«Нора» (Джойс и его женщина)

Ирландская лента «Нора» 2000 года, снятая при участии Великобритании, Италии и Германии, была продемонстрирована 15 июня 2018 года в рамках показов Ирландского киноклуба в «Каро-Октябрь». Режиссёр Пат Мёрфи снял биографическую драму о сложных и противоречивых отношениях классика ирландской и мировой литературы Джеймса Джойса и его жены Норы Барнакл.

Немного об актерах. Роль Джеймса Джойса убедительно сыграл замечательный во всех отношениях шотландский актёр и режиссёр Юэн Макгрегор («На игле»; «Интимный дневник»; «Мулен Руж»; «Крупная рыба»; «Остров»; «Звёздные войны»: Эпизоды 1, 2, 3»). Яркая и стильная североирландская актриса Сьюзан Линч («Интервью с вампиром»; «Золотой век»; «Скрижали судьбы»; «Первому игроку приготовиться») за роль Норы получила в 2000 году премию Ирландской академии кино и телевидения. В небольшой роли Майкла Бодкина (возлюбленного Норы в Голуэе) снялся ирландский актёр Эндрю Скотт, известный как суперзлодей-псих Мориарти из телесериала «Шерлок».

Итак, фильм о Джеймсе Джойсе, создавшем один из самых необычных романов ХХ века «Улисс» (сколь великий, столь и сложный в чтении), в котором своеобразно изложил факты своей биографии в виде переплетения воспоминаний, чувств, наблюдений и ощущений разных лет, щедро замешанных на потоке сознания, нравственных метаниях, эротизме на грани порнографии и модернистских изысках (два персонажа «Улисса» автобиографичны – 22-х летний Стивен Дедал и 38-летний Леопольд Блум). В основе сюжета, ни много ни мало, «Одиссея» Гомера, только «Улисс» – это роман-странствие по родному городу писателя Дублину. При всей сложности повествования, Дублин в «Улиссе» вырисовывается чётко и ясно, как в путеводителе: улицы, дома, заведения, с детальным указанием места действия. Джойс однажды сказал: «Если город исчезнет с лица земли, его можно будет восстановить по моей книге». О романе кратко рассказываю потому, что отношения с Норой нашли отражение именно там.

О Норе Барнакл до встречи с Джойсом из фильма мы узнаем очень мало, только то, что в Голуэе, откуда она родом, ей жилось плохо: домашняя тирания и запрет на встречи с юношей, который её любил, побудили Нору уйти из дома. Она сбежала в Дублин и поступила на работу горничной в Finn’s Hotel, где и познакомилась с Джойсом. Бурный роман между молодыми людьми начался сразу же: ему 22 года, ей – 20 лет.

По сути, фильм начинается со дня первого свидания Джеймса и Норы – 16 июня 1904 года, именно этот день определил и время действия «Улисса», когда главный герой романа мелкий рекламный агент еврей Леопольд Блум около 8 часов утра начинает своё странствие. Дублинская Одиссея Блума-Джойса длится один день, но она воплотились в солидный том, занявший 7 лет работы писателя – с марта 1914 года по октябрь 1921 года. С 1954 года этот день стал всеирландским праздником «Bloomsday», который отмечается поклонниками романа совместными путешествиями по адресам главного героя, с продолжительными остановками в пабах. Прототипом жены Блума Молли явилась, конечно, Нора Барнакл.

Нора, после мимолётного знакомства, легко соглашается ехать с Джойсом в итальянский Триест – в полную неизвестность и без всяких гарантий на официальное положение жены. Откровенная сексуальность и авантюрность Норы, видимо, явились тем магнитом, который притянул Джойса к этой простой девушке, но жениться он не собирался. Она больше, чем жена, она – Муза. Нора, далёкая от литературы и писательского круга Джойса, тем не менее, это хорошо понимала.

Жизнь с писателем сложна, не всякая девушка вынесет различные «перегибы» талантливого человека. В фильме без прикрас показаны тёмные стороны личности Джойса, в то же время питавшие его творчество. Чего стоит постоянное препарирование своих чувств и наблюдение за собой и своей женщиной как бы со стороны: нарочитое недоверие к Норе, обвинения в связях со своими друзьями, выяснение, какой сексуальный опыт был у неё до него, намеренное сводничество с итальянским поклонником – и всё для того, чтобы испытать острые ощущения, устроить сцены ревности, бурное расставание и, наконец, примирение. А потом сесть за письменный стол и спокойно изложить всю эту вакханалию на бумаге. И так по синусоиде всю жизнь.

Давно известно, что скрытые комплексы гениев, а то и явная паранойя, заставляют их не только создавать великие произведения, но и безбожно тиранить своих близких. Например, беременность Норы страшно раздражала Джойса, он напивался в хлам, ему было в тягость и её положение, и появившиеся потом дети. Спать с ней было хорошо, но младенцы, горшки, обязанность заботится о семье – это совсем не интересно. Пытался спровадить её к матери в Ирландию, как будто не понимал, какой позор ждет на родине незамужнюю женщину с детьми. Увезя её в Италию, он жил с ней свободным браком, что для общества того времени было достаточно смело даже для мужчины.

Джойс официально женился на Норе только 27 лет спустя после их знакомства, в 1931 году! Нора ждала долго, преодолевая все его скандальные уходы, отъезды в творческие путешествия, увлечения другими женщинами, намеренную или подлинную ревность, выворачивание наизнанку в своих литературных произведениях их отношений, в том числе сугубо интимных. Любила? Наверное. Но, главное, а куда ей было деваться без официального статуса, а значит и без финансовой поддержки? Назад в Голуэй? Тогда этот чудесный ныне город на Атлантике, был провинциальной дырой. И всё-таки однажды она не выдержала, после очередной безобразной сцены ревности, собрала чемоданы, детей в охапку – и к матери, в дом своего несчастливого детства. И что же? Джойс тут же примчался. Мудрил-мудрил, а потерять такую понимающую и принимающую всё женщину не захотел. Особо он ценил и то, что Нора не была ханжой и поддерживала их порнографическую переписку, которую по инициативе писателя они вели, находясь в разлуке. Также Нора встречалась и улаживала его дела с издателями в Ирландии, когда Джойс жил за границей.

В «Норе» Джойс показан весьма неуравновешанной, невротической личностью, каковой и являлся – с одной стороны циничный и жестокий мужчина, пренебрегающий интересами своей жены и детей, с другой – пугливый большой ребёнок со множеством фобий. В «Улиссе» он их честно описал: боязнь молний, воды, собак и др. Его безумные панические атаки нашли отражение и в фильме (сцены с грозой, проливным дождём, быками и старухой в безлюдном доме). Джойс испытывал потребность в Норе не только из-за физического влечения, но и потому, что только она умела успокоить его, снять панику, приласкать и утешить. С ней он чувствовал себя защищённым.

Джеймс Джойс и Нора Барнакл были вместе всю жизнь. Фильм ставит точку на времени, когда они вновь соединились, преодолев очередной конфликт, были молоды, дети маленькие, и они даже не женаты. Джойс умер в Цюрихе в 1941 году. Нора не вернулась на родину, умерла там же, пережив своего мужа на 10 лет.

Достоинствами фильма являются не только психологические портреты главных героев, но и костюмы, интерьерные съемки, изящно отражающие стиль начала ХХ века. На экране мы видим ирландские просторы и городские мотивы, пабы, итальянские улицы, дворики и ресторанчики. Через весь фильм проходят эпизоды в поезде: в окнах мелькают смазанные движением пейзажи в клубах паровозного дыма. Символ постоянного кочевья Джойса.

В фильме много музыки – Джойс (голосом Макгрегора) великолепно поет, играет на гитаре, Нора тоже поёт и музицирует. Ирландцы музыкальный народ, что ещё раз подчеркивают создатели фильма – они поют и танцуют у себя на родине, и за границей, где обязательно устраивают национальные музыкальные вечера.

Фильм имеет возрастные ограничения, так как содержит весьма откровенные сцены и не вполне пристойные диалоги, он будет интересен любителям биографических экранизаций без глянца.

 

М.С.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий