Светская жизнь / Café Society (2016)

Ожидание этого фильма было сродни трепетному изгибу руки, держащей длинный мундштук, изящно застывшему в предвкушении щелчка золотой зажигалки в томном полумраке салона, объятого голливудской роскошью, по которому звоном бокалов разносятся искорки юмора и блёстки гениальных режиссёрских задумок. А вышло как-то плоско, угловато и обыденно, как битое стекло на лестнице подъезда. Но обо всём по порядку.

cafe_society_1

Ни для кого не секрет, что творческая преданность Вуди Аллена периоду 1920-1930-х годов принесла успех не одной его картине. «Пули над Бродвеем», «Магия лунного света», да разве перечислишь все великолепные фильмы, где с лихой точностью гангстерского выстрела автор попадает в эпоху, в стиль, в образы. Всё, до мельчайших деталей, а главное, типажей, дышит временем. И именно этого ощущения парадоксально и катастрофически недостаёт «Светской жизни». Порой, как непонятное наваждение, возникают чёткие образы и интерьеры 1950-х и даже 1960-х, картинки из других, и вовсе не алленовских фильмов, а уж про персонажей и говорить нечего. Насколько попадают в стиль 1930-х Стив Каррелл, Джесси Айзенберг и Кори Столл, настолько же из него вываливаются Кристен Стюарт и Блейк Лайвли – две «главные героини». К слову, последняя, если уж и не тянет на 1930-е, то хотя бы умеет играть. Что же касается отражения стиля эпохи в целом, то после просмотра возникло странное чувство, будто вышедшая ранее в этом году куда более легковесная и не претендующая на «авторское кино» лента «Да здравствует Цезарь!» намного точнее передаёт атмосферу своего исторического антуража. Да, там 1950-е, но точность воссоздания времени несопоставима с разномастными дачными обоями «Светской жизни». У Вуди Аллена, увы, в этот раз вышла пародия на собственную реконструкцию в деталях и сказочную стилизацию вроде «Великого Гэтсби».

cafe_society_2

Но эта неполадка машины времени кажется меньшим из двух зол, когда на первой половине картины понимаешь, что сюжет-то, оказывается, предсказуем и до крайностей банален. Нет долгожданного вудиалленовского «двойного дна», юморных подвохов, неожиданных аллюзий и «рокировок» персонажей. Да ничего нет! Ровная, совершенно нехарактерная для него история, ничем не намекающая на определение «и гений, парадоксов друг», столь подходящее великому режиссёру. Безусловно, и у великих случаются промахи, и, наверное, на это можно было бы не обращать внимания (я же Кот-Пофигист!), но – провал в любимой теме вызвал внезапное опасение, что старый добрый Вуди Аллен исписался. Искренне надеюсь, что это не так.

cafe_society_3

Не рискну учить маэстро кричать «Мотор!» из режиссёрского кресла, но из зрительного зала мне показалось, что в фильме про Нью-Йорк и Лос-Анджелес слишком мало Америки. Да, верно, ведь у Вуди Аллена города нередко тоже являются действующими лицами его историй. Даже самые далёкие от кино люди, вероятно, ассоциируют его именно с географией, американской и не только: «Нью-Йоркские истории», «Голливудский финал», «Полночь в Париже», «Римские приключения», «Вики Кристина Барселона», «Пурпурная роза Каира». В «Светской жизни», которая, казалось бы, вся закручена на контрасте между Нью-Йорком и Голливудом, города и их атмосфера практически отсутствуют. Герои спорят о них, сравнивают, но это противостояние Большого Яблока и Калифорнии длится практически весь фильм лишь на словах. Конечно, такая зажатость в декорации убавляет зрелищности, ведь 1930-е годы проходили не только в шикарных ресторанах, подпольных кабаках, элитных виллах и убогих квартирках!

cafe_society_4

Впрочем, новое творение Вуди Аллена не заслуживает однозначно критических отзывов. Как всегда, великолепна музыка – она легка и ненавязчива, но именно без неё невозможно представить себе весь этот слепящий высший свет и надломленную простоту одной семейной истории.

cafe_society_5

Во всяком случае, стоит поблагодарить Вуди хотя бы за то, что своим традиционно смешанным жанром он сумел добиться, что не одними экшнами и сиквелами прославится 2016-й год в истории кинематографа.

P.S. от Navis’а: Фильм ориентировочно выйдет на лицензионных видеоносителях в конце октября 2016 года.

kot_pofigist

Комментарии

  1. Мила Северная
    November 14th, 2016 | 4:02 pm

    Свершилось – удалось посмотреть фильм «Светская жизнь» на полном экране в Доме кино. По большому счету соглашусь с автором рецензии – на вопрос: «О чём этот фильм?» можно смело ответить: «Да ни о чём!». Лёгкий фильм о любви, о золотом веке Голливуда. Вуди Аллен снял хорошее кино о порхании по светским раутам, об умении красиво жить, сдобрив патоку фирменным алленовским юмором, великолепными костюмами, светом и цветом, постановкой кадра, расстановкой актёров и т.д. и т.п. Это «ни о чём» крутится вокруг классического любовного треугольника, где два героя (стар и млад – дядя и племянник) не знают, что предмет их страсти одна и та же девушка. Ситуация вполне ожидаемо закольцовывается, тайное становится явным, что и требовалось доказать. Но вот что интересно, в тех рецензиях, которые прочитала в прессе, не упоминается параллельная любовной тема: рассказ о жизни нью-йоркской семьи главного героя, где первую скрипку играет его старший брат-гангстер. Это же настоящая чёрная комедия, идущая вторым планом. И она хороша! «Мы решаем эти вопросы с юристами», – говорит о своём бизнесе брат-бандит, в следующем кадре «решение вопроса» – раз-два, и труп заливают цементом. С надоевшим семье сестры соседом-грубияном он разбирается точно так же (как в песне Земфиры: «Хочешь, я убью соседей, что мешают спать….»). На нём-то собственно и строится благополучие этой очень колоритной еврейской семьи, со смешными разговорами и парадоксальными умозаключениями. Не светская жизнь и не рефлексирующий хороший мальчик Бобби Дорфман со своей любовью, работающий поначалу «на посылках» у своего дяди, вызвали мой интерес, а эта «весёлая семейка», где все как бы не в курсе, чем занимается их старший сын и брат. Текст от автора в оригинале читает сам Вуди Аллен, и этот текст интереснее любовных перипетий главных героев. «Его отец был бедным ювелиром», – повествует рассказчик. Бедный еврейский ювелир – это же надо такое придумать! По фильму таких россыпей полно. Фраза «Живи каждый день, как последний, и однажды ты не ошибёшься» – готовый афоризм. Больше всего жалко именно брата-негодяя, его-таки вывели на чистую воду, приговорили к электрическому стулу, несмотря на нанятых дорогих адвокатов. Он и в тюрьме не потерял присутствия духа и обезоруживающего жизнелюбия – задружился с тюремным падре и быстро принял христианство, потому что «в этой религии есть загробная жизнь, а как-то не хочется, чтобы после тебя ничего не осталось». Владельцем модного ресторана, построенного на бандитские деньги, после брата стал Бобби. Он удачно женат, успешен, легко заводит знакомства с нужными людьми. И опять ему фарт – после судебного скандала ресторан стал ещё популярнее, светская жизнь забурлила с новой силой. Богатство, шик-блеск построены на криминале – ненавязчиво показывает Вуди.
    И ещё несколько штрихов.
    Об актерах: они играют хорошо, а у Вуди Аллена по-другому нельзя. Даже Кристен Стюарт (Вонни) хвалят за то, что эта девушка с обычно каменным лицом «выдала эмоцию». Джесси Айзенберг талантливый актер, играющий Бобби, а по сути самого Вуди в юности, это прочитывается. Хорош и дядюшка Фил (Стив Карелл) со своими «понтами» и любовными сомнениями. Ну, а уж еврейское семейство – это песня, они играют очень колоритных персонажей (вспомнилась даже «Ликвидация» с тётей Песей, Эмиком, Цилей, Толей Живчиком и другими одесситами).
    О Нью-Йорке: согласна с автором (kot_pofigist) – города в фильме нет, он не является действующим лицом, как часто раньше бывало у Аллена. Только чуть-чуть в конце – Централ парк, куда приходят повзрослевшие, но сохранившие свою любовь в суете светской жизни, главные герои. И ещё немного – джаз.
    О стиле: постоянная тема для Вуди Аллена, он стильный художник. Но хотелось бы, чтобы фильм с точки зрения соответствия эпохе оценил профессионал (художник по костюмам), надеюсь, откликнется, так как смотрели мы этот фильм вместе, и я услышала очень интересные соображения (о платьях героинь и костюмах героев, о преобладающем во многих кадрах желтовато-коричневатом цвете и др.). Мне показалось, что прыжки в моду 50-х и даже 60-х гг. присутствуют (Вонни, например, разгуливает в мини-юбках, а было ли такое возможно, пусть и в Голливуде – Америка же страна пуританская, мы это как дважды два знаем, как и то, что англичанка Мэри Куант ввела мини-юбки в моду только в 60-х).
    В заключении могу сказать одно – это фильм для тех, кто любит хорошее кино. В конце фильма нет однозначного финала, режиссер ставит многоточие. Додумывайте сами, что дальше произойдет с героями, которые встречают Новый год в том самом модном ресторане. Имя Вуди Аллена само по себе «знак качества».
    М.С., 14.11.2016

Оставить комментарий