Шортлист Оскара-2024: часть первая
21 декабря 2023 г. Американская киноакадемия огласила шортлисты финалистов гонки за Оскаром-2024 в десяти номинациях. Рассмотрим наиболее интересные из них, сделаем свои выводы, поделимся соображениями в комментариях.
Номинация “Лучший грим и причёски”:
– “Все страхи Бо”
– “Феррари”
– “Голда”
– “Убийцы Цветочной Луны”
– “Последнее путешествие “Деметра”
– “Маэстро”
– “Наполеон”
– “Оппенгеймер”
– “Бедные-несчастные”
– “Общество снега”
При таком раскладе не хотелось бы быть киноакадемиком: как выбирать, когда все приведённые фильмы во многом зависят от успеха работы гримёров и стилистов? Убедительно состарить Адама Драйвера до почтенного возраста Энцо Феррари на грани банкротства, до неузнаваемости изменить Хелен Миррен для роли Голды Меир, применить тонны пластического грима для создания ужасающего эффекта тайно путешествующего в трюме корабля вампира в “Последнем путешествии “Деметра” (это, как вы поняли, хоррор-экранизация дневника капитана из “Дракулы” Брэма Стокера), устроить экспериментаторскую стимпанк-феерию в “Бедных-несчастных” – ну и как из этого выбирать? На мой взгляд, только по принципу историзма и значимости грима для самой идеи фильма: более историческим сюжетам лучше посоревноваться в номинации “Лучшие костюмы”, но она ещё не объявлена.
Номинация “Лучший саундтрек”:
– “Американское чтиво”
– “Aмериканская симфония”
– “Барби”
– “Мальчик и птица”
– “Цвет лиловый”
– “Элементарно”
– “Оставленные”
– “Индиана Джонс и Колесо судьбы”
– “Убийцы Цветочной Луны”
– “Оппенгеймер”
– “Бедные-несчастные”
– “Солтберн”
– “Общество снега”
– “Человек-паук: паутина вселенных”
– “Зона интересов”
Номинация “Лучшая песня”:
– “It Never Went Away” (“Американская симфония”)
– “Dear Alien (Who Art In Heaven)” (“Город астероидов”)
– “Dance The Night” (“Барби”)
– “I’m Just Ken” (“Барби”)
– “What Was I Made For?” (“Барби”)
– “Keep It Movin” (“Цвет лиловый”)
– “(Superpower) I” (“Цвет лиловый”)
– “The Fire Inside” (“Жаркое пламя”)
– “High Life” (“Флора и сын”)
– “Meet In The Middle” (“Флора и сын”)
– “Can’t Catch Me Now” (“Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах”)
– “Wahzhazhe (A Song For My People)” (“Убийцы Цветочной Луны”)
– “Quiet Eyes” (“Прошлые жизни”)
– “Road To Freedom” (“Растин”)
– “Am I Dreaming” (“Человек-паук: паутина вселенных”)
Номинация “Лучшие визуальные эффекты”:
– “Создатель” (реж. Гарет Эдвардс)
– “Годзилла минус один” (реж. Такаши Ямадзаки)
– “Стражи галактики 3” (реж. Джеймc Ганн)
– “Индиана Джонс и Колесо судьбы” (реж. Джеймс Мэнголд)
– “Миссия невыполнима 7” (реж. Кристофер МакКуэрри)
– “Наполеон” (реж. Ридли Скотт)
– “Бедные-несчастные” (реж. Йоргос Лантимос)
– “Мятежная луна: часть первая” (реж. Зак Снайдер)
– “Общество снега” (реж. Хуан Антонио Байона)
– “Человек-паук: паутина вселенных” (коллективное творчество)
Это будет интересный баттл, я, признаться, в замешательстве: в финал прошли действительно лучшие и сложнейшие эффекты, от которых зависела зрелищность фильмов. Многие нам ещё только предстоит оценить, к примеру, “Мятежная луна” Зака Снайдера, занявшая традиционный предрождественский премьерный слот “Звёздных войн”, только начала появляться в кинотеатрах разных стран. К слову, “Мятежная луна” задумана как трилогия (а возможно и тетралогия), и в ближайшие годы она будет чередоваться с полнометражными проектами “Звёздных войн” в графике декабрьских релизов.
Номинация “Лучший иностранный фильм”:
– Армения: “Американец” (Amerikatsi)
– Бутан: “Монах и ружьё” (The Monk and the Gun)
– Дания: “Меч короля” (The Promised Land; Bastarden)
– Финляндия: “Опавшие листья” (Fallen Leaves; Kuolleet lehdet)
– Франция: “Рецепт любви” (The Taste of Things)
– Германия: “Учительская” (The Teachers’ Lounge; Das Lehrerzimmer)
– Исландия: “Божья земля” (Godland; Volaða land)
– Италия: “Я – капитан” (Io Capitano)
– Япония: “Идеальные дни” (Perfect Days)
– Мексика: “Тотем” (Totém)
– Марокко: “Мать всей лжи” (The Mother of All Lies)
– Испания: “Общество снега” (Society of the Snow)
– Тунис: “Четыре дочери” (Four Daughters)
– Украина: “20 дней в Мариуполе” (20 Days in Mariupol)
– Великобритания: “Зона интереса” (The Zone of Interest)
Судя по сезону наград, который в самом разгаре, и по фестивальным просмотрам, велики шансы на победу у итальянского фильма о сенегальских беженцах “Я – капитан”, который даже соревновался за Золотого льва Венецианского кинофестиваля. Много шуму наделала марокканская лента “Мать всей лжи”, совершившая фестивальный прорыв для африканской ленты и отметившаяся на показах в Венеции и Торонто, а родине получившая Золотую звезду на главном фестивале африканского континента в Марракеше. Также не стоит сбрасывать со счетов оценённые критиками испанскую картину о выживании “Общество снега” и немецкий социальный сюжет “Учительская”, включённый в конкурсную программу зрительской премии “Панорама” Берлинского кинофестиваля.
В финал вышла и тяжёлая артиллерия: “Опавшие листья” Аки Каурисмяки, взявшие приз жюри Каннского фестиваля, японские “Идеальные дни” Вима Вендерса, также собравшие урожай наград в Каннах, и датский “Меч короля” Николая Арселя, соревновавшийся за венецианского Золотого льва. За этот фильм исполнитель главной роли Мадс Миккельсен уже успел получить премию Европейской киноакадемии как лучший актёр 2023 года, а сам фильм был отмечен специальными показами на международных фестивалях в Цюрихе, Мюнхене, Сан-Себастьяне, Марракеше, и ещё до Оскара успеет в Роттердам. Лично для меня Арсель с Миккельсеном уже герои: на момент первой презентации их фильма в Венеции никто ещё не знал, что он окажется в шортлисте Оскара, и журналисты вовсю поддевали их упрёками в недостаточном соответствии новому стандарту толерантности, предложенному Американской киноакадемией. На что датчане весьма достойно ответили, что они снимали европейский исторический фильм, а не развлекательное кино по американским стандартам, и для них достоверность на первом месте. И надо же, прошли в шортлист, что даёт надежду хоть на малую долю справедливости и здравого смысла в индустрии.
Остальные номинации будут объявлены уже в январе, так что с наступающим всех наших читателей!
Екатерина Смирнова,
also known as kot_pofigist