Фестиваль кино Финляндии 22 -26 марта 2017 года

Фестиваль финского кино, прошедший в «Формуле кино Горизонт», представил на суд столичных зрителей 5 фильмов: «Девочка по имени Варпу» (2016); «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (2016, совместно со Швецией и Германией); «Фехтовальщик» (2015, совместно с Эстонией и Германией); «Подмышки с корицей, Тату и Пату!» (2016); «Сказка озера» (2016, документальный).

Начнем наш обзор с документалистики. «Сказка озера» (режиссёры Марко Рёхр и Ким Саарнилуото) – это рассказ о волшебном мире природы Финляндии. Необыкновенные съемки озёр и лесов, животных, птиц и рыб, завораживающий закадровый голос, повествующий о мифах и легендах, связанных с матерью-природой. Начинается фильм с истории воды, особо почитаемой в финской мифологии, как начало начал самой земной жизни. Любителям первозданной природы, фауны рек и озёр – смотреть обязательно, получите большое удовольствие. Билеты на сеанс были выкуплены мгновенно, желающих оказалось намного больше, чем мест в зале. Фильм номинирован на национальную кинопремию «Юсси» за лучшую музыку.

Драма «Девочка по имени Варпу» (режиссёр Сельма Вилхунен) повествует о самостоятельной 12-летней девочке (Линнея Ског), способной решать серьёзные взрослые проблемы. А что остаётся делать? Мама слабохарактерная, отец с ними не живёт, растворился где-то в тумане финских просторов, и однажды Варпу решается на угон автомобиля, чтобы умчаться из Хельсинки на его поиски. В фильме затрагиваются вопросы, являющиеся болевыми точками современной жизни: разобщенность близких людей, каждый сам за себя (а если это ребёнок – каково ему?), непонимание, вынужденное быстрое взросление, уязвимость, хрупкость человеческих отношений. 10 номинаций на национальную кинопремию «Юсси».

Спортивная биография «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» принесла режиссёру Юхо Куосманену победу в конкурсе «Особый взгляд» на Каннском фестивале. Лента снята на чёрно-белую плёнку, что естественно для стилистики 60-х годов, так как события развиваются именно в эти годы. В фильме рассказана реальная история чемпиона Европы в лёгкой весовой категории, финского боксёра Олли Мяки, который в бое за титул чемпиона мира 1962 года проиграл американцу  Дэйви Муру потому что … влюбился. Спортивную карьеру Олли, вопреки классике жанра (когда герой отказывается от всех земных радостей ради победы), не раздумывая, променял на счастье личной жизни с любимой девушкой. Романтичная история о выборе приоритетов, который жизнь постоянно ставит перед любым человеком, интересна не только спортсменам. Режиссёр Юхо Куосманен посетил фестиваль в Москве в качестве гостя.

Лента «Фехтовальщик» (режиссёр Клаус Хярё), основанная как на подлинных, так и вымышленных фактах биографии эстонского спортсмена Энделя Нелиса, рассказывает о драматичных событиях 1952-53 гг. в маленьком эстонском городке Хаапсалу. Именно сюда приезжает мастер спорта (Мярт Аванди) с большой холщовой сумкой, в которой нет ничего, кроме спортивной экипировки фехтовальщика. Он устраивается в местную школу учителем физкультуры, но сразу вызывает подозрение у школьного начальства – что-то в этом молодом человеке с благородной внешностью не так, почему он покинул Ленинград, почему прервал спортивную карьеру? Внеклассный кружок фехтования, который организовал Эндель, вызывает небывалый энтузиазм у ребят, им нравится и сам учитель –  такой непохожий на других, увлеченный и немного таинственный. Свои первые рапиры под руководством Энделя ребята делают сами из прочных, но гибких веток. Директор школы против кружка фехтования – это какой-то неправильный спорт, буржуазный, высшее начальство может не так понять. Но родители, несмотря на давление и намёки, голосуют «за». Кружок остаётся, школьники, уже сделавшие большие успехи в тренировках, счастливы, но директор отряжает своего помощника (комсорга школы) на поиски компромата на Нелиса в архивах. У спортсмена действительно есть какая-то тайна, он ходит на переговорный пункт, и из телефонных разговоров с другом и тренером Алексеем (Кирилл Каро) мы узнаём, что им интересуются некие люди (догадываемся, что из НКВД), которые ищут его по всем ленинградским адресам. Алексей настоятельно советует Энделю уехать подальше, куда-нибудь в Сибирь и затеряться там, он даже тайно приезжает к нему в Хаапсалу на 1 день. Свою тайну Эндель открывает невесте Кадри (Урсула Раттасепп): он воевал на стороне фашистской Германии, правда, не по своей воле – ему исполнилось 18 лет и забрали всех ребят из его школы. Вариантов не было, но в конце войны он дезертировал и сменил фамилию, взяв девичью фамилию матери. Когда органы вычислили его как немецкого солдата, стал скрываться. Но вместо советов друга и уговоров любимой девушки Нелис везёт свою школьную команду на чемпионат в Ленинград с риском быть узнанным, что и происходит.

Отдельно хочется сказать о замечательном эстонском актёре Лембите Ульфсаке, любимом несколькими поколениями советских и российских зрителей. В фильме он сыграл дедушку талантливого мальчика Яана, благородного пожилого джентльмена, в прошлой жизни – выпускника Лейпцигского университета и фехтовальщика. Именно он в открытую поддерживает Нелиса, идёт против директора школы, и именно за ним приезжает чёрная «Победа», увозя навсегда в ночь. В день начала Фестиваля кино Финляндии 22 марта 2017 года из Эстонии пришло горькое известие о кончине народного артиста Эстонской ССР Лембита Юхановича Ульфсака. Все помнят его Тиля Уленшпигеля («Легенда о Тиле»), Паганеля («В поисках капитана Гранта»), мистера Эя («Мэри Поппинс, до свидания!») и другие роли и фильмы («Смерть под парусом», «Тайна чёрных дроздов», «Ярослав Мудрый», «ТАСС уполномочен заявить…», «Милый дорогой, любимый, единственный…», «Конец прекрасной эпохи»).

Я бы не сказала, что эта лента относится к многочисленной плеяде фильмов, топорно обличающих сталинизм. Да и как обличать-то? Экранный Нелис служил в войсках вермахта. Ну, и какая страна погладила бы по головке такого человека «из бывших», который сменил фамилию и ударился в бега, пусть даже он и талантливый спортсмен? В фильме, конечно, есть политика, например, на соревнованиях юниоров в Ленинграде команде Нелиса важно победить самых сильных противников – ребят из Москвы, и маленькая девочка Марта наносит-таки решающий укол высоченному парню-москвичу, в эту победу до последнего никто не верит и её можно рассматривать как аллегорию (типа, крошечная Эстония всё равно сильнее могучей России). Или: Нелиса на глазах его подопечных прямо с соревнований уводят под конвоем (ясно куда). Однако реальный Э.Нелис, судя по его биографии, не сидел в тюрьме, хотя, возможно, и имел некоторые проблемы с советской властью.

В фильме есть несоответствия не только фактам подлинной биографии Э.Нелиса (что вполне допустимо для художественного фильма), но и явные натяжки.  Например, показано, что в Ленинграде на чемпионате юниоров по фехтованию уже применяется электронная система регистрации уколов, однако эта система, причём, для взрослых соревнований на рапирах введена с 1956-57 гг. (в фильме временные рамки ограничены 1952-53 гг.). Или такой забавный эпизод: восторженные школьники едут на соревнования в Ленинград, и вот на рассвете показались волшебные силуэты города на Неве. Ребята приникают к окнам – и мимо проплывают Эрмитаж, Петропавловская крепость, Ростральные колонны, то есть как если бы рельсы железной дороги были проложены по Арсенальной набережной и дальше вдоль Невы по Петроградской стороне.

Фильм снят на эстонском языке, кроме того, довольно значительное место в диалогах занимает русский язык, дело-то происходит в советской Эстонии. Хочется отметить отличную работу художника по костюмам, стилистов, декораторов. Эпоха 1950-х передана достаточно достоверно, даже в деталях – портретах вождей, бланках телеграмм, почётных грамот, конвертах, предметах быта, вывесках, одежде. «Фехтовальщик» номинирован на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и удостоен национальной кинопремии «Юсси» как лучший фильм 2015 года. Зал был полон, судя по аплодисментам по его окончании, он очень понравился зрителям.

Завершила фестиваль рождественская фантасмагория для детей и их родителей «Подмышки с корицей, Тату и Пату» (режиссёр Рике Йокела). Волшебная история о маленькой девочке Веере, которая верит в двух волшебных братьев-придурков Тату и Пату. Они действительно приезжают к ней на Рождество, хотя мама девочки считает, что это просто детские фантазии, как и вера в Деда Мороза. Тату и Пату – здоровенные детины (но при этом как бы бесполы) в ярких костюмах с дурацкими пучками на голове – фантастические персонажи. Их дебильные изобретения и хулиганства должны приводить детей в восторг. Меня-то привели в восторг виды зимнего Хельсинки, его знакомых улиц. Особенно хороши съёмки с высоты птичьего полёта. Герои бегают в поисках Вееры, с которой они никак не могут встретиться, хотя крутятся где-то рядом. Узнаваемы помещения Железнодорожного вокзала, бесконечные бутики «Стокмана», залы Музея современного искусства «Киасма».

Веера живет в чудесном домике в пригороде Хельсинки с мамой и … ещё одной тётей, о которых она говорит: мои родители. Женщины вместе готовят, пекут рождественские пряники, обсуждают аспекты воспитания Вееры, её мечтания, видно, что очень любят её. По простоте-то подумала: мама и тётя, а папы, как и бывает в жизни, нет. А тут: родители…вон оно как. Толерантность на марше.  Этот фильм номинирован на премию «Юсси» за лучшую мужскую роль и музыку.

О музыке к финским фильмам можно сказать одно – она прекрасна. И ещё немного о национальной премии «Юсси», неоднократно упоминаемой в данном обзоре.

«Юсси», одна из старейших кинопремий Европы, была основана в 1944 году, в настоящее время фильмы премируются по 15 номинациям. Символом является гипсовая фигурка мужчины в широкополой шляпе со сложенными на груди руками, крепко стоящего на ногах (см. фото). Премия вручается наиболее выдающимся деятелям финского кинематографа по итогам года. Неоднократным лауреатом национальной премии «Юсси» становился финский кинорежиссёр с мировым именем Аки Каурисмяки.

 

Mila S.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий