет? Не должны байопики сниматься под копирку. Они и так уже создаются по шаблону с обязательными отсылами в прошлое из какой-нибудь критической жизненной точки (или тупика) главного героя. Пересмотрите трейлеры фильмов-биографий последних лет – все сюжеты раскрываются от настоящего в прошлое, последовательное развитие событий не в тренде. Так что – да здравствует эксперимент!
    Понравился Тэрон Эджертон в роли Элтона Джона не только как актёр, но и как певец – его вокальные данные, согласна, вполне на уровне. Отдельный респект «маленьким Элтонам», они сыграли замечательно, передав боль маленького мальчика, потом подростка, лишенного любви и понимания отца. А какая сильная сцена, когда Элтон, кумир миллионов, приезжает к отцу и сводным братишкам, чтобы хотя бы сейчас, на волне триумфа, заслужить его расположение и доказать, что нелюбимый сын добился всего сам. И что же – отец так же холоден, непроницаем, говорит, что не поклонник его музыки. При этом с теплотой смотрит на своих новых детей, улыбается, обнимает их. Оказывается, он способен на любовь и нежность! Вся сцена с отцом сыграна потрясающе – богатейший человек, признанный композитор и певец, плачет в своей роскошной машине, с отчаянием нелюбимого ни отцом, ни матерью уже взрослого человека, который всю жизнь несет в себе это детское горе. Думаю, Станиславский сказал бы, глядя на эту сцену: «Верю!».
    Актёры убедительно сыграли написанные для них роли: сухарь-отец, который перенес злость на неудачу в семейной жизни на ребёнка, эгоистка-мать, интересующаяся только мужчинами и нарядами, подонок-продюсер, беззастенчиво использующий на кабальных условиях чужой талант. Но и положительные роли заметны: верный друг Элтона Джона, автор замечательных текстов песен Берни Топин (Джеймс Белл), бабушка, благодаря которой и состоялось прослушивание маленького вундеркинда Элтона.
    В фильме нет ничего шокирующего, и это плюс. Хотя, как известно, сцену (по некоторым источникам две) нетрадиционных отношений в российском прокате вырезали. Это неправильно с точки зрения авторских прав, и сэр Элтон возмущён! Но – правильно с точки зрения законодательства РФ. Обе стороны и правы и не правы – некий парадокс. Однако только ленивый не покритиковал наш кинопрокат. И что интересно, Китай закупает разные фильмы, многие из них подвергая цензуре, также ссылаясь на законодательство своей страны и моральные устои. И никто особо не возмущается, потому что китайская аудитория настолько велика (денежки!), что любая критика, вяло возникнув, сразу замолкает. Это я к тому, что и в борьбе за правду в искусстве двойные стандарты не редки.
    Согласна с автором kot_pofigist, – «Богемская рапсодия» сильнее, динамичнее, но и «Рокетмэн» вполне достойная киноверсия поворотов судьбы одного из самых талантливых музыкантов нашей с вами современности сэра Элтона Джона.
    М.С.

  2. June 18th, 2019 | 4:03 pm

    Спасибо нашим соавторам за такие развёрнутые комментарии – сразу возникает вдохновение подискутировать!) Что до микса байопика с мюзиклом – может, дело во вкусовщине и предвзятости, а может, я просто не люблю мюзикл как жанр, но почему-то меня до конца фильма так и не отпустило ощущение ненужности и неуместности арий друзей и родственников. Насчёт шаблонности снимаемых байопиков у меня крайне двойственное мнение. С одной стороны, вы правы в том, что, как и многие другие жанры, они тяготеют к отсылкам в прошлое. С другой, далеко не все байопики следуют этому тренду и идут “от развязки к завязке”, есть и такие, которые по старинке начинают с начала. Что-то я не припомню, чтобы Черчилля в “Тёмных временах” внезапно флэшбэчило на какие-нибудь детские воспоминания или иную лирическую галиматью. В принципе, даже флэшбэки можно обратить в свою пользу и получить на выходе качественный фильм, однако в данном случае мне вся эта оперетта не показалась убедительной. Ну а то, что Элтон Джон возмутился зацензуриванием фильма в России, вполне справедливо, и никаких двойных стандартов и юридической коллизии в этом нет: дело в том, что в не к ночи помянутом Китае фильм и вовсе был запрещён к прокату. Поэтому вопрос с Китаем отпадает сам собой, а на кого же ещё наезжать, как не на стремительно стремящуюся к демократии Россию? И сэр Элтон, в общем-то, прав: то мы возим на фестивали мерзкие фильмы о том, как в России всё плохо, снятые российскими режиссёрами с одобрения российских же властей, а то вдруг вырезаем полминуты “голубой луны”. Что за Зазеркалье, ей-богу: я не за пропаганду, но за целостность фильмов. Либо уж запрещайте целиком, как в Китае.

  3. Mila Severnaya
    June 18th, 2019 | 11:54 pm

    Насчет запрета “Рокетмэна” в Китае – не в курсе. А вот “Богемскую рапсодию” китайцы купили и немного порезали (около 2-х минут), и в таком виде фильм вышел в прокат в Поднебесной. Никаких особых осуждений не было слышно, СМИ просто констатировали сей факт. Китайцы посчитали некоторые эпизоды откровенной пропагандой, что ж, имеют право.
    Многие возмущены – цензура берется за ножницы в байопиках! Какие, мол, русские с китайцами отсталые пуритане. Но что-то не слышно осуждений кромсанию “просвещёнными” европейцами, например, военной истории. А ведь это происходит на наших глазах – и победители уже вроде не победители, и кто на кого нападал, кто кого освобождал – многим неясно. Сначала подобные “новации” обкатываюся в прессе, потом переползают в книги и фильмы. И взгляды на не такие уж давние исторические события оказывается переформатированными…
    Но это, конечно, совсем другая тема.

Оставить комментарий