Сценарный баттл «Монти Пайтонов»
2021 год, как и его предшественник, не балует любителей кино новыми релизами, и вашему постоянному автору и заводиле Коту-Пофигисту всё сложнее находить стоящие темы для статей. Впрочем, для меня календарь всегда полон поводов поговорить о кино. Вот, например, в 2021 году величайшая британская комик-группа «Монти Пайтон» празднует бредовый юбилей – 52 года сценической активности. Ну и что, что дата не круглая, речь ведь не об их концертной и телевизионной деятельности, а о кино. Джон Клиз, Терри Гиллиам, Майкл Пейлин, Терри Джонс, Эрик Айдл и Грэм Чепмен – разносторонние личности, сплошь выпускники Оксфорда и Кембриджа, люди множественных талантов, которые и после распада группы привели их к сольному успеху. Предлагаю устроить между ними кино-баттл (Терри Гиллиама сразу выносим за скобки, пускай великий независимый режиссёр посидит на скамейке запасных или в жюри), а в качестве снаряда в этих недо-олимпийских играх выступят фильмы, где пайтоны участвовали в качестве актёров и сценаристов. И будут это «Монашки в бегах» и «Рыбка по имени Ванда».
Считается, что во многом мрачноватый и издевательский британский юмор – вещь в себе и исключительно для своих. Однако это распространённое заблуждение было неоднократно опровергнуто режиссёрами в самых разных жанрах, и сейчас шутейки Туманного Альбиона в целом легко адаптируются под универсального зрителя. Решив прекратить коллективное бессознательное и пуститься в самостоятельное плавание, комики-пайтоны попробовали себя в массе амплуа, но в любом из них приходилось быть и хорошим сценаристом, чтобы придумывать фантасмагорические истории не на короткометражный сольный эпизод, а на полный метр, заряженный зрительским смехом. В 1988 году на экраны вышла «Рыбка по имени Ванда», криминальная комедия именитого режиссёра Чарльза Крайтона, за кулисами сценария которой стояли пайтоны Джон Клиз и Майкл Пейлин. Оба сыграли и главные роли в картине, за что получили каждый по премии BAFTA, в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана» соответственно. Сам же фильм, сочинённый буквально на коленке, в шуточных диалогах авторов, в итоге схлопотал семь номинаций на ту же BAFTA, три на Золотой Глобус, две на Оскар, а одну заветную статуэтку в 1989 году унёс домой актёр Кевин Клайн. Вот вам и чушь прекрасную несли: лишнее доказательство тому, что даже не поражающий бюджетным размахом фильм способен претендовать на широчайший отклик аудитории и критиков, если сделан искренне. А в момент выхода на экраны он оказался ещё и самым коммерчески успешным фильмом пайтонов-сценаристов и актёров, до сих пор ни одна работа тех или иных участников группы не смогла перепрыгнуть 177 миллионов долларов кассовых сборов при бюджете в 8 миллионов.
Казалось бы, что такого уникального в этом фильме? Набор комичных ситуаций, объединённый сюжетом о лихом мошенничестве, множество персонажей (каждый из которых по-своему тот ещё придурок), блестяще сыгранных великолепными, куражистыми актёрами: Джоном Клизом, Джейми Ли Кёртис (дочь знаменитого Тони Кёртиса), Майклом Пейлином, Кевином Клайном, Томом Джорджсоном (героя которого хитроумно зовут Джордж Томасон), Марией Эйткен и другими. Местами чернёнький юмор, глупые положения и случайности, ждущие героев на каждом шагу, огромное количество уморительных деталей вроде пуленепробиваемой английской бабули с собачками, или тогдашнего хайпа на перестройку и русский язык. Это пайтоны, перегибать палку и переходить грань абсурда – их ремесло и привилегия. И они как авторы имеют полное право на любое «лево», ведь вдохновение берут из реальной жизни. Майкл Пейлин заимствовал заикание собственного отца для застенчивого персонажа Кена, Джон Клиз назвал своего героя Арчи Лич в честь подлинного имени известнейшего британского актёра Кэри Гранта, а в роли своей экранной дочери снял собственную дочь Синтию. Критики могут долго ломать копья над формулой успеха комедий, но мне близко мнение, что ключевой элемент – это диалоги. «Рыбка по имени Ванда» просто соткана из уморительных, дурацких, нелепых, неуклюжих, колких, искромётных диалогов, это сценарный триумф пайтонов. Фильм создан играючи, и смотрится как удачнейший экспромт.
Чего не скажешь о «Монашках в бегах». Тоже история об ограблении и мошенничестве, тоже заканчивается счастливым побегом в Рио-де-Жанейро, но ей не хватило банально юмора и новизны, чтобы потягаться с «Рыбкой». Всякая комедия может быть сколь угодно вторичной по форме (комедия положений, криминал, любовный треугольник, конфликт поколений), но успех кроется в уникальности и диалогах. Сценарий написал Джонатан Линн, не участник «Монти Пайтона», но друг и соавтор Майкла Пейлина и Терри Джонса, однако и критики, и зрители не слишком благосклонно оценили его интерпретацию пайтоновской криминальной сатиры. Поверхностному сюжету с переодеваниями дядек в монашек не удалось добавить глубины ни диалогами – увы, они шаблонны и предсказуемы, – ни инновационным авторским прочтением ситуации (оно просто отсутствует), ни даже актёрским мастерством. Робби Колтрейн и Эрик Айдл, конечно, хороши, но смотрятся скорее просто глупо, нежели глупо и смешно. Фильм вышел через два года после «Рыбки по имени Ванда», возможно, старая криминальная комедия положений уже исчерпала себя, а дух новых 1990-х ещё не сформировал свой подход к жанру. Итог: одноразовый фильм, хотя и с музыкой группы Yello, и с продюсерским участием кинокомпании Джорджа Харрисона HandMade Films.
Здесь впору отступить от темы и дать волю потоку сознания, как наверняка частенько делали пайтоны, сочиняя свои фантасмагорические сценки для подданных короны. HandMade Films известна не только тем, что её основал участник The Beatles, а ещё и поддержкой независимого британского, американского и канадского кино. Многие культовые фильмы, ставшие эталонами авторского кино Туманного Альбиона, были спродюсированы именно Харрисоном. Например, «Уитнейл и я», гимн безработицы, безденежья, безынициативной безысходности, взаимного безразличия и других «без» 1987 года. Или «Карты, деньги, два ствола», подарившие нам в 1998 году Гая Ричи с его неиссякаемой криминальной фантазией. А впрочем, о британском авторском кино я лучше расскажу в другом обзоре, иначе вам надоест читать, или исчезнет то самое чувство предвкушения сюжетных поворотов, за которое мы и любим кинематограф и статьи о нём.
Лучше я вернусь к пайтонам и добавлю в уже завершённый победой «Рыбки» баттл того, что вы так любите – интересных фактов. Джон Клиз, один из самых известных актёров-пайтонов, знаком широкому современному зрителю по ролям в «Гарри Поттере», новой «Розовой пантере» и озвучке короля Гарольда в «Шрэке». А ещё – о, ирония! – он сыграл адвоката не только в «Рыбке по имени Ванда», но и в сказочном костюмном фильме «Ветер в ивах». Сейчас неутомимый 81-летний актёр известен своей писательской деятельностью и активно высказываемыми личными мнениями о всех животрепещущих трендах, он ведёт твиттер, выступает против спортсменов-трансгендеров на международных соревнованиях, нещадно троллит никчёмность NFT-живописи, критикует политкорректность как инструмент убийства здорового чувства юмора и планирует вести документальную программу ВВС о культуре отмены – способе «забанить» публичную личность за недружественные высказывания и неугодное поведение (от отмены пострадал бывший президент США Дональд Трамп, выкинутый из всех соцсетей). Эрик Айдл, также известный актёрскими работами («Каспер», озвучка в «Шрэке») и тоже писатель, нашёл себя и в музыке, дружил с Дэвидом Боуи, сочинял и записывал песни как для шоу «Монти Пайтон», так и для собственных мюзиклов. Майкл Пейлин нашёл себя в путешествиях, он является автором многочисленных документальных фильмов ВВС о Шотландии, Ирландии, Гималаях, Сахаре, полярных экспедициях, кругосветке по мотивам книги Жюля Верна, Центральной и Восточной Европе, Южной Америке и даже Северной Корее. Так что если вам когда-нибудь станет скучно, обратитесь к пайтонам (ну или ко мне): вас мигом развлекут фильмами, книгами, музыкой, увлекательными маршрутами, а главное – юмором.
kot_pofigist
Получил огромное удовольствие, прочитав материал Кота-Пофигиста о горячо любимой мной британской комик-группе “Монти Пайтон”! Входившие в нее актеры (и режиссеры) великолепны, каждый из них обладал характерной только для него индивидуальностью и харизмой. Полностью согласен с автором относительно выбора в пользу “Рыбки” – восхищаюсь этой лентой и готов без конца ее пересматривать. По моему мнению, успех “Рыбки” был обеспечен, прежде всего, участием в ней неповторимого Джона Клиза, которого я считаю одним из самых талантливых в “Монти Пайтон”. Для того чтобы в полном объеме насладиться мастерством Клиза, рекомендую всем посмотреть уморительный ситком “Фолти Тауэрс”, являющийся квинтэссенцией британского юмора.
Не было сомнений, что первым на этот материал откликнется именно наш основатель Navis, знаток британского юмора и британского кино. Чтобы порадовать его и наших преданных читателей, кину небольшой спойлер – следующий материал тоже будет о Британии. Не знаю, может, осень на дворе навевает желание проводить время за чаепитиями с винтажными сервизами и пересматривать киношедевры Туманного Альбиона под унылый драм-басс дождя за окном.