Принца жалко! И птичку тоже…
На экранах столицы можно посмотреть фильм-балет «Лебединое озеро» (версия 2019) знаменитого английского хореографа и режиссёра Мэтью Борна, сэра Мэтью Борна. За выдающиеся заслуги в области хореографии в 2016 году он был посвящён в рыцари Соединённого Королевства. Борн любит классику и постоянно обращается к известным сюжетам, но переделывает их на современный лад, вкладывая новые смыслы в известные балеты. В оригинальной трактовке Борна появились «Щелкунчик», «Сильфида», «Золушка», «Спящая красавица», «Кармен». Но настоящую славу принесла балетмейстеру собственная версия «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского. Мэтью Борн поставил «Лебединое» в конце 1995 года, и с тех пор спектакль не покидал подмостков сцены, объездил весь мир, был неоднократно экранизирован. Мировой суперхит в мире балета!
Когда заходит речь об этой постановке, даже тот, кто не видел её, но что-нибудь слышал, обычно говорит: «А-а, это где все партии лебедей исполняют мужики в смешных пуховых штанах, а принц полюбил лебедя атлетического сложения…». В итоге всё сводится к обывательским разговорам про мужчин в пухе-перьях и про нетрадиционные наклонности принца. И вот появилась возможность судить не с чьих-то слов, а увидеть балет своими глазами. Конечно, любой фильм можно скачать из интернета, но по мне – неинтересно. Именно кино предоставляет возможность театралам, балетоманам и любителям оперы видеть лучшие мировые постановки практически в театре (многие фильмы-спектакли, кстати, идут с антрактом, а значит, и буфетом). Большой экран даёт великолепные ракурсы, цвет и звук. И не надо налаживать бинокль, чтобы поближе разглядеть детали. Операторская работа в таких спектаклях всегда на высоте. Это в полной мере относится и к «Лебединому озеру».
Постановка Борна не первая в череде новаторских прочтений «Лебединого озера». История у балета не простая. После первой провальной постановки в 1877 году, «Лебединое» было на время забыто. И вдруг в 1893-1894 театральном сезоне дирекция Императорских театров решила её возобновить с новым постановщиком Мариусом Петипа.
Работа закипела в тесном сотрудничестве с композитором, но внезапная смерть Чайковского задержала работу над балетом. За переработку либретто, или сценария, как мы сказали бы сейчас, взялся брат композитора Модест Ильич. Он придал лирическому сказочному сюжету больше психологизма: акцентировал внимание на борьбе добра со злом, конфликте лебедей-двойников, как символах верности и коварства. Сову, которая в первом варианте была действующим лицом и возвещала приход на бал злодея Ротбарта, решено было убрать, зато Ротбарту придали зловещие черты птицы-демона. Постановщики Мариус Петипа и Лев Иванов отказались от бутафорских крыльев с наклеенными перьями у девушек-лебедей, переключив внимание на пластику рук. Они меняют партитуру, переставляют местами музыкальные фрагменты, вводят новые, так появляется «чёрное» па-де-де во втором акте (противоборство Чёрного лебедя и Белой королевы лебедей), вводят дуэт Одетты и принца Зигфрида и знаменитый Танец маленьких лебедей.
Версия Петипа-Иванова легла в основу многочисленных переделок и редакций. Переделывали постановки выдающиеся деятели советского балета Агрипина Ваганова, Владимир Бурмейстер (он придумал счастливый конец – злой гений повержен, лебедь расколдован), Юрий Григорович. В постановке Григоровича 1969 года тоже был сохранён хэппи-энд, однако много лет спустя он вернулся к изначальной версии – гибели героев от козней злых сил. Более того, Григорович как бы развил тему двойников: демон становится «вторым я» принца, постоянно стоящим у него за спиной.
До и после постановки Мэтью Борна с «Лебединым» много экспериментировали и зарубежные хореографы. В 1976 году Джон Нормайер сделал героем «Лебединого озера» Людвига II Баварского, замок которого якобы вдохновил П.И. Чайковского (балет «Иллюзии как «Лебединое озеро»). В 1984 году Рудольф Нуреев поставил в Париже собственную версию, добавив принцу много танцев и переключив внимание именно на мужскую партию, а также по-новому развил сюжет: принц чужой в своей семье, нелюбимый, непонятый, живёт в мире фантазий. Швед Матс Эк в 1987 году показал публике лысых лебедей-андрогинов, деспотичную королеву-мать, лживую Одиллию, притворяющуюся Одеттой. Принцу жизни нет среди злобных женщин, постановка скатилась в психоанализ и эпатаж. Хореограф Грэм Мерфи в вольной интерпретации музыки Чайковского решил своеобразно показать публике конфликт принцессы Дианы и принца Чарльза: Одетта вынуждена делить своего любимого с баронессой фон Ротбарт, что приводит несчастную молодую женщину в сумасшедший дом. (спектакль поставлен на сцене Австралийской оперы в 2002 году). В декабре 2011 года Жан Кристоф Майо поставил в Балете Монте-Карло «Озеро» (именно так!). История с психоаналитикой повторилась: принц в плену своих детских страхов, эротических инстинктов – ночь против дня, свет против тьмы (с победой тьмы). Партитуре Чайковского Майо также не особо следовал.
Но дальше всех пошёл наш Александр Пепеляев, руководитель Международного центра танца и перформанса ЦЕХ. В 2003 году в Таллине он поставил такое «Лебединое озеро», что всем злым духам тошно стало. Балет с элементами кинохроники назван «неотформатированным танцем». Вместо озера – куча железных бочек и вёдер с непонятной жидкостью, на экране – кинокадры с тракторами на полях. Тема экологии? Может быть, ведь постановщик по первому образованию – химик (окончил химфак МГУ). Как бы лебеди показывают некие геометрические построения (физкультурный парад сталинских времён). Кто есть кто в этом спектакле понять сложно: красноармеец в гимнастёрке, франтоватый хлыщ, бритый браток в одежде партийного функционера – зачем они в таком виде? Тем более, что в концовке спектакля голые актёры сливаются со своими экранными изображениями, превращаясь как бы в летящих птиц… И это действо не клубный капустник, Пепеляев признан на Западе как новатор, за эту постановку он даже получил премии со странными названиями: «За бесстрашную реанимацию балета «Лебединое озеро», «За расширение театральных границ». Куда уж шире! (это, конечно, частное мнение).
Хореограф Раду Поклитару из «Киев модерн-балета» в 2013 году по-своему «обновил» спектакль – артисты танцуют без пуантов, одеты кто как: смешанный женско-мужской состав лебедей в перьях, армия Ротбарта в военной форме. И история рассказана по-новому: доктор Ротбарт утащил лебедёнка из стаи, и путём научного эксперимента превратил в мальчика Зигфрида (такой вот злой «профессор Преображенский»). Мальчик вырос и стал тянуться в небо, мечтая о прекрасной белой девушке-лебеде. А реальность такова: живёт он в чёрном замке с нехорошей девушкой Одиллией, служит в армии Ротбарта, который отстреливает лебедей на озере. Хореограф говорил, что его балет «не сказка о принце, полюбившем заколдованную девушку, а притча о невозможности жить вопреки своей природе».
Но не всё так безнадёжно. В последние годы появляются балеты, приближенные к классическому сказочному сюжету. Одна из последних – постановка 2014 года в Норвежском балете. Александр Эскман обратился к первой постановке балета в России и, создал на сцене настоящее озеро объёмом в 6 тысяч литров… Ретроверсии появляются всё чаще, хореографы реставрируют спектакль, восстанавливая утраченные эпизоды.
Но вернёмся к постановке Мэтью Борна. Мне спектакль понравился чётко выстроенным сюжетом и, пусть и горьким, но ясным смыслом. Спектакль неоднозначный, но равнодушным не оставит и зевать не заставит. Нравится-не нравится – дело вкуса, но поставлен интересно. Знаю тех, кто категорически отрицает постановку Борна, так как это не «Лебединое озеро» в классическом понимании русского балета. Приходилось слышать отзывы: «Обидно за Чайковского!». По-моему, обижаться не стоит: его музыку никто не переделывал, оркестр играет великолепно. К тому же, может быть, Пётру Ильичу понравился бы такой поворот – мужчины-лебеди.
Сюжет перенесён в Англию наших дней. Властная Королева (Николь Кабера) очень холодна и жестка с Принцем (Лиам Мовер), он вырос без любви и материнской ласки в холодном дворце, где все чувства лживы, отношения неискренни. Принц страшно одинок и несчастен, это мы видим с первых минут спектакля. Читала в некоторых статьях, что Королева-мать не любит сына. Но вот сын ли он ей? Мне представляется, что она – мачеха. И дело не только в равнодушии и откровенном пренебрежении наследником. По ходу спектакля нетрудно заметить, что юноша испытывает к королеве чувства большие, чем сыновьи. Он пытается относиться к ней, как к любимой женщине, но она не выносит даже невинных прикосновений и робких попыток добиться нежности и понимания. Мне проще думать, что Принц – пасынок, чтобы не разгадывать загадку о его возможных противоестественных наклонностях.
Принц явно ревнует Королеву к статным офицерам, а она, не таясь, выбирает себе любимчиков, тепло разговаривает с ними, увлекает куда-то в покои… Принц страдает. И не только из-за матери-мачехи. Среди придворных девушек ни одна не одаривает его даже лёгкой привязанностью, они игнорируют юношу, возможно подражая Королеве в её антипатии. Принц жаждет любви, и его мучают ночные видения об удивительных птицах, манящих его в мистическое ночное небо. Просыпаясь в страхе, он пытается искать утешения у Королевы, хочет понять, что с ним происходит. Никакого сочувствия – она с брезгливостью отталкивает его.
Главный человек во дворце и при Королеве её Личный секретарь (Гленн Грэм), он следит за Принцем, «опекает» его. Принц открытый, тонкий, ранимый, ему претит дворцовый этикет, поэтому его постоянно одёргивают то Личный секретарь, то Королева: не так стоит, не так разговаривает на приёмах, не так приветствует подданных. Принцу душно в этой атмосфере (бедный парень, нормальным людям точно не место во дворцах). Выйдя однажды «в народ», Принц видит в толпе веселую девушку, заговаривает с ней, и она буквально виснет на коронованной особе. А он и рад: хоть кому-то понравился, кто-то проявил к нему интерес. К ужасу Королевы и придворных эта выскочка становится Подружкой Принца (Катрина Линдон). Увещевания, что девица в мини-юбке и с дурными манерами ему не ровня, ни к чему не приводят. Никто не понимает, что эта пустая, но добрая душа хороша для Принца уж тем, что не обращает внимания на чопорные придворные порядки, искренне смеётся, радуется, что у неё в поклонниках такой парень.
Попытка приобщить девушку к этикету ни к чему не привела. Сцена в театре, одна из самых ярких и очень смешных в этой страшной сказке, явно показала, что Принц ошибся. Он ещё на что-то надеется, выслеживает Подружку в баре в Сохо, пытается наладить отношения. Он не знает, что за ним следует соглядатай – Личный секретарь, который подкупает и девушку, чтобы она отстала от его высокопоставленного подопечного, и пьяных парней в баре, которые устраивают драку и выбрасывают Принца за дверь. Совсем несчастный, он следит за выходящими из бара парочками, пытается пристать к усталой немолодой танцовщице, медленно бредущей после ночной работы, но даже она отмахивается от него.
Сцена в ночном городском парке. Принц сам не свой, жизнь ему не мила. Понимая, что никому не нужен, всем мешает, решает покончить с собой. Цепляет записку на фонарный столб и идёт к пруду. Но что это? – на лунной дорожке появляются лебеди. Особенно выделяется один – большой, сильный – главный (Уилл Бозьер). Это тот самый красавец, что являлся в снах! Юноша-лебедь и Принц танцуют в паре, и зрителям понятно, что по крайней мере друга Принц обрёл. Лебеди-мужчины показывают интересную хореографию, особенно радует танец «маленьких лебедей». Движения настолько необычны, танец под знакомую музыку так интересен и забавен, просто диву даёшься, сколько разных «па» можно придумать для довольно крупных представителей «пернатых».
Лебеди улетают, но Принц счастлив – на свете есть любовь и дружба! Желание расстаться с жизнью – это минутная слабость, он срывает свою записку и летит во дворец. Но счастье его недолго. На званый королевский бал является Незнакомец в чёрном, который покоряет всех придворных дам. И Королеву – она от него без ума. Принц в смятении, этот парень точная копия его друга-лебедя. Но почему он такой жёсткий, почему так развязано ведёт себя с Королевой и делает вид, что с Принцем незнаком? Конфликт принимает трагический оборот, Принца увозят в больницу для душевнобольных. Мать-мачеха и здесь не сочувствует юноше. Мрачный дворец, куда возвращается слабый и сломленный Принц после лечения – место его гибели. Стая, лебединая ли, людская не простит индивидууму его особости – раз он не такой, как мы, его надо уничтожить.
Вспоминается сказка Андерсена про гадкого утёнка, которого все гнали, и никто не любил. Вот только не стал Принц прекрасным лебедем, не обрёл ни свободы, ни любви. Возможно, Борн знаком с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». А в нашей сказке они не добренькие бесполые нимфы, а агрессивные злые птицы: «Про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили». Кому служили гуси-лебеди, для кого деток воровали, помните? Для воплощения зла – Бабы-яги! Вот и у Борна они утащили душу Принца, погубили его. В спектакле – это злые птицы, они шипят, нападают, щиплются. Что-то хичкоковское, зловещее есть в лебедях Борна.
Сложности отношений, чувства и переживания героев переданы языком мимики, жестов и танца. Никаких балетных условностей – прокрутил фуэте и убежал за кулисы. Все артисты показывают подлинные страсти и характеры, отличающие высокий класс драматической игры. Особо выделяется Лиам Мовер в роли Принца. Необыкновенно пластичный танцовщик, тонко понимающий свою роль. Уилл Бозьер больше понравился в роли крутого мачо на балу, чем в образе Лебедя – в отрицательной роли он более органичен.
Спектакль очень многослойный, и очень непростой, рождает массу ассоциаций, размышлений. И удивляет. В нём самым непостижимым образом сочетается комедия и тяжёлая драма, да чего уж там – триллер! Сцена в театре, куда королевское семейство отправилось, вынужденно прихватив Подружку Принца – смешная пародия на балетные штампы и манеры поведения людей. А сцены безумия принца, лечения в психбольнице – настоящий хоррор.
Сценография, костюмы – всё стильно, безупречно. Элементы нуара – огромные чёрные тени на стенах, холодные гулкие пространства дворца, мистическая луна в парке и тёмное озеро, страшные видения Принца. Одежда почти всех персонажей тёмная: точеные фигуры в черном с резкими движениями танца – тоже нуар.
М. Борн следует за изначальной концовкой спектакля – Принц и Лебедь гибнут. Но кто такой Лебедь: реальный человек или мечта Принца о некоем идеале, его второе «я»? Каждый зритель решает для себя сам. Невольно вспоминается судьба экстравагантного Людвига II Баварского, поклонника музыки, красоты, лебедей, создателя сказочного Нойшванштайна (Лебединый замок). В чём только не обвиняли несчастного Людвига при жизни, объявили безумным и, скорее всего, убили. Теперь на него молятся, строят на его имени бизнес, создают фан-клубы. Человек, сделавший Баварию самым желанным туристическим местом в Германии, при жизни не находил понимания у членов своей семьи. Величайшее творение короля-мечтателя Нойшванштайн стоит на берегу двух озёр, одно из которых называется Лебединое (Schwansee). Именно здесь по преданию совершал свои подвиги «лебединый рыцарь» Лоэнгрин, он спас девушку-лебедя Одетту, разрушив чары злого колдуна. Эта средневековая легенда вдохновляла многих поэтов и композиторов, самые яркие произведения были созданы другом Людвига II Рихардом Вагнером (опера «Лоэнгрин») и П.И.Чайковским (балет «Лебединое озеро»).
Мэтью Борн талантливо переделал канонический сюжет легенды на новый лад, чем снискал заслуженный успех. Он единственный, кто получил премию «Тони» (1999) за балет «Лебединое озеро», и как лучший режиссёр музыкального спектакля, и как лучший хореограф.
М.С.
Р.S. Ещё несколько слов о замечательном английском балетном танцовщике Лиаме Мовере. Он исполнил роль Билли Эллиота в одноимённом мюзикле на музыку Элтона Джона – был одним из первых исполнителей этой партии и участвовал в записи спектакля. За эту роль получил премию Лоуренса Оливье как лучший актёр мюзикла (вместе в двумя другими исполнителями). В 2014 году вновь стал Билли Элиотом на один вечер, сыграв повзрослевшего героя в спектакле, транслируемом на весь мир. Снимался в клипе Элтона Джона Electricity. Солист танцевальной труппы New Adventures, основанной Мэтью Борном.
Уважаемая Мила Северная,
Наверно, надо было бы написать сразу после того, как была опубликована Ваша рецензия. Опоздал. Сожалею. Но поскольку в моем восприятии рецензии с того момента ничего не изменилось, решил все-таки написать в наш блог.
Самое главное: Вам удалось выйти далеко за рамки рецензии на новый фильм, далеко не ординарный и талантливый.
У Вас – и история великого балета, и балетмейстеров, и танцовщиков, и авторов либретто вкупе с их современными интерпретаторами. Есть и глубокие и интересные сюжеты про новые постановки «Лебединого озера», и рецензия на британский документальный фильм. И интереснейший, глубокий анализ сюжета (не либретто, поскольку это лишь текст, сценарий, в лучшем случае). Получилась целая Энциклопедия.
Для меня, консервативного адепта классической версии «Лебединого озера» (да и музыкальной классики вообще), Ваше эссе стало поводом задуматься о том, насколько правильно упорствовать в неприятии новых, современных трактовок классики. Видимо, если речь идет о настоящем искусстве, они имеют право на существование и на своего зрителя… Но только не эпигоны, которые пытаются «наложить» свои, часто примитивные и убогие, концепции на мировой шедевр. Прежде чем «браться, братцы, за самого Петра Ильича», давайте, братцы, напишем такую же музыку. А уж потом поговорим.
Еще раз спасибо, уважаемая М.С., за повод подумать. Над кино.
Всегда Ваш,
Diletant