Козырные тузы
Практически сразу после появления в мировом кинематографе Квентина Тарантино, Роберта Родригеса и Гая Ритчи, создавших новое направление в кино, которое характеризуется смешением черной комедии, кровавого и откровенного насилия и остроумных диалогов на гране фола вкупе с великолепной заводной музыкой, стали размножаться как грибы киноленты, имитирующие работы этих мастеров.
Один из таких фильмов, «Козырные тузы» («Smokin’ Aces») 2006 года, был выпущен на российском лицензионном рынке компанией Universal Pictures Rus.
Его режиссером стал американский кинодел Джо Карнахан, до этого снявший всего две полнометражные картины – «Кровь, смелость, пули и бензин» 1998 года (первая попытка приблизиться к творчеству Ритчи и Тарантино) и «Наркобарон» 2002 года (неожиданно сильная криминальная драма). Вместо того, чтобы заняться серьезными фильмами на полицейскую тематику, которые, как мы убедились на примере «Наркобарона», лучше всего у него получаются (а может это было счастливое исключение?), Карнахан вновь вступил на скользкую дорожку подражания. Видимо, лавры Тарантино, Ритчи и Родригеса никак ему не дают покоя. Справедливости ради сразу же оговорюсь, что «Козырные тузы» все-таки ближе по стилю к лентам Гая Ритчи, нежели Тарантино и Родригеса. Весьма отдаленно картина Карнахана напоминает и современные фильмы-нуары, наподобие блестящего «Поцелуя навылет» Шейна Блэка.
Удивительно, но у этой ленты есть немало поклонников, как среди любителей кино, так и в рядах кинокритиков. По правде говоря, мне не совсем понятна восторженная шумиха вокруг фильма. Вероятнее всего, объяснение определенной популярности «Козырных тузов» кроется в том, что в последнее время публика была обделена качественными боевиками, а тут – не просто экшен-фильм, да с элементами, заимствованными у мэтров жанра! Не последнюю роль сыграло и участие в фильме известных актеров Рэя Лиотты, Бена Аффлека, Энди Гарсии и, конечно же, сексапильной афроамериканской певицы Алишы Киз.
Поймите меня правильно, уважаемые читатели, я нисколько не принижаю достоинства (если таковые имеются) данного кинопроизведения Карнахана и не утверждаю, что оно является полным провалом. Но у меня есть к нему серьезные претензии. Во-первых, фильм насквозь вторичен. Не спорю, в нем есть несколько оригинальных моментов, но отсутствует некая «изюминка», характерная практически для всех работ Ритчи и Тарантино. Во-вторых, несмотря на «незапредельный» хронометраж (около 107 минут), он безбожно затянут, особенно в первой половине, а если уж честно, то до финального «шут-аута». Подготовка к кульминационному моменту (читай: весь фильм) заняла слишком много времени, да и сама экшен-развязка могла бы быть значительно лучше. Убежден, что нельзя так утомлять бедного зрителя. В-третьих, стремление в начале картины познакомить зрителя со всеми действующими лицами путем быстро сменяющих друг друга и взаимно не связанных сцен под аккомпанемент монотонного голоса закадрового рассказчика (тут недоработка дубляжа) сильно дезориентирует – начинаешь путаться в персонажах, забывать их имена и, в конце концов, теряешь нить происходящего. Неумелое нагромождение разных, на первый взгляд, сюжетных линий чрезвычайно раздражает – поначалу мне лично очень хотелось плюнуть на все это «мелькание» и выключить DVD-плеер. В-четвертых, все персонажи, в том числе даже кажущиеся сочными и колоритными многочисленные киллеры, за исключением разве что героев Рэя Лиотты и Райана Рейнолдса, изображены крайне карикатурно и поверхностно. Им не веришь и не сочувствуешь. Когда некоторые их них погибают, не испытываешь никаких чувств, кроме безразличия. В-пятых, лента перегружена совершенно ненужными, лишними эпизодами, например, сценой в доме, где проживает странная немолодая женщина со своим сексуально озабоченным в отношении насилия (именно так!) десяти с лишним лет внуком (посмотрев фильм, вы поймете, о чем я говорю). Вероятно, таким образом режиссер хотел показать степень морального разложения всего общества в целом, на фоне которого прожженные киллеры выглядели бы просто ангелами. Вполне возможно. Но как-то неубедительно. В-шестых, пафос и даже трагизм заключительной части «Козырных тузов» никак не вписывается в рамки этой, по большому счету, бездумной, развлекательной и вторичной ленты. Из-за этого несоответствия кажется, что фильм снимали два совершенно разных режиссера. Драматический финал, выдержанный, кстати, в духе «Наркобарона», перечеркивает все то немногое положительное, что есть в «Козырных тузах». В этой связи интересно было бы посмотреть альтернативную концовку фильма с «взрывной и динамичной перестрелкой» (приблизительно так рекламируется на обратной стороне обложки американского DVD-издания), доступную, увы, только в первой зоне. Вполне вероятно, что она могла бы изменить в лучшую сторону не совсем приятное впечатление от картины.
Теперь о позитиве. Сюжет «Козырных тузов», будучи очень и очень простеньким, в то же время весьма неплох для боевика. Из него мог бы получиться зубодробительный экшен-триллер с вкраплением ядреного черного юмора, если бы фильм снимали те же Ритчи или Тарантино. Карахану явно не хватило опыта и, наверное, таланта для того, чтобы сделать захватывающее дух зрелище. Тем не менее, в фильме есть динамизм, достаточно красивые перестрелки (вернее, одна; мелкие – не в счет), несколько стильных диалогов и даже два неожиданных (и крайне надуманных) сюжетных поворота (правда, один из них элементарно просчитывается с середины фильма). Очень порадовала достойная игра Райана Рейнолдса, которого мы привыкли воспринимать как легкомысленного актера, подвизавшегося в молодежных комедиях типа «Большая жратва», «Просто друзья», «Король вечеринок» (я в него поверил после просмотра «Ужаса Амитивилля» 2005 года). Как всегда хорош, правда несколько однообразен, Рэй Лиотта («Наркобарон», «Славные парни», «Револьвер»). Про Бена Аффлека («Перл Харбор», «Армагеддон», «Сорвиголова»), Энди Гарсию («11-13 друзей Оушена», «Дженнифер 8», «Неприкасаемые») и других говорить ничего не буду, так как в большей или меньшей степени все они служат неким бессмысленным «украшением» этой картины – в отличие от лент Тарантино и Ритчи «Козырные тузы» принадлежат к такому типу фильмов, где не требуется полная выкладка актеров.
Во время прослушивания телефонных разговоров, ведущихся в доме одного из самых влиятельных мафиозных боссов штата Невада, престарелого и тяжело больного Примо Спарацца (Джозеф Раскин – «Честь семьи Прицци», «Король скорпионов»), агенты ФБР Месснер (Райан Рейнолдс) и Кэрразерс (Рэй Лиотта) узнают, что крестный отец за миллион долларов приказал избавиться от некого Бадди Израэла по кличке «Тузы» (Джереми Пивен – «Очень страшное кино 3», «Черный ястреб», «Вердикт за деньги»), вырезав ему сердце. Бадди Израэл оказывается бывшим иллюзионистом, виртуозно владеющим карточными фокусами, который в свое время тесно «работал» со Спарацца, а теперь после его ареста ФБР и последующего освобождения под залог за согласие сотрудничать, может «слить» всю инсайдерскую информацию о мафии правоохранительным органам. Убрать его несложно – нарушив условия освобождения под залог, Израэл со своей охраной и подручными обосновался в пентхаусе казино на озере Тахо. Заработать миллион долларов на жизни (и смерти) Бадди собираются многочисленные наемные убийцы – маньяк Паскоале Акоста (телевизионный актер Нестор Карбонелл), срезавший себе подушечки пальцев, чтобы его не могли опознать, венгерский киллер Ласло Сут (Томми Флэнэгэн – «Когда звонит незнакомец», «Город грехов», «Чужой против хищника»), постоянно меняющий свою внешность при помощи различных резиновых масок собственного изготовления, троица отморозков-неонацистов Треморов (Крис Пайн – «Свидание вслепую» 2007 года, «Поцелуй наудачу»; Кевин Дюран – «Эффект бабочки», «Широко шагая», «Скуби-Ду 2»; Мори Стерлинг – «Война Харта», «Пришелец»), парочка темнокожих киллерш-мужененавистниц Шарис (Тараджи Хенсон – «Четыре брата») и Джорджия (приличный дебют Алишы Киз в большом кино). К этой разношерстой группе присоединяется трио «охотников за головами», бывших полицейских, работающих на поручителя, который внес залог за Израэла (Бен Аффлек; Питер Берг – «Электрошок», «Полицейские», «Соучастник»; Мартин Хендерсон – «Эскадрилья Лафайет», «Звонок», «Крутящий момент»). И все устремляются на озеро Тахо. В свою очередь, руководитель Месснера и Карразерса Стенли Локи (Энди Гарсия) дает им задание также отправиться в убежище Израэла для его поимки. Перед этим он говорит фэбээровцам о чрезвычайной важности показаний фокусника против Спарацца, которого никто никогда не мог привлечь к ответственности. Единственным человеком, вплотную приблизившимся к Спарацца, был один агент ФБР, внедренный в банду, которого, однако, мафиози раскусил и сам же убил (это вторая, весьма существенная, сюжетная линия). Итак, кто же успеет первым? Спасут ли бравые Месснер и Карразерс Бадди Израэла, или же их опередят многочисленные киллеры? И в чем же загадка давным-давно убитого фэбээровца?
Подытоживая, можно сказать, что в фильме Джо Карнахана больше отрицательных моментов, нежели положительных. Тем не менее, определенный шарм у «Козырных тузов» все-таки имеется. Какой-никакой драйв и экшен есть. На эту ленту, в принципе, можно потратить полтора с «хвостиком» часа, но только за неимением новых картин от Ритчи, Тарантино и Родригеса. А вообще, «Козырные тузы» – фильм на один просмотр: однажды ознакомившись, к нему совершенно не хочется потом возвращаться.
Релиз от компании «Universal Pictures Rus» просто безобразен. Кроме того, что в нем отсутствуют оригинальная дорожка, анаморфирование и бонусы (не считать же рекламные ролики других фильмов дополнением!), качество изображения не вписывается ни в какие рамки – картинка тусклая, как будто пленка выгорела на солнце. Одним словом, релиз на уровне дешевой пиратской копии.
отличное кино !
Уважаемый lost,
Согласен – фильм неплохой, однако ему очень далеко до картин Тарантино и Ритчи, на которых ориентируется Карнахан.
полностью согласен с такой рецензией – ощущения от фильма аналогичные, но все-таки фильм, по большому счету, удался!
Да, рецензия правильная. тоже согласен. Фильм рваный, то ироничный и несерьезный экшн(нельзя же всерьез воспринимать переодевания шрамистого киллера за две секунды и резиновые маски неотличимые от настоящего лица), то соплежуйный агент возносит руки к небу и кричит- доколе? а мы как бы должны ему сопереживать, как же, у него друг помер… Мораль: можно пролить на экране ведра крови, но тарантиной не станешь, а скатишься до уве болла.
Ремарочка: Если видеоряд подозрительно напоминает гая риччивские творения, то финальная тема (theme) просто сперта у “реквием по мечте”