41-й ММКФ

С 18 по 25 апреля 2019 года внимание киноманов оказалось приковано к программе 41-го Московского международного кинофестиваля. В основном конкурсе представлено 13 полнометражных художественных фильмов:

  • «Воскресенье» (Россия, 2019)
  • «День субботний» (Бангладеш при участии Германии, 2019)
  • «Жизнь морских обитателей» (Китай, 2019)
  • «Импровизаторы» (Япония, 2019)
  • «Капкан» (Турция, 2019)
  • «Медовый месяц в Згеже» (Франция, 2018)
  • «Моя жизнь на втором курсе» (Иран, 2019)
  • «Надо мною солнце не садится» (Россия, 2019)
  • «Она смеётся» (Италия, 2018)
  • «Отец ночь» (Латвия, Германия, 2018)
  • «Пустота» (Финляндия, 2018)
  • «Тренинг личностного роста» (Казахстан, 2018)
  • «Эпидемия. Вонгозеро» (Россия, 2019)

Нехитрая арифметика даёт нам такую статистику: 6 картин представлено азиатскими странами; 4 – европейскими и 3 – от России, причём, «Надо мною солнце не садится» (режиссёр Любовь Борисова) целиком построена на якутском материале. Помимо основной программы на фестивале были организованы конкурсы документальных и короткометражных фильмов, а также объемная внеконкурсная программа, ретроспективы, тематические просмотры и специальные показы.

Выскажу своё мнение, может кто-то и не согласится: основные жанры конкурсной и внеконкурсной программ были представлены фильмами психологически тяжёлыми, тогда как жизнеутверждающих лент совсем немного. Комедии и вовсе не в тренде. При беглом ознакомлении можно выделить основные группы тем, которые волнуют современных кинематографистов (или дань моде?): болезни (кто-то обязательно впадает в кому или умирает), гибель героев при трагических обстоятельствах, терроризм и эмиграция, кризис среднего возраста и семейных отношений, проблемы с детьми, отчуждённость и одиночество, алкоголизм и наркомания, исчезновение людей. Темы важные, непростые, но очень уж много депрессивных ситуации на экране. Да, ещё обязательны на любом фестивале, и 41-й ММКФ не исключение, философские притчи, феминизм и ленты на тему холокоста.

Хочу обратить внимание любителей специфического жанра на фильмы ужасов. Во-первых, это включенный в конкурсный показ российский фильм «Эпидемия. Вонгозеро» (режиссёр Павел Костомаров). Костяк сюжета таков: в Москве разразилась страшная эпидемия, вызванная неизвестным вирусом (конечно, где ей ещё зародиться, как не в перенаселенной, «порочной» столице, прям все беды от Москвы! И корабль пришельцев в бондарчуковском «Притяжении» врезался в московское Чертаново, да и олигархи надоевшие – из сериала в сериал – всё по столице куролесят…, но это так, к слову пришлось). Так вот, несколько героев с детьми пытаются вырваться за пределы карантинной зоны. Путь их лежит в Карелию, на необитаемый остров, где они надеются спастись от глобальной катастрофы и начать новую жизнь. Удастся ли?

Courtesy of Sundance Institute

Внеконкурсный фильм в жанре ужасов, получивший высокую оценку ряда критиков и обозревателей, «Коко-ди коко-да» (Дания, Швеция, режиссёр Йоханнес Нюхольм), который в свои самые страшные моменты якобы достигает вершин «Сияния» Стэнли Кубрика.  Есть ещё психолого-эротический триллер (пожалуй, назовём его так) «Королева сердец» (Швеция, Дания, режиссёр Мэй Эль-Тухи). И так далее и тому подобное, словом, фестиваль с избытком показал зрителям кровь, криминал, трагедии и примкнувшие к ним психологические драмы, во всех внеконкурсных номинациях. Однако остановлюсь на нескольких картинах иной тематики, представленных вне конкурса.

Программа «Русский след». Среди фильмов, под тем или иным углом затрагивающих русскую тему, могу отметить замечательный французский фильм «Тайна Анри Пика» (режиссёр Реми Безансон). Это увлекательная детективно-ироническая история с замечательными комедийными моментами. В основе сюжета – поиск истинного автора книги, неожиданно ставшей бестселлером. Книга случайно найдена девушкой-издателем в загадочной «Библиотеке отвергнутых книг» в маленьком бретонском городке. История создания библиотеки окутана тайной, и не случайно модный литературный критик сомневается в авторстве скромного владельца местной пиццерии, якобы написавшего пронзительный роман о любви, со знанием русских реалий, да ещё навеянный жизнью Пушкина. Критик начинает расследование… Фильм о книгах, писателях, об истинных и мнимых талантах. Приятно узнать, что французы издают бумажные книги, а главное – читают их. Действие происходит в Париже и Бретани – виды этой чудесной провинции очень живописны и поэтичны.

В программе «8 ½ фильмов» также представлена французская комедия об издателях и писателях, рассчитанная на широкую зрительскую аудиторию – «Non fiction» (режиссёр и автор сценария Оливье Ассаяс). Издатель Ален (Гийом Кане) работает по старинке и никак не может приспособиться к новым технологиям, и ещё сомневается в достоверности нового автобиографического произведения известного писателя – но как проверить? А вот его жена известная актриса Селена (Жюльет Бинош) думает совершенно иначе… Фильм наполнен забавными диалогами, смешными ситуациями.

Режиссёр говорит о своей работе: «Non fiction» – это фильм, который целиком держится на актёрах и на тексте».

Программа «Мир искусств». Весьма неплох фильм Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон», который рассказывает о детстве и юности знаменитого танцовщика с кульминационным моментом – невозвращением на родину после гастролей в Париже. Знаменитый британский актёр и режиссёр получил на кинофестивале специальный приз «Верю. Константин Станиславский» – за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского.

Церемония вручения состоялась на премьере «Нуреев. Белый ворон», открывшем внеконкурсную программу. При получении награды ответное слово Файнс сказал на русском: «У меня просто нет слов. Просто быть здесь и представлять фильм – уже большая честь, но получить этот приз – это просто невероятно!». Надо отметить, что Файнс неплохо выучил русский язык, и свою роль – знаменитого хореографа и педагога Александра Пушкина – озвучил сам! Пусть и с акцентом, но очень достойно.

Чем эта лента оказалась даже неожиданной – никаких «скользких» моментов, связанных с фактами биографии Нуреева. Юность целомудренна, такой она и показана Файнсом. Сюжет довольно точно следует автобиографии, без режиссёрских «придумок». Понравились черно-белые кадры, воссоздающие бедное детство великого танцовщика, ленинградский быт конца 50-х – начала 60-х годов.

Очень жаль, что снявшийся в этой картине Сергей Полунин появился только в эпизодах. Его танец – это блеск и страсть, чего не хватает исполнителю главной роли Олегу Ивенко (солист балета театра им. М.Джалиля в Казани). Внешностью и фигурой он походит на Нуреева, но нет того темперамента, который бурлил в этом человеке, завораживающего рисунка танца и необыкновенных прыжков с «зависанием» в воздухе. Нет искры. А вот в Полунине она есть.

В программе «Третий возраст» могу отметить испанский фильм «Мяу» (режиссёр Игнасио Эстареги)о четверых бодрых пенсионерах, которых тянет на приключения. Дело заканчивается … ограблением музея. Что вам это напоминает, дорогие киноманы? Правильно, «Старики-разбойники», но на испанский лад.

Очень интересны специальные программы о фильмах и режиссёрах прошлых лет: «Досье мастера», целиком посвящённая французскому режиссёру Мишелю Девилю, и «Свинцовые времена итальянского кино» с показом 7 лент 60-х – 70-х гг. о борьбе с мафией, ставших классикой мирового кинематографа. В программе «Мастера» показан «Конформист» (1970) Бернардо Бертолуччи.

Программа «Эра «Мстителей» представила 4 фильма по мотивам знаменитого американского комикса о спасителях человечества – можно было наслаждаться приключениями «неуловимых мстителей» 4 дня подряд.

Так что выбрать что-то по душе было из чего, найти бы время! Это обозрение очень коротко, не претендует на широту охвата масштабного московского мероприятия, однако побывав на нескольких показах, позволила себе высказать некоторые впечатления.

М.С.

kot_pofigist

Комментарии

  1. April 26th, 2019 | 4:17 pm

    Соглашусь с автором по поводу общей депрессивной окраски жанровой палитры фестиваля. Вместо всех этих страстей и ужасов можно было бы включить (хотя бы во внеконкурсную программу) побольше байопиков и фильмов, будем так говорить, для думающих людей. Ведь, если проанализировать, большинство наиболее авторитетных и трендовых фестивалей (Sundance, Telluride, Toronto, Tribeca) давно обогнали престижные Канны, Берлин и Венецию именно за счёт диверсификации программы и ориентации на самые разные типы аудитории. Сейчас уже не получится поддерживать престиж острыми социальными темами, и критики, и зрители ищут, события, зрелище, эстетику, особый индивидуальный режиссёрский взгляд, качественную операторскую работу и фильмы, вызывающие самые разные эмоции, а не только шок, подавленность, тоску и тошнотворный привкус “странно, дорого и модно”, как в ресторане, куда ходят потратить деньги, а вовсе не насытиться.
    Теперь по пунктам. Что касается “Эпидемии”: сдаётся мне, это отечественная попытка пойти по пути Netflix-а и адаптировать формат сериала под фестивальный и прокатный просмотр. Ведь, насколько мне известно, изначально эта постапокалиптическая эпопея задумывалась как сериал. В любом случае, диагноз – “уже было”, в частности, роковая катастрофа именно в центре цивилизации, – конечно, пришельцы, метеориты и эпидемии только в мегаполисах встречаются!
    Скандинавский “Коко-ди Коко-да” больше по части нашего основателя Navis-а, однако даже исходя из баннера не могу не заметить, что концепция чего-то (или кого-то), наблюдающего за бессмысленным и паническим коловращением маленьких человечков, вызывает неизбежную ассоциацию с Дэвидом Линчем (вспомните “Малхолланд Драйв”). Понятия не имею, что там на самом деле в фильме, но постер с повелевающим ужасом котиком и в самом деле напоминает скорее Линча, чем “Сияние”.
    Радует, что депрессивный компонент конкурсной программы хотя бы отчасти компенсируется внеконкурсными французскими фильмами, в которых всегда присутствует тонкий юмор и пища для живого ума. Да и актёры славные – Фабрис Лукини (“Тайна Анри Пика”) хорошо знаком российскому зрителю по фильмам “Девушка из Монако” и “Отчаянная домохозяйка”. Жюльетт Бинош и вовсе не нуждается в представлении.
    “Белого ворона” довелось посмотреть в первый день проката, и надо сказать, эмоции двойственные, но скорее положительные, чем не очень. Впечатлил взгляд Рэйфа Файнса на советский быт и “картинку” 1960-х – проникновенный, внимательный, без “развесистой клюквы”. Что же до исполнителей главных ролей, то, поскольку они всё же в первую очередь танцоры, то особого актёрского мастерства ждать не приходится.

  2. Mila Severnaya
    April 26th, 2019 | 11:26 pm

    Вот так комментарий, это целая статья с серьёзным разбором полётов современного кинематографа. Кратко, сжато, точно!
    Кстати, пора подводить не очень-то оптимистичные итоги. Вчера, 25 апреля, 41-й ММКФ завершил свою работу, победители объявлены. Итак, коротко об основных наградах игровых полнометражных художественных фильмов.
    Лучшей признана лента казахстанского режиссёра Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста» про банковского клерка, переживающего кризис среднего возраста. Что про рядовых зрителей говорить, когда сам режиссёр был удивлён: «Совсем не ожидал, если честно…Большое спасибо жюри», – сказал он, получая награду (картина Репина «Не ждали»). Уж если режиссёр свою картину шедевром не считает… Впрочем, молодому казахстанскому кинематографу надо развиваться, выходить на международный уровень, надо было поддержать. Решение судей не оспаривают, жюри виднее.
    Специальный приз вручён китайскому фильму «Жизнь морских обитателей» (режиссёр Чжан Чи). Муж разыскивает пропавшую жену на острове, где они когда-то познакомились. Приехал в несезон, живет в опустевшем отеле, но умудряется заводит романы. А где же пропавшая женщина? Загадка.
    Приз за лучшую режиссуру получил итальянец Валериа Мастандреа за фильм «Она смеётся». Не обманывайтесь названием, это не комедия. Фильм про то, как дядька-итальянец погиб в результате несчастного случая на заводе, схоронили его. Далее нам показывают, как ведут себя его вдова, сын и родственники, кто как переживает внезапную трагедию.
    Приз за лучшую женскую роль получила иранская актриса-дебютантка Соха Ниасти («Моя жизнь на третьем курсе»). Это фильм о двух подругах-студентках. С одной из них происходит несчастный случай, в результате которого она впадает в кому, а жизнь другой сразу же круто меняется.
    Георгия (наш ответ Оскару) за лучшую мужскую роль вручили финскому актёру Томми Корнела («Пустота»). Фильм черно-белый, но как сообщают источники, близкие к режиссёру Алекси Салменперя, он не из эстетических изысков снимал на ч/б плёнку, а из банальной экономии средств. Впрочем, получилось стильно, подходяще к сюжету о тупике отношений мужчины и женщины, когда всё кажется серым.
    Про специальный приз Рэю Файнсу за верность системе Станиславского я уже писала. Ещё один специальный приз «За вклад в мировой кинематограф» получил председатель жюри Московского кинофестиваля южнокорейский режиссёр Ким Ки Дук. Режиссёр он знаменитый, хотя меня больше восхищает сама биография этого необычного человека. Посудите сами, каков его жизненный и творческий путь. Родился в корейской деревне в 1960 году, потом семья переехала в Сеул, где мальчика отдали в сельскохозяйственную школу. Не закончив её, он в 17 лет идет работать на завод, а в 20 лет – в армию, и пять лет служит не писарем при штабе, а в морской пехоте. После армии два года живёт при церкви для слепых. Хотел стать священником, но не сложилось, так как увлечение юности – живопись – вновь овладела помыслами юного Кима, и он уезжает в Париж, где в начале 90-х изучает изящные искусства. И одновременно пишет сценарии, которые не остаются незамеченными. В 1993 году он получил награду за лучший сценарий к фильму «Художник и преступник, приговорённый к смерти». Одновременно путешествует по Европе, где периодически выставляется как художник. В 1996 году состоялся его режиссёрский дебют с фильмом «Крокодил», и затянуло его в кинематограф с головой. Снимал художественные и экспериментальные фильмы, всего за 9 лет кинокарьеры Ким Ки Дук снял 13 лент. Признание пришло с триллером «Пьета» (2012), за который он получил «Золотого льва» Венецианского фестиваля.
    Приз зрительских симпатий получила якутская картина «Надо мною солнце не садится» (режиссёр Любовь Борисова). Фильм о том, как молодой парень Алтан, сбежав от житейских проблем на безлюдный остров на Крайнем Севере, встречает старика Байбала, который пришёл туда умирать. Беседы со стариком заставляют парня делать всё, чтобы тот захотел жить и найти свою пропавшую дочь.
    Вот такая невесёлая тематика возобладала на фестивальных площадках. Представляется, что баланс разных по жанру фильмов надо соблюдать, нельзя постоянно давить на психику негативом (хорошо ещё, что внеконкурсная программа выручала). Конечно, при этом необходим строгий отбор на предмет отсеивания халтуры и конъюнктуры.

Оставить комментарий