Джуди / Judy
Фильм британского режиссёра Руперта Гулда «Джуди» (2019) – ещё один из череды байопиков о звёздах эстрады и кино, с завидной регулярностью появляющихся на экранах. Такие ленты всегда будут иметь широкую аудиторию, поскольку зрителям интересно всё, что связано с жизнью людей, достигших вершин популярности: их детство, юность, любовь, повороты судьбы и т.д. Из наиболее значительных фильмов последних лет, отмеченных всевозможными наградами и имеющих достойный мировой прокат, можно назвать «Богемскую рапсодию» и «Рокетмена».
В судьбах ярких творческих личностей прослеживается общая тенденция – за уникальный талант и обожание миллионов приходится платить огромную цену. Это трудное одинокое детство, сложные отношения с родителями, невозможность построить нормальную семью, нередко алкоголизм и наркомания, непонимание окружающих и связанный со всеми этими проблемами душевный надлом. Промелькнув на небосклоне славы яркой звездой, такой человек чаще всего быстро сгорает, но интерес к его творчеству и жизни сохраняется на долгие годы. Поэтому книги, пьесы, фильмы, отражающие сложные или скандальные моменты биографии творческой личности, будут появляться всегда.
Судьба Джуди Гарленд (Рене Зеллвегер) была яркой и несчастливой. Фильм показывает сломленную женщину на излёте карьеры и жизни. Её всё реже приглашают выступать, денег нет, усиливается зависимость от психотропных препаратов и алкоголя. Любимице Америки даже нечем заплатить за отель, негде переночевать с детьми. Бывший муж Сидни Лафт (Руфус Сьюэлл) отбирает их у Джуди под опеку – мальчик и девочка должны учиться в школе, а не мотаться с матерью по ночным клубам и заштатным сценам ради копеечного заработка. Старшая дочь Лайза Минелли живет своей жизнью.
Находясь не в лучшей физической и психологической форме, 47-летняя Джуди Гарленд в 1969 году соглашается на гастроли в Великобритании, ставшие для неё последними. Концерты приурочены к 30-летию кинофильма «Волшебник из страны Оз» (1939), сделавшего её знаменитой. Она выступает в клубе «The Talk of the Town» весьма неровно: первый выход на сцену проходит на «ура», однако некоторые выступления срываются, Джуди не держится на ногах, падает в обморок на сцене, её даже освистывают. Гарленд всё-таки собирает себя для сцены, голос её звучит по-прежнему завораживающе, она даже выходит замуж (в пятый раз) за менеджера Микки Динса (Финн Уиттрок). Но её мучает тоска по детям, бессонница, горькие воспоминания о начале своего звёздного пути…
Детства у Джуди не было. С двух с половиной лет она выступала на сцене в ансамбле с сёстрами, их трио постоянно гастролировало. В 7 лет – дебют в кино вместе с сёстрами, в 1935 году компания «Метро Голдвин Майер» (MGM) заключила с Джуди Гарленд персональный контракт (ей всего 13 лет). Она пела в мюзиклах, участвовала в радиоспектаклях, а в 1938 году получила роль Дороти Гейл в фильме «Волшебник из страны Оз», в котором спела песню «Over the Rainbow», и стала самой любимой девочкой Америки.
Флэшбеки возвращают Джуди в те далёкие годы. Она на киностудии, с ней беседует глава MGM Луис Б. Майер (Ричард Кордери), убеждающий девочку, что она не такая как все, у неё уникальный голос, поэтому она должна ценить поддержку студии, которая сделает из неё звезду первой величины. Джуди покорно уверяет босса, что больше не будет жаловаться на усталость и голод, продолжит сниматься. Однако лживый хищник Майер заботится только об одном – выжать из Джуди максимум, пока образ полюбившейся всем девочки из страны Оз хорошо продается. Фабрика грёз обернулась для юной Джуди Гарленд концлагерем: её морили голодом, не давали спать, заставляли работать по 16-17 часов. И всё для того, чтобы воплотить на экране вечную юность и счастье. Фильмы снимались, но Джуди росла, превращаясь из девочки-подростка в девушку. Этот процесс надо было искусственно затормозить, как можно дольше сохраняя найденный эталонный облик. Девочку накачивали таблетками, чтобы подавить аппетит и сон, увеличить работоспособность. Чтобы ненадолго отключалась – пилюли для сна, и так день за днём. Всю жизнь Джуди Гарленд будет страдать от бессонницы и зависимости от сильнодействующих препаратов, к которым впоследствии добавится алкоголь.
Рене Зеллвегер полностью перевоплотилась в свою героиню. Видно, что она досконально изучала походку, жесты, мимику Джуди Гарленд. Это даже не фильм, а моноспектакль. Кстати, Р.Гулд театральный режиссёр, и его фильм – экранизация пьесы Питера Куилтера «Конец радуги» («Over the Rainbow»). Создаётся ощущение, что луч прожектора направлен только на Гарленд-Зеллвегер, все остальные персонажи в тени. Кроме, пожалуй, Джуди-подростка в исполнении Дарен Шоу, девушки с огромными глазами, достоверно сыгравшей переживания юной Джуди на съёмочной площадке, её недетскую усталость и отчаяние.
В фильме много музыки. Все вокальные партии Рене Зеллвегер исполнила сама, это было одним из условий, поставленных Р.Гулдом. Перед началом съемок Зеллвегер брала уроки вокала и хореографии, чтобы максимально приблизиться к тембру голоса и манере исполнения Гарленд.
Может быть, кинематографические приёмы для воплощения на экране фрагментов биографии знаменитой певицы и актрисы и не отличаются новизной, но Рене Зеллвегер вполне заслуженно получила за свою замечательную актёрскую работу и «Золотой глобус» и недавний «Оскар».
М.С.
Большое спасибо Миле Северной за столь интересный экскурс в историю жизни Джуди Гарленд и весьма интересную и познавательную рецензию. К сожалению, этот фильм я пока не успел посмотреть, но убежден, что он никоим образом не будет оттенен другими недавними мощными байопиками про Фредди Меркьюри и Элтона Джона. Здесь, конечно же, много зависело от талантливой Рене Зеллвегер, которая всегда хороша как в драмах, так и комедиях и даже ужасах.