Сигнал

Signal Немногие знают, что легендарный Джордж РомероЗемля мертвых») в 1968 году возродивший «Ночью живых мертвецов» («Night of the Living Dead») достаточно забытый к этому времени поджанр ужасов «зомби-хоррор», воскресил еще одно направление – фильмы про массовое безумие, сняв в 1973 году не особо известную в России и весьма недооцененную в мировом кинематографе ленту «Сумасшедшие» («The Crazies»). Вообще-то эти два поджанра очень близки друг к другу: в обоих случаях речь идет о неуправляемой толпе, у которой только одна цель – убивать. Разница заключается в природе этой толпы – в первом случае это восставшие из могил мертвецы, во втором – обычные люди, потерявшие разум вследствие заражения неведомым вирусом, облучения радиацией, отравления какими-либо токсичными отходами и т.д.

Вопрос, конечно, спорный, но представляется, что без «Сумасшедших» армия кинолюбителей могла бы и не увидеть блестящих «28 дней спустя» («28 Days Later») и «28 недель спустя» («28 Weeks Later») и других лент на тему вселенского сумасшествия. Кстати, поджанр всеобщего умопомешательства сейчас начинает набирать обороты – на 2010 год запланирован римейк «Сумасшедших». Появляются и другие новые картины, к числу которых, несомненно, можно причислить и американскую ленту 2007 года «Сигнал» («The Signal»), выпущенную в России на лицензионном DVD компанией «Мьюзик-Трейд».

Signal2

То, что этот фильм был произведен в США, для меня стало абсолютной неожиданностью. При его просмотре я был глубоко убежден, что его сняли кинематографисты из Великобритании. В большинстве случаев отличительными чертами британских фильмов являются малобюджетность при сохранении высокого качества подачи материала, особая «стильность» сюжета, очень своеобразный юмор, характерная операторская работа и монтаж (действительно, визуально и структурно «Сигнал» чем-то напоминает «Большой куш» и другие ленты Гая Ритчи).

Signal3

А создали «Сигнал» три молодых режиссера из США, практически не имеющих никакого опыта деятельности в большом кино, – Дэвид Брюкнер, Дэн Буш и Джейкоб Джентри («Последнее прощание»). Они же стали и его сценаристами. Так как фильм разделен на три части («Передача первая – влюбленные по уши», «Передача вторая – заложник ревности» и «Передача третья – побег из Терминуса») для американских постановщиков было несложно распределить обязанности – Брюкнер снял первую часть, Джентри – вторую, а Буш – заключительную третью. Вдобавок Джентри срежиссировал так называемый фильм в фильме, трансляция которого по телевидению была прервана зловещим сигналом. Примечательно, что этот мини-фильм ужасов является частью самостоятельной ленты «The Hap Hapgood Story», завоевавшей главный приз на фестивале любительского независимого кино «48-часовой фильм», основным критерием отбора на который является требование снять картину за 48 часов.

Signal4

Совершенно очевидно, что создавая эту ленту, авторы руководствовались уже упомянутыми выше «Сумасшедшими» Дж. Ромеро, дилогией о 28 днях/неделях Дэнни Бойла и Хуана Карлоса Фреснадильо, а также романами Стивена Кинга «Мобильник» («Cell») и Джеймса Херберта «Туман» («The Fog») и «Тьма» («The Dark»). Кроме того, задел фильма (показ по телевизору кровавого слэшера) возможно был позаимствован у ставшего уже классическим ужастика Ламберто Бавы «Демоны 2», когда нечистая сила вселялась в людей тоже из телевизора, по которому показывали жестокую резню.

Signal5

«Сигнал» – интересный и весьма оригинальный фильм, удивительно гармонично сочетающий в себе ужасы (вплоть до расчлененки), психологический триллер, черный до синевы английский юмор (в этой связи вспоминается превосходный «Зомби по имени Шон» Эдгара Райта), абсурд и паранойю. Уровень абсурдности зашкаливает где-то ближе к середине картины, когда зритель начинает терять нить происходящего на экране и путается, пытаясь отличить реальность от галлюцинаций главных персонажей и понять их алогичные действия. Этому в большой мере способствуют и вмонтированные в ленту многочисленные «флэшбэки» (отклонения от повествования в прошлое; действия, происходящие ранее). В целом, картина достаточна динамичная и напряженная, хотя моментами немного «провисает».

Не известные широкой публике актеры подобраны очень удачно, их игра довольно убедительна и даже заставляет сопереживать воплощенным ими персонажам.

Signal6

Коротко о сюжете. В неком городе Терминусе (очень характерное и показательное название, которое переводится с латыни как «граница» и «предел»; применительно к фильму его вполне можно трактовать как «конец пути развития человечества») мощный электронный сигнал прерывает теле – и радиопередачи. Перестают работать все телефоны, из которых теперь слышатся треск и странный пульсирующий звук. Трансляция этого сигнала гипнотизирует людей, вызывают у них галлюцинации, меняет восприятие окружающей действительности и превращает их в убийц.

Signal7

Несчастливая в браке Майа Дентон (Анесса Рэмзи – «Голгофа») изменяет мужу с Беном Кэпстоуном (Джастин Велборн с лицом типичного английского футбольного фаната – «Другая сторона», «Танец мертвецов», «Сексуальная психопатия»). Он просит ее бросить мужа и предлагает встретиться с ним на следующий день перед самым Новым годом на железнодорожном вокзале, чтобы навсегда уехать из этого города. Майа не дает окончательного ответа и в спешке, чтобы своим длительным отсутствием не вызвать подозрение у благоверного, уезжает обратно домой. Там она застает мужа Льюиса (Эй Джи Бауэн – «Калейдоскоп ужасов 3», «Сезон», «Дом дьявола») в компании друзей, пытающихся наладить ни с того, ни с чего переставший работать телевизор, показывающий странные помехи. Через некоторое время между друзьями разгорается спор, и Льюис в порыве внезапной ярости бейсбольной битой разбивает на мелкие кусочки голову одному из них. Майа в панике убегает из дома и направляется на вокзал для встречи с Беном. Туда же держат путь и отчаявшийся найти в повсеместном хаосе свою возлюбленную Бен, и обезумевший от крови и ревности Льюис. Им придется пережить немало опасных приключений, пройти страшные испытания и встретиться со многими людьми, «заразившимися» так же как и они сами, таинственными электромагнитными импульсами.

Signal8

На мой взгляд, главная идея фильма заключается в том, чтобы человек при любых, даже самых ужасных, обстоятельствах всегда оставался человеком. Все население Терминуса без исключения оказывается подверженным воздействию деструктивного сигнала, который пробуждает, обостряет и возводит в абсолют наиболее характерные для каждого индивида чувства и инстинкты, будь то страх, ненависть, влечение к насилию и жестокости, ревность и … любовь (да-да, именно та самая всепобеждающая любовь!). У всех жителей города происходят страшные, возможно необратимые, изменения в психике. Тем не менее, герои ленты находят в себе силы не потерять разум (или его остатки) и человеческий облик и не превратиться в диких, одержимых мыслью об убийстве маньяков. Финал, как впрочем и весь фильм, весьма неоднозначен. Каждый поймет его по-своему. В любом случае, после просмотра «Сигнала» у зрителя остается хоть какая-то надежда на лучшее.

А вообще, как в свое время сказала мне одна знакомая психиатр, абсолютно нормальных людей в природе не существуют. Все мы по-своему немного «со сдвигом» в той или иной степени. Так что этот фильм где-то и про нас с вами. И никакого, по большому счету, сигнала не нужно…

Signal9

DVD-релиз «Сигнала» очень слабый. Дополнительные материалы отсутствуют как класс. Хотя бы спасибо «Мьюзик-Трейду» за то, что оставили оригинальную звуковую дорожку, да и в целом за издание в России этой неординарной картины. Решительно рекомендуется к просмотру!

Navis

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий