Шведы играют по-серьёзному
Скандинавское кино не часто появляется в широком российском прокате, разве что каким-нибудь фестивальным ветром занесёт к нам киноленты северных соседей. Всегда интересно знакомство с национальным кинематографом, как правило, достаточно самобытным, с новыми лицами актёров, типажами, манерой игры, музыкальным сопровождением. Расскажу немного о фильме «Серьёзная игра», вышедшим на экран в 2016 году. Фильм поставила известная шведская актриса Пернилла Аугуст, это её второй полнометражный фильм.
Она снималась у Ингмара Бергмана в «Фанни и Александр», в его же телефильме «В присутствии клоуна», в ленте по автобиографическому сценарию Бергмана «Благие намерения» (режиссёр – её второй муж Билле Аугуст), у Джорджа Лукаса в «Звёздных войнах» («Эпизод I Скрытая угроза» и «Эпизод II Атака клонов») играла маму Энакина Скайуокера, впоследствии ставшим самим Дартом Вейдером! Как актриса очень востребована, много снималась в кино и играла в театре, имеет значимые в мире кинематографа награды и премии. Но, видимо, пришло время, переросла профессию актрисы, стала снимать кино сама, и это получилось. Её работа в «Серьёзной игре» вполне профессиональна и интересна. Выбор П.Аугуст в пользу режиссуры тем более удачен, что находится в тренде – женщинам-режиссёрам с недавнего времени предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Нынешний «Оскар» должен развить эту тенденцию. Впрочем, видно будет.
«Серьёзная игра» снята по одноименному роману классика шведской литературы Яльмара Сёдерберга (адаптированный сценарий Лоне Шерфиг, Дания). Как и любому классику, Сёдербергу (1869-1941) повезло с экранизациями. На то и существуют романы, чтобы их снимать-переснимать, давать новые трактовки, неожиданные прочтения, переносить героев в другое время и т.д. До П.Аугуст было снято два фильма с таким же названием – в 1945 году (Швеция) и в 1977 году (Швеция-Норвегия). Возможно, эти экранизации оставили заметный след в скандинавском кинематографе, но нам совершенно неизвестны. Поэтому поговорим о новом фильме.
«Серьёзная игра» – настоящая любовная драма в стиле ретро. Начало ХХ века, Стокгольм. Арвид (Сверрир Гуднасон), симпатичный молодой человек, принятый корректором в штат ведущей национальной газеты, едет в гости к модному художнику и его дочери в домик-мастерскую на маленьком островке, в компании сотрудников во главе с главным редактором (Микаэль Нюквист). Взрослые, умудренные жизнью мужчины, пьют вино, наслаждаются видами природы, смотрят и оценивают картины. Арвид с первого взгляда влюбляется в дочь художника Лидию (Карин Франц Кёрлоф), девушку загадочно-манящую. Он следует за ней по пятам, ему не до разговоров за столом. Между Арвидом и Лидией пролетела искра – лёгкие трепетные прикосновения рук, перебирающие клавиши старого пианино, горящие взгляды, пылающие щёки, вспыхнувшие желания – всё выдает молодых людей. Пирушка закончена, вечером пьяненькие гости садятся на кораблик: кто-то с купленной картиной, а Арвид с маленьким пейзажем, который ему подарила девушка.
Потянулись рутинные дни на работе, молодой человек корпит над корректурой и мечтает… И вдруг задание, которое дает ему главный редактор, снова сталкивает его с Лидией. Арвид получает повышение – как журналист идет в театр на «Фауста», чтобы написать в газету заметку о премьере. В ложе он замечает Лидию, она пришла в театр с отцом и его приятелями. Молодые люди не видят ничего вокруг и, не дождавшись антракта, одновременно выбегают в фойе, чтобы просто слегка прикоснуться друг к другу. Догадавшись обо всём, отец в тот же вечер говорит Лидии, что этот бедный корректор ей не пара, и замуж за него она выходить не должна.
Вскоре художник, выпив лишнего, внезапно умирает, а юная девушка остается одна и с долгами. Это присказка, с которой сюжет начинает стремительно раскручиваться. Между молодыми людьми происходит объяснение – Арвид любит Лидию, но пока не может содержать семью, предлагает встречаться тайно. Лидия с негодованием отклоняет это предложение и уходит.
Проходит немного времени – и вот опять случайная встреча: недалеко от редакции из кареты выходит богато одетая молодая женщина с солидным мужем лет 50-ти (Свен Нордин). И это она! Сюжет настолько классический, можно сказать избитый, но он оправлен в искреннюю игру актёров, умеющих сыграть полутона и мельчайшие нюансы чувств, прекрасную работу оператора, который виртуозно передал на экране почти неуловимую дымку времени и скандинавскую сдержанность в цветовой гамме, красивую и пронзительную музыку (композитор Матти Бюе).
Прошло несколько лет. Карьера Арвида идёт в гору, он модный журналист. Понимая, что Лидия теперь недосягаема, женится на девушке из состоятельной семьи коллекционеров искусства. И у него, и у Лидии рождаются дочки, жизнь идет правильно, но без искры. Как у всех, как надо. И вот опять театр, ложи блещут, и – встреча. Но он с женой, она – с мужем. Страсть вспыхивает с новой силой, опять они не сводят друг с друга глаз и в антракте договариваются о встрече.
Арвид борется с собой, мучается, а Лидия тянет и тянет его из семьи, она как пиявка – уже не отстанет. Одна тайная встреча в гостинице, вторая – и это уже водоворот. Приходится врать жене, выкручиваться на работе. А Лидия не мучается – берёт то, что должно быть её, и уводит любовника за собой. Ситуация узнаваема для любого века и любой страны. Ни в чём не виноватая жена Арвида (Лив Мяёнес) становится постыла, ей уже даже врать не хочется.
Лидия бросает мужа, а он в отместку лишает её содержания и не разрешает видеться с дочерью. Она, наверное, переживает, но любовник важней. При попытке Арвида наладить отношения в семье и разорвать порочную связь, Лидия начинает выходить в свет с его сослуживцем, молодым журналистом-международником Линдером, он только-только приехал из России, знает русский язык, что очень модно (Микель Боэ Фёльсгор). Оказывается, с Линдером у Лидии были отношения и раньше (помимо мужа). Бешеная ревность заставляет Арвида вернуться к Лидии. То, что его любимая женщина может дарить своё тело ещё кому-то ужасно, но главное – быть с ней. Умирает отец Арвида, с напутствием, которое он не послушает: «Твое счастье может стать несчастьем для многих близких тебе людей, подумай об этом». Скорбя об отце, и даже на какое-то время сделав попытку наладить отношения с женой, он не хочет порывать связь на стороне. Брошенный Линдер покончил с собой. Лидия, не привыкшая жить в бедности, пытается вернуться к мужу. Вконец запутавшийся Арвид решает кардинально изменить свою жизнь – просит главного редактора отправить его в командировку по Европе, заменив Линдера в качестве журналиста-международника, чтобы выкорчевать из сердца любовь, которая всем приносит одни несчастья. Добрый, всё понимающий начальник, отпускает страдальца.
И вот, ушедший из семьи с одним лёгким чемоданчиком (на дне которого лежит маленький пейзаж Лидии) и перевязанной верёвкой пишущей машинкой, Арвид идет по вокзалу. Ему навстречу – женщина с дочкой, это Лидия! Значит, она помирилась с мужем. Они сближаются, расходятся, оглядываются, но… из предыдущей сцены мы знаем, куда едет Лидия, и куда взял билеты Арвид – в одну сторону, на одном поезде. Занавес. Что будет дальше, зритель решает сам.
Фильм – о всеразрушающей животной страсти, которая не слышит голоса рассудка, для которой нет чувства вины, нет ответственности перед детьми, родителями, близкими. Даже перед своим любимым человеком нет долга – только эгоизм обладания. Сам Я.Сёдерберг писал так: «Люди не о счастье пекутся, они стремятся к наслаждению. Они стремятся к наслаждению даже вопреки своим интересам, вопреки своим убеждениям и своей вере, вопреки своему счастью».
Вот такая почти шекспировская история со шведским акцентом прокатилась по скандинавским и международным кинопоказам. В числе других фильмов «Серьёзная игра» была показана на фестивалях: «Новое кино Швеции» (Москва, 2016), «Кино Швеции» (Санкт-Петербург, 2017), Дни Швеции (Архангельск, 2017). На фестивалях побывать не удалось, фильм застала в Доме кино уже в январе 2018 года.
Картина была заявлена в пяти номинациях на главную шведскую кинопремию «Золотой жук», победив в двух:
– «Лучшая мужская роль второго плана» – актер Микаэль Нюквист за роль главного редактора, отца родного для подчинённых и просто обаятельного грустного мужчины (к сожалению, этот известный шведский актер умер в 2017 году на 57-м году жизни);
– «Лучшая работа художника по костюмам» – художник Кикки Иландер. Костюмы великолепны дорогой простотой и изящной сдержанностью.
Кто соскучился по сильным чувствам в хорошем исполнении (без бабьих воплей и воя, которыми грешат отечественные мелодрамы) – этот фильм для вас.
Mila S.
Очередная (но не сказать, что заурядная) драма, о вихре человеческих чувств и страстей, захвативших мужчину и женщину. Они и вроде бы любят безмерно друг друга и мучают, и вроде бы хотят быть вместе, но опять и опять расходящиеся краями. Это с одной стороны. А с другой – перед нами картина, явственно показывающая как НЕ НАДО жить и как НЕ НАДО, поступать в собственной жизни,дабы не разрушить ни её, ни себя как цельную личность, и показывающая в итоге moralite, итогом выходящее для зрителя: порой, как бы это ни было трудно и больно, нужно наступать себе на горло.
Скандинавы, облико морале! Всё было бы слишком просто, если бы в самой завязке сюжета герои поженились и жили долго и счастливо. Вообще замечаю, что в скандинавской литературе и в искусстве в целом присутствует много какого-то по-достоевски безысходного трагизма. Вспоминается бедовый и отчаянный Пер Гюнт, которого понесло в дальние дали, как хоббита с кольцом, и чем всё закончилось? А бедолага Мунк, который, к слову, рисовал не только орущих зелёных человечков и пугающие чёрные фигуры – как он мог сойти с ума в прекрасном городе Осло? Уж если где и сходить с ума, так это в Питере.
В этой истории – тот же показательный, назидательный трагизм. Однако сколько бы ни было поучительных историй на страницах книг и даже на киноэкранах, любителей танцевать на граблях меньше не станет. Как в старом советском фильме “Не может быть!”: “Жизнь, дорогие граждане-товарищи, такая штука, что нет ничего такого, чего бы в ней не было”. Спасибо Миле за замечательную рецензию!