Ох, какой же был “Скандал”
Старина Харви получил от суда присяжных всё, на что была способна американская демократия. По всему видно, недалёк тот день, когда памятник кровати возле кинотеатра Kodak Dolby у подножия Голливудских холмов постигнет участь демонтажа. Что же сказать о фильме режиссёра Джея Роуча «Скандал»? По сути – нечего. Средненькая пафосная агитка, имеющая узкую антитрамповскую направленность. Но не будем анализировать политическую составляющую ленты, это сугубо американское дело, пусть восхищаются творческой смелостью или негодуют по поводу однобокого показа событий, в преддверии президентских выборов им виднее. Главная тема фильма – проблема сексуальных домогательств на рабочем месте, – конечно, очень острая, но для зрителя важен не столько сам модный тренд, сколько талантливое отражение его на экране. На мой пристрастный взгляд, соотношение художественных достоинств и недостатков «Скандала» соответственно 10 % к 90 %.
Поскольку неудач намного больше, с них и начну. Фильм попросту скучный, муторный. Почти всё экранное время две сотрудницы телеканала Fox News собираются с духом вывести на чистую воду генерального директора Роджера Айлза (Джон Литгоу), а третья плачет, но в кабинет начальника ходит. Вся медиа-компания знает, что пожилой Айлз ценитель женской красоты. Фавориток он продвигает по службе, они становятся высокооплачиваемыми журналистами, ведущими самых популярных телепрограмм. История стара, как мир.
Гретхен Карлсон (Николь Кидман) неожиданно лишается хорошего места, её перемещают в передачу с низким рейтингом, а затем увольняют. В чём же дело? Ага, понимаем, отважная Гретхен со всей решимостью, накопившейся за много лет работы в Fox News (а, значит, и тесного общения с боссом), наконец отказала старому павиану. Айлз, конечно, развратный старикан, но Гретхен начала войну против домогательств и дискриминации женщин лишь когда, судя по всему, стала полностью финансово независимой и раздобыла несколько файлов дискредитирующих аудиозаписей. Поэтому она смело идёт к адвокатам и вчиняет иск к Айлзу за домогательства со словами: «Кто-то же должен сказать правду». Вслед за первой ласточкой решила присоединиться к борьбе и звезда Fox News, политический обозреватель и ведущая популярной новостной программы Мегин Келли (Шарлиз Терон), тоже через многие годы молчания и весьма безбедного существования, которое ей обеспечила работа в Fox News.
Главным оружием в женской борьбе с высокопоставленными мужчинами-домогателями становится гласность. Слоганом фильма вполне мог стать такой: «В чём сила, сестра? Сила в правде!». Но, как ни крути, а девушки-то осмелели, когда противник был уже «сбитым лётчиком», да и совладелец Fox News Мэрдок наверняка уже подумывал о спроваживании на почётную пенсию заслуженного ветерана медиаслужбы. Пнули полумёртвого льва, когда тема стала модной, и в разоблачительницы подались многие другие потерпевшие с накопившимися давними обидами.
В экранной истории много суеты, напряжённых переживаний, затянутых сцен. Героини Ш.Терон и Н.Кидман ходят со сложными лицами, а настоящей игры нет, не веришь в их бескорыстный героизм. Женщины они красивые, актрисы хорошие, но в этом фильме неубедительны. А вот Марго Робби в своей роли мне понравилась. Она пришла в компанию восторженной неопытной журналисткой, очень хотела подняться по служебной лестнице, и сама напросилась на приём к Айлзу, который по-своему оценил красоту и фигуру девушки, сразу намекнув, каким образом она может стать ведущей своей программы и продвинуться по службе. М.Робби показала все оттенки переживаний героини: азарт от работы в большой компании и открывающихся перспектив, страх перед боссом, мучительный выбор, а затем подавленность, стыд и отчаяние.
Весьма убедителен Джон Литгоу. Его Роджер Айлз стар, но влиятелен и дьявольски умён. В эпизодической роли Руперта Мэрдока снялся Малкольм Макдауэлл, буквально несколькими штрихами нарисовавший убедительный портрет чрезвычайно жёсткого, решительного человека, в любых обстоятельствах думающего на несколько ходов вперёд.
Фильм основан на реальных событиях. Роджер Айлз наряду с Рупертом Мэрдоком был отцом-основателем главного информационного канала США Fox News Channel (FNC) и его генеральным директором. Консультировал нескольких американских президентов-республиканцев, являлся влиятельнейшей фигурой медиа-индустрии. Действительно, скандал с сотрудницами FNC, обвинивших Айлза в харассменте, случился на закате его карьеры, когда он был стар и болен. Мэрдок выплатил ему огромную сумму отступных, Айлз покинул свой пост и вскоре умер в возрасте 77 лет. Собственно, о начале работы над фильмом «Скандал» было объявлено в мае 2017 года сразу после смерти Р.Айлза.
«Скандал» был выдвинут на «Оскар»-2020 в 3-х номинациях, но получил только одну статуэтку за лучший грим и причёски. К макияжу и причёскам претензий нет. Хотелось бы также отметить саундтрек, сочетающий топовые поп и лаунж треки с символичными текстами и названиями. На финальных титрах звучит композиция Regina Spektor – One Little Soldier.
М.С.