И снова «Леон»
Чем хороши культовые фильмы? Думаю, тем, что помимо великолепной режиссёрской и операторской работы, отличной актёрской игры, прекрасной музыки, они пронизаны скрытыми смыслами, намёками, метафорами. Как волшебные шкатулки, они открывают внимательному и вдумчивому зрителю свои потайные отделения, двойное-тройное дно, секретные ящички. Поэтому их можно смотреть, пересматривать и находить что-то новое на новом этапе жизни вместе с другими обстоятельствами и опытом, отношениями и чувствами, временем и возрастом. К чему это я развернула предисловие? А к тому, что 16 апреля удалось побывать на ещё одном юбилейном показе в Москве, приуроченном к 25-летию выхода фильма «Леон» в мировой прокат. Полную версию картины показали в этот день в кинотеатре «Космос» (входит в сеть «МосКино»), а потом она отправилась в город на Неве, где будет продемонстрирована благодарной публике 27 апреля.
Сначала несколько слов о кинотеатре. В «Космосе» не была, что называется, 100 лет. За эти годы он преобразился и стал современным киноцентром с вежливым, внимательным персоналом. Есть где и что поесть, и где просто присесть. Много полезной информации, в зрительном зале очень комфортно. Понравилось, как сотрудники кинотеатра подошли к юбилейному прокату фильма: и в фойе, и в зале до начала сеанса звучала песня Стинга и саундтрек из «Леона», что создавало особый настрой. Люди пришли специально на этот фильм, как в театр на любимую пьесу со звёздным составом исполнителей. Зал был полон и, что интересно, на 90% состоял из молодёжи 25-30 лет, то есть тех, кто в момент выхода фильма был ребёнком, а то и вовсе ещё не родился. Значит, это кино вне времени и моды. «Леон» – это классика, а классические произведения любого направления искусства всегда вызывают уважение.
Именно поэтому захотелось продолжить размышления над фильмом. На сей раз немного о драматургии. Режиссёр Люк Бессон, как мне кажется, при постановке своей картины (он же – автор сценария) достиг интуитивно точного сочетания невероятного напряжения жёсткого боевика и бытовых сцен, что позволило развернуть яркие человеческие характеры. Вся съёмочная группа работала чётко и слажено, как в оркестре экстра-класса с дирижёром-виртуозом – ни одной фальшивой ноты. Каждая сцена задумана и сыграна фантастически талантливо. Это прежде всего заслуга «первых скрипок» – Жана Рено, Гэри Олдмена и Натали Портман. Но и актёры второго плана, и эпизодов показали настоящее мастерство.
Бессон применил мастерский приём – разрядить роковую обстановку забавным или трогательным моментом. Например, вспомним начало фильма, когда мы видим Леона первый раз «в деле». Он невидим и беспощаден, «покрошил в капусту» нескольких бандитов-телохранителей, кроме главного толстяка-мафиози, которого держит финкой за горло, поблёскивая очками в зловещей темноте. И в этот кульминационный момент из ванной возникает «то ли девочка, то ли виденье» – молоденькая девушка в полотенце, с которой толстяк проводил время, и, делая ручкой прощальный жест «Пока-пока, милый!», спокойно удаляется. Для киллера Леона и, висящего у него «на пере», вспотевшего от страха толстяка – немая сцена. Оба на несколько мгновений одинаково «зависли».
Интересны эпизоды с полицейскими – подчиненными Стэнсфилда. Сам Стэн странный (мягко сказано), и коллеги не отстают. Один, например, с дредами, похожий на хиппи, но никак не на полицейского. Когда начинается обыск в квартире Ландо, он сразу теряет к делу интерес, поскольку наталкивается на ящик с виниловыми пластинками. «Ты в матрасе смотрел?» – спрашивает у него быковатый качок. «Не-а», – беспечно отвечает хиппарь, перебирая диски. «Да чем ты, блин, занят!», – возмущается громила (в квартире перестрелка). «А-а, отстань, классные записи, ух ты, круто,» – заявляет колоритный парень, но в конце концов именно он находит закладку пакета с наркотиками в старом радиоприёмнике.
Запоминаются забавные и добрые сцены обучения Леона правописанию по детской книжке про собачку Сократа или игра с переодеванием «Угадай актёра», которые устраивает егоза Матильда. Вполне добродушный и разговорчивый дед-портье в гостинице впадает в комичный ступор, когда Матильда несёт ахинею про своего великовозрастного «любовника». Девчонку так и разбирает на всякие враки, особенно про возраст, что ей уже 18 лет. Опытный лис Тони только вздыхает и головой качает.
В сцене обучения Матильды на крыше небоскрёба режиссёр тоже разряжает накал сюжета. «Тренируйся, – говорит Леон, – на ком угодно, кроме женщин и детей». Девочка выбирает политика в жёлтом костюме, который приехал в парк явно с показательной пробежкой перед избирателями. Его окружают чёрные машины и телохранители. Он пафосен и лжив. Его забег по парку с видом «Вы меня узнали? Каков я!» – дешёвый рекламный трюк. Девочка стреляет, пуля с краской оставляет пятно на пузе политика, так неудачно пошедшего «в народ», он заваливается в обморок, телохранители с пушками выпрыгивают из-за каждого куста, а Матильда и Леон незамеченными покидают «учебные стрельбы».
Такие небольшие, но живые эпизоды рассыпаны по всему фильму. Самым шедевральным из них мне представляется сцена с бабкой-соседкой, попавшей под огонь Стэна, о которой я уже писала. Гениальная находка! (см. статью «Леон и другие»). Что примечательно, при просмотре в «Космосе» зал живо откликался на такие повороты сюжета – раздавался дружный смех, в конце фильма – аплодисменты (в «Каро Октябрь» при полном зале публика была сдержана, никакого смеха и проявления эмоций).
Одним из главных персонажей картины, безусловно, является сам город, Нью-Йорк (на что справедливо указал в своей рецензии Кот_Пофгист). Помните, как эффектно начинается фильм? Камера летит над островом Манхэттен – сначала над водами озера, потом над зелёным оазисом Централ-парка. И дальше-дальше, вдоль больших шумных улиц, на улочки поменьше и погрязнее, и вот зритель попадает в итальянский квартал, знаменитую нью-йоркскую «Маленькую Италию», откуда с высоты птичьего полёта планирует прямо в заведение Тони. Мы видим реальные магазинчики и кафе на улицах, жёлтые такси, метро, Таймс-сквер, Бруклинский мост, высотный дом, похожий на московский на Котельнической набережной (респект внимательному Коту_Пофигисту). Читала, что коридоры и лестницы в доме, где жили Леон и семья Ландо снимали в скандально знаменитом отеле «Челси». Место загадочное (с привидениями!), овеянное невероятными (иногда страшными) легендами и былями.
Нью-Йорк суровой ниткой прошивает ткань фильма, скрепляя его. Не случайно в местах, где проходили съёмки, устраиваются флеш-мобы – фанаты, одетые Леоном и Матильдой, бродят по Нью-Йорку с чемоданчиками и растениями в горшках, фотографируются в узнаваемых местах. Окажись я в Нью-Йорке, наверное, тоже сделала бы фото на фоне Бруклинского моста, купив предварительно тёмные круглые очки «а-ля Леон». ?
Мила С.
Ах, как тонко, как же тонко многоуважаемая Мила С. сравнила блистательный актёрский ансамбль «Леона» с первыми скрипками оркестра! Вот только тут во мне внезапно проснулось музыкальное прошлое, и как любитель Бетховена не могу не внести одну маленькую поправочку: из этого трио выбивается один персонаж. Дело в том, что многократно и охотно обсуждаемый нами Стэнсфилд явно куда более пренебрежительно относится к струнному ансамблю и звучанию, и сам же это объясняет – Моцарт, в его понимании, легковесен (вероятно именно из-за преимущественно струнных оркестровок), в то время как он больше любит «парней потяжелее» – Бетховена и Брамса (а ведь и правда, в их произведениях клавишных оркестровок куда больше, да и среди струнного компонента преобладают более низкие по тональности альты и виолончели). В квартире Ландо он даже имитирует игру на фортепиано, объясняя, почему перестал стрелять – вряд ли, конечно, в его голове звучала столь набившая оскомину выпускникам музыкальных школ «Лунная соната». К слову, блистательный исполнитель роли Стэна Гэри Олдмэн неоднократно говорил, что уж лучше бы ему стать музыкантом, чем актёром: он играет на фортепиано, бас-гитаре и укулеле. Вот такая каденция к ещё одной замечательной рецензии на киноклассику.
Благодаря статьям на сайте, посвященным “Леону”, недавно пересмотрела этот фильм. И смотрела совершенно другими глазами – сколько интересных деталей и нюансов в характерах персонажей вдруг открылось. Было ощущение: как будто находишься внутри фильма или читаешь увлекательную книгу. Спасибо всем, принявшим участие в обсуждении, это действительно подтолкнуло к просмотру (удалось посмотреть полную версию “Леона” по ТВ). Мне кажется, даже создатели фильма во время съемок не отдавали себе отчет, насколько глубоким и многоплановым окажется их фильм – он сразу перерос жанр боевика и по праву стал культовым.
Вот до чего техника дошла! Полную версию теперь можно посмотреть и по ТВ, это не может не радовать, поскольку долгие годы (точнее, два десятилетия) российского зрителя потчевали сокращённой версией для американского проката. И вот справедливость восторжествовала.
Соглашусь, что создатели фильма и не планировали сразу становиться мэтрами и классиками: Люк Бессон, по большому счёту, задумывал “переходный” проект на пути к “Пятому элементу”. Но так сложилась история, и, безусловно, талантливейшая команда всех, кто работал над этим фильмом, что именно ему суждено было навсегда занять своё место в первой десятке классики мирового кинематографа. Маленький спойлер: мне приписывают диссертацию по этому фильму, постараюсь не разочаровать вас, уважаемые читатели и зрители, и в ближайшее время подготовлю ещё один, надеюсь, интересный и полезный комментарий. Следите за статьями по “Леону”.