«Julieta / Джульетта» (2016)
Уважаемый BlogProFilm,
Обращаюсь к вам с некоторым трепетом. И тому несколько причин. Во-первых, повод моего обращения – фильм Альмодовара ‘Julieta’ – совсем не вписывается в концепцию вашего СМИ, анонсированную в резюме. Там все про триллеры, экшн, вестерны, а я тут совсем о другом. Во-вторых, дилетанту вроде меня, который в кино ходит редко, да и наверно, в нем мало что понимает и не может толком отличить Роджера Мура от Тимоти Далтона, а их обоих – от Дэниэла Крейга, – нельзя соревноваться с подлинными Знатоками Кино, какими, на мой взгляд, являются авторы ваших рецензий и комментариев, вроде NAVIS(а) или kot_pofigist(а). В третьих – стиль и образность. С этим у меня форменная беда. Не всегда могу подобрать нужные, правильные слова, чтобы выразить свои чувства. Ну, да ладно…
Теперь Pro Film. ‘Julieta’ от Педро Альмодовара.
Для меня всегда важны два вопроса: «О чем?» и «Как это сделано?».
О чем? Фильм Альмодовара – о женщине и ее мироощущении. Никакого обожествления, о котором штампованно пишут наши и не наши рецензенты. Никакого обожания и любования. Скорее, это рассказ о женском эгоцентризме, может быть, и оправданном, когда она красива, умна и знает себе цену. Героиня фильма Хульета (как и обе актрисы, которые играют заглавную роль), чудо как хороша, умна, образованна, чувственна, независима – поначалу – ни от кого, кроме себя самой. Только одно но: она воспринимает себя, свою жизнь, исключительно через свои ощущения, желания, не считаясь ни с кем и невзирая на последствия.
Сначала это непонимание случайного попутчика, который хотел – и это ему, наверно, было важно, – просто поговорить. Она ушла от этого попутчика (Судьба? Чтобы встретиться с будущим мужем?), он бросается под поезд, она ужаснулась, но лишь на секунду. Потом все прошло… Это была мелочь, только начало истории.
Затем – уже после многих лет жизни в глухой галисийской деревне с любимым мужем – нелепая сцена ревности, в результате которой он уходит в море и, естественно, гибнет в пучине морской, хотя и знал о штормовом предупреждении. Здесь у нее шок, и надолго.
Потом – она сама изгоняет от себя собственную дочь, которая ее буквально выходила после психологического шока, вызванного осознанием собственной вины в смерти мужа, того, что так нельзя, и нельзя ничего исправить… Кстати, она сама же толкнула дочь в странные, почти лесбийские, отношения с ее случайной подругой по летнему лагерю, за что «подруга» позже будет отыгрываться на самой Хульете, терзая ее душу рассказом о том, что она якобы встретила ее дочь с детьми на известном курорте – озере Комо…
Она отказывается понять своего отца, который делает все для уходящей от него жены, и фактически обвиняет его в предательстве. Бог ей судья. Впрочем, и ему тоже.
И наконец, она чуть было не изгоняет из своей жизни нового мужчину, который ее искренне любит. Вопреки ее обману и своей обиде, он возвращается в Мадрид из Португалии (куда он хотел уехать с ней), чтобы попытаться снова что-то построить…
Естественно, маэстро Альмодовар перемешал во времени все эти эпизоды, поделил главную героиню между двумя актрисами, снабдил сюжет побочными «ответвлениями», каждое из которых может претендовать на самостоятельную мини – новеллу. Опять же, это «женские» сюжеты ревности, подлости, эгоизма, то неосознанного, то вполне даже сознательного. Впрочем, это сюжеты о прощении и искренности тоже.
Суть от этого не меняется: Альмодовар снял фильм о женщине, как он ее видит, очень меткий, артикулированный, и без прикрас. Фильм о женском эгоизме и чувстве вины. Смягчает трагичность фильма лишь намек на happy end в заключении, когда героиня, наконец, получает письмо от своей дочери и отправляется на встречу с ней
Как это сделано? Великолепно. Мастерски выстроенный сценарий, который не дает зрителю подумать до тех пор, пока он не выйдет из кинозала и еще раз не осмыслит, что же он все-таки увидел. Великолепные, талантливые испанские кинозвезды. Голливуд может очень сильно позавидовать. Очень испанский фильм, любовно показывающий не только Мадрид, с его узнаваемыми старыми домами, кафе и такси, но и суровую Галисию с ее океанскими штормами и лесистыми пейзажами, и щедрую плодородную Андалусию.
Кстати, зря некоторые рецензенты напирают на авторство канадской писательницы Элис Монро (при всем уважении к ее регалиям). Фильм получился очень испанский, в духе современной испанской литературы, вроде Альберто Васкеса-Фигероа или Артуро Перес-Реверте.
И глаза. Глаза каждого героя, который расстается с Хульетой, фиксирует камера маэстро. Такие пронзительные прощания редко где увидишь.
Diletant
P.S. от Navis’а: Уважаемый Diletant – во-первых мы рады приветствовать Вас в качестве участника нашего блога; весьма отрадно, что наши ряды пополняются новыми рецензентами, украшающими блог не дилетантскими материалами, а очень качественными статьями (в Вашем случае налицо великолепное владение темой испанского кинематографа). Во-вторых, хотел бы выразить надежду, что Ваша рецензия – не единичный вклад в наше общее дело, а лишь самое начало нашего плодотворного сотрудничества.
"Джульетта" появится на лицензионном видео ориентировочно в конце ноября 2016 года.
Уважаемый Diletant, присоединяюсь – добро пожаловать в блог! думаю, со мной многие согласятся – такие талантливые авторы, как Вы, будут способствовать расширению спектра рассматриваемых жанров.
ждём новых рецензий!!
kot_pofigist
Позвольте поддержать Вас, уважаемый Diletant, в отзывах на фильмы (надеюсь, будут и другие), не относящихся к жанрам триллеров, боевиков, фэнтези. “Пусть расцветают сто цветов…”, как говорил тов. Мао.
Вы целиком на стороне Альмодовара в его “препарировании” женской психологии и поведения. Безусловно, взгляд на яркую женщину талантливого художника очень интересен. Но в фильме показан определённый тип, а есть и другие модели характеров, поступков. О них другие режиссеры снимут другие фильмы. Главная героиня не квинтэссенция женщины как таковой. Выдающиеся режиссеры, будем откровенны – мужчины, поэтому они талантливо и даже гениально могут снимать фильмы о женщинах, как им это видится, ну, и неприглядно тоже. Будь на месте Альмодовара женщина, (предположим,при наличии равнозначного таланта), она бы показала нам такой мужской эгоизмище – держите меня семеро! Слезами бы умылись, сердце бы зашлось от возмущения. А всё дело в точке отсчёта – с какой стороны смотреть (М или Ж). Показалось, что уважаемый Diletant видит всех женщин именно такими как Хульета, и очень рад созвучию своих мыслей и чувств творению режиссера. И вроде бы её характер вызывает отторжение своим доведенным до высшей точки эгоцентризмом. Но смотрите, эта женщина (вроде такая бяка, да?) – пользуется неизменным вниманием мужчин, они окружают её постоянно. То есть им нравится именно такая – со всем своим эгоизмом и даже подлостью. А хорошая бы сидела у окошка одна-одинёшенька всю жизнь да вздыхала. И ни книгу, ни фильм о такой паиньке никто бы не написал – неинтересно. нет характера. Или я не права? Мужчины любят стерв – это стереотип, но основанный на долгих годах наблюдений и выводах пресловутых “британских учёных” 🙂
Рецензия замечательная, т.к. вызвала желание порассуждать, ответить.
Надеюсь на Ваши новые отзывы о фильмах хороших и разных.
М.С.
На днях как раз посмотрели, конец оказался неожиданным, совсем не привычно-американский 🙂
Для поклонников Педро Альмодовара: прошла информация, что Музей современного искусства Нью-Йорка хочет устроить для посетителей рождественский сюрприз – “выставить” знаменитого режиссера в качестве объекта экспозиции. Выставку Альмодовара планируют сопроводить киноретроспективой: с 29.11.16 по 17.12.2016 в музее покажут 20 фильмов, начиная с первого – “Пепи, Люси, Бом и остальные девушки” (1980), и заканчивая собственно 20-ым – “Джульеттой” (выйдет в массовый прокат 21 декабря). Звезда оскароносного испанца несколько потускнела в последние годы, что дает повод злым языкам говорить: “Может, и вправду Альмодовара пора сдавать в музей?”. А режиссёр не унывает, он говорит, что счастлив тому, что молодые зрители смогут посмотреть его ранние фильмы. Значит, ожидает наплыва публики.
М.С.
Не повезло на сей раз П.Альмодовару с Оскаром в номинации “Лучший фильм на иностранном языке” – не отобрали его “Джульетту” в пятёрку лучших. Впрочем, мимо шорт-листа пролетели “Она” Пола Верхувена и “Рай” А.Кончаловского (он очень рассчитывал). Одним из главных претендентов на победу называют немецкий фильм “Тони Эрдманн”, удачно засветившийся на Каннском кинофестивале (кто интересуется, об этом фильме можно прочитать в обзоре “15-й фестиваль немецкого кино”).
М.С.