Land of the Dead

Land of the Dead.jpgСамый последний на сегодняшний день фильм замечательного американского режиссера Джорджа Ромеро «Land of the Dead» («Земля мертвых») (2005 год) был выпущен компанией «Universal» на первозонном DVD в двух вариантах – режиссерской и театральной версиях. Данная рецензия относится к нецензурированной версии режиссера. Главным образом этим и объясняется причина рецензирования американского DVD, а не российского, изданного «Universal Pictures Rus» – в пятой зоне фильм выходил только в театральной версии, которая короче режиссерской на четыре минуты.

LOTD1

Честно говоря, я с опаской ожидал появления новой картины Ромеро, боялся разочароваться – уж слишком долгим был перерыв в творческой деятельности режиссера после довольно-таки посредственного «Вышибалы» (2000 год), да и делать достойное продолжение своей же собственной гениальной трилогии про живых мертвецов достаточное рискованное дело. К тому же, в последние годы вышло немало весьма качественных фильмов на эту же тему – «28 дней спустя» Дэнни Бойла 2002 года, «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера 2004 года (кстати, отличный римейк творения Ромеро), «Зомби по имени Шон» Эдгара Райта 2004 года, «Обитель зла» 1 и 2 Пола Андерсона и Александра Уитта 2002 и 2004 годов, успех которых превзойти очень и очень сложно. Видимо старику Джорджу стало немного завидно и обидно, что когда-то возрожденная им тематика зомби (или живых мертвецов – сам он предпочитает именно это определение, стремясь дистанцироваться от ставших уже классическими лент про зомби 30-50-х годов), обретает новую жизнь в работах других режиссеров. Думается, что именно этот фактор и подвиг его снять четвертый фильм эпопеи про оживших трупов-каннибалов, в которую вошли непревзойденные «Ночь живых мертвецов» 1968 года, «Рассвет мертвецов» 1978 года и «День мертвецов» 1985 года.

LOTD2

К счастью, все мои опасения относительно «Земли мертвых» оказались напрасными. Фильм получился очень увлекательным, динамичным, напряженным и кровавым. Как и прежние произведения Ромеро он имеет довольно глубокий политический подтекст – разделение оставшейся в живых группы людей на богатых и бедных, социальная дискриминация, репрессии и диктат со стороны имущих и т.д. В этой связи вспоминаются высказывания другого мастера ужасов Лучио Фульчи, который подчеркивал, что его фильмы про зомби значительно отличаются от подобных лент Ромеро прежде всего тем, что в них нет никакой политики. Даже ожившие мертвецы в «Земле мертвых» показаны Ромеро не столько кровожадными монстрами, а скорее забитой, униженной и вечно преследуемой кастой отверженных, которых беспричинно уничтожают и над которыми постоянно издеваются (достаточно припомнить сцены с зомби-аттракционами). Мало того, неугодных режиму людей запросто кидают в клетку с зомби и хладнокровно делают на них ставки.

LOTD3

Лента Ромеро интересна и тем, что в ней логически развита идея «Дня мертвецов» о существовании зачатков разума у зомби. Ожившие мертвецы представлены уже не бездумными ходячими грудами разложившейся плоти и костей, а постепенно эволюционирующей группой «нелюдей» – они начинают общаться между собой, чувствовать опасность, пытаться играть на музыкальных инструментах, по назначению использовать орудия труда и даже стрелять из огнестрельного оружия. Людей они убивают и пожирают уже не только из-за постоянного голода, а также из чувства мести.

LOTD4

Фильм отличается крепкой режиссурой и хорошим сценарием (во всем чувствуется мастерство опытного Ромеро), безупречной операторской работой и, прежде всего, первоклассным актерским составом. В нем снялись Джон Легизамо («Нападение на 13-й участок», «Путь Карлито», «Крепкий орешек 2»), Деннис Хоппер («Водный мир», «Апокалипсис сегодня», «Скорость», «Настоящая любовь»), Азия Ардженто («Три икса», «Синдром Стендаля», «Пурпурная дива»), Роберт Джой («У холмов есть глаза» 2006 г.). Настоящим откровением стала отличная работа Саймона Бейкера, сыгравшего главную роль («Звонок 2», «История с ожерельем», «Красная планета»), – его персонаж напомнил положительных героев итальянских «джиалло» и американских триллеров и боевиков 60-70 годов, своего рода «антисуперменов», которых сейчас так не хватает в современном кино.

LOTD5

Картина Ромеро переносит нас в недалекое будущее, когда «популяция» оживших мертвецов становится доминирующей в мире, а последние оставшиеся в живых люди прячутся за высокими стенами из бетона и электрической изгородью. Одним из прибежищ людской цивилизации является окруженный со всех сторон водой остров в Питтсбурге, на котором возвышается небоскреб «Фиддлерз Грин» (на самом деле съемки проходили в Торонто). В этом сверкающем разноцветными огнями оплоте человечества обитают богатые слои общества, наслаждающиеся всеми прелестями жизни – в их распоряжении шикарные бутики, изысканные рестораны и т.д. На улицах же, прилегающих к небоскребу, царят хаос и нищета – бедные люди ютятся в полуразрушенных домиках, не имея возможности обеспечить себя более или менее сносной едой и лекарствами. Доступ в «Фиддлерз Грин», этот потребительский рай обывателей, им категорически запрещен. За общим порядком следят военизированные отряды, которые одновременно отвечают за защиту периметра острова. Единоличным хозяином этого «государства» является миллионер Кауфман (как всегда убедительная игра Денниса Хоппера). Члены руководимого им совета директоров имеют чисто символическое право голоса. Специальные группы наемников, подчиняющиеся лично Кауфману, занимаются снабжением острова всем необходимым – на своих мотоциклах и автомобилях они «совершают набеги» на магазины, расположенные на полностью занятой живыми мертвецами «большой земле» (специально для их рейдов опускаются мосты). Главной ударной силой во время таких поездок служит огромный бронированный полугрузовик-полутанк «Dead Reckoning» («Подсчет трупов»), вооруженный крупнокалиберными пулеметами и ракетными установками, который был сконструирован руководителем наемников Райли (Саймон Бейкер) (кстати, первоначально рабочим названием фильма было именно «Dead Reckoning»). Пока одни «рейнджеры» заняты разграблением магазинов, другие, самые «безбашенные», ради своего удовольствия отрубают и отстреливают головы медленно бродящим по улицам зомби. Глядя на бессмысленную жестокость наемников по отношению к ожившим мертвецам, а также став свидетелем самоубийства своего молодого помощника, укушенного зомби (думаю, все знают, что при таком укусе несчастный со временем сам превращается в ходячий труп), Райли принимает решение отойти от дел и уехать с острова в поисках другого очага цивилизации. На это решение также влияет осознание им того, что у живых мертвецов начинают проявляться проблески разума. После отъезда наемников из города, оставивших за собой распотрошенные останки зомби, внушительная толпа мертвецов под предводительством самого «продвинутого» из них, крупного афроамериканца, судя по одежде бывшего работника АЗС, направляется в «Фиддлерз Грин» для того, чтобы отомстить людям за уничтоженных собратьев. Один из членов команды Райли Чоло (Джон Легизамо), лично поставляющий Кауфману дорогие сигары и шампанское, приходит к миллионеру с просьбой позволить ему открыть собственный бизнес в «Фиддлерз Грин». Получив отказ, он крадет «Dead Reckoning», уезжает на нем с острова и угрожает взорвать небоскреб, если до полуночи ему не будет выплачено 5 млн. долларов. Кауфман просит Райли найти грузовик и обезвредить бунтовщика. Райли, преследуя свои цели, собирает отряд, в который входят спасенная им от зомби бывшая проститутка Слэк (Азия Ардженто, дочь знаменитого Дарио Ардженто), его близкий друг Чарли (Роберт Джой) и несколько солдат Кауфмана, и отправляется на задание. Тем временем «войско» живых мертвецов уже находится на подступах к острову…

LOTD6

Несмотря на перечисленные выше достоинства, новое произведение Ромеро все же грешит некоторыми недочетами. Например, непонятна роль денег в этом закрытом обществе, не объяснено, откуда люди берут электроэнергию и топливо для своего огромного автопарка. Вопросов набирается много, однако, как мне представляется, это не имеет принципиального значения для фильма. Главное, что Джордж Ромеро остался верен духу своих предыдущих картин, бережно сохранил традиции Вселенной живых мертвецов. «Земля мертвых» знаменует возвращение этого талантливого режиссера к истокам своей популярности. Остается только надеяться, что на этом он не остановится, и мы в ближайшем будущем сможем еще насладиться очередным фильмом его «зомби-эпопеи».

LOTD7

«Земля мертвых» обязательна к просмотру для всех поклонников творчества Джорджа Ромеро, а также для любителей качественных фильмов ужасов и даже боевиков.

Купить “Земля мертвых”

Navis

Комментарии

  1. rGizmo
    August 3rd, 2006 | 12:49 pm

    Напишите, пожалуйста, рецензию на “Эквилибриум”. Уверен, что вы смотрели этот фильм.
    Хочется услышать именно ваше мнение.

  2. August 3rd, 2006 | 8:15 pm

    Уважаемый rGismo!
    В ближайшее время обязательно напишем. Фильм стоящий, и о нем действительно нужно что-то сказать.

Оставить комментарий