Зомби по имени Фидо
Меня иногда критикуют за то, что в своих рецензиях я отдаю предпочтение боевикам, триллерам и фильмам ужасов, не уделяя должного внимания такому популярному в народе жанру, как комедия. Дело в том, что современные комедии меня мало привлекают, так как, на мой взгляд, большинство из них ориентируются на юмор «ниже пояса» и не представляют собой особой художественной ценности. Не спорю, и в наши дни снимают качественные фильмы этого направления («Лучше не бывает», «Джуно» и др.), однако они, к сожалению, малочисленны и являются лишь приятным исключением, да и чистыми комедиями их сложно назвать.
Больший интерес для меня представляют кросс-жанровые «черные» комедии, которых за последнее время было снято превеликое множество. Естественно, львиная доля этих картин не стоят даже упоминания, однако имеются и отменные образчики, на одном из которых я хочу здесь остановиться.
Речь идет о не слишком известном в России канадском фильме 2006 года «Зомби по имени Фидо» («Fido»), который был выпущен на лицензионном DVD компанией «CP Digital».
Как видно из названия, это не просто «черная» комедия, а комедия ужасов про живых мертвецов. Честно сказать, первоначально я с большим подозрением отнесся к этой ленте: будучи поклонником классических фильмов про зомби (Джордж Ромеро, Лучио Фульчи), мне не нравятся модные ныне откровенные спекуляции и издевательства на тему восставших из могил трупов. В частности, я совершенно не воспринимаю бездарную чушь про преданную супружескую любовь к живому мертвецу («Медовый месяц зомби»), глупые молодежные ленты про разумных зомби, влюбленных в своих «живых» подружек («Мальчики едят девочек»), и так далее. Растущее количество подобного ширпотреба привело к созданию отдельного поджанра «zom-com», то есть зомби-комедии. Тем не менее, среди этого хлама все же есть великолепные хоррор-комедии про зомби, которые уже сейчас можно назвать классикой всего жанра ужасов в целом. Я имею в виду «Возвращение живых мертвецов» Дэна О’Бэннона, «Живая мертвечина» Питера Джексона, «Зомби по имени Шон» Эдгара Райта (в принципе, в этот список следует включить и отменную пародию Мэла Брукса «Молодой Франкенштейн», ведь там главным героем выступает «человек», по кусочкам собранный из трупов). По моему глубокому убеждению, «Зомби по имени Фидо» бесспорно достоин вхождения в число этих превосходных кинематографических работ.
Кстати, о названии фильма. Российские дистрибьюторы вновь «отличились» и в очередной раз продемонстрировали, мягко сказать, банальность, назвав его «Зомби по имени Фидо», видимо, по аналогии с упомянутым выше успешным «Зомби по имени Шон», название которого ими было также интерпретировано не совсем корректно. Схожесть названий обеих картин и их тематики может сбить с толку некоторых незадачливых зрителей, особо не разбирающихся в «нерусских» именах. К тому же кличка главного героя-зомби произносится не «Фидо», а «Файдо» – в этом может убедиться каждый, кто удосужится ознакомиться с английской озвучкой фильма (далее я все же буду называть его Фидо, чтобы уж окончательно не вносить путаницу).
Режиссером «Зомби по имени Фидо» является канадец Эндрю Карри, до этого снявший всего одну полноэкранную ленту – семейную драму «Путь в никуда», ранее изданную в России на DVD компанией «Cinema Trade» (две «короткометражки» и парочка телевизионных фильмов не в счет). Сценарий картины написан по одноименному рассказу Дэнниса Хитона, который принял самое активное участие в его создании. По словам автора, он сочинил первый набросок сценария еще в далеком 1992 году, а затем вместе со своими друзьями и коллегами Э. Карри и Р. Чомиаком в течение 13 (!) лет его дорабатывал. Таким образом, «Зомби по имени Фидо» явился ярким примером кинематографического долгостроя, что, впрочем, никак не сказалось на высоком качестве фильма. Это весьма нетипично для западного кино – мы знаем массу примеров, когда неоднократные переработки сценариев приводили к плачевным результатам (ожидаемый всеми блокбастер «на выходе» оказывался если не полным провалом, то сплошным разочарованием).
«Зомби по имени Фидо» – прежде всего, отличная ретро-сатира на американское общество всеобщего благоденствия, в котором рядом с обычными людьми мирно соседствуют живые мертвецы. Однако за фасадом внешнего благополучия кроется перманентный страх: люди боятся быть съеденными зомби, после смерти самим превратиться в живых мертвецов. Боязнь вызывают даже пожилые люди, только потому, что они являются потенциальными зомби. Так как действие происходит в США 50-х годов (то есть время «охоты на ведьм» и разгара «холодной» войны) альтернативной реальности, страх перед зомби здесь заменяет реальный страх американцев тех лет перед мифической «красной угрозой», якобы вторжением советских «оккупантов». В фильме метко высмеиваются нарочитое чисто американское стремление к совершенству (в США все лучшее), показное преуспевание (ведь любой американец вам всегда скажет, что у него все о’кей, даже если у него куча неразрешимых проблем – главное показать, что ему живется лучше, чем тебе), так называемые американские семейные ценности, прагматизм и т.д.
Несмотря на достаточно серьезный подтекст, хотя и поданный под острым сатирическим соусом, в ленте Карри очень много безумно смешных диалогов и моментов – взять, например, сцену с зомби-молочником и зомби-почтальоном. А стилизованные под старину черно-белые рекламы с участием живых мертвецов?! Примечательно, что эти комичные эпизоды гармонично сочетаются со сценами откровенного насилия и «расчлененки» (если их вообще бы не было, какой же это был бы фильм о зомби?). Кстати, эти моменты не вызывают ужаса и отвращения, а, напротив, смотрятся весьма весело и легко. Именно в стройном взаимодействии смешного и страшного и проявилось настоящее мастерство режиссера.
А вообще «Зомби по имени Фидо» является очень доброй и трогательной историей про бескорыстную дружбу между мальчиком и ожившим трупом (как бы это кощунственно ни звучало в антураже кровищи и оторванных конечностей). Чувства привязанности и преданности зомби (а они у него действительно по-настоящему проявились!) к своему юному другу сродни отношениям между домашним питомцем и его хозяином. Недаром многие западные рецензенты проводят параллель между этой картиной и популярными с 40-х аж до конца 90-х годов фильмами и телесериалами про отважную шотландскую овчарку Лэсси, которая всегда выручала детей своих владельцев в самых критических ситуациях (российские зрители не слишком знакомы с подвигами этой собаки, в то время как в США выросло не одно поколение, воспитанное на этих фильмах).
В «Зомби по имени Фидо» отлично прописаны главные действующие лица, которые профессионально сыграны замечательными актерами. Кэрри-Энн Мосс отошла от своих прежних мрачных и драматических образов (трилогия «Матрица», «Охотник на убийц», «Помни») и проявила недюжинный комедийный талант, исполнив роль полной оптимизма милой домохозяйки, стремящейся наладить тепло и уют в семье, в которой отсутствует взаимопонимание. Дилан Бейкер («Стертая реальность», «Человек-паук 3: Враг в отражении», «Матадор») убедительно сыграл отца семейства, постоянно пропадающего на работе и проводящего все свободное время не с сыном и женой, а с коллегами за игрой в гольф. Тринадцатилетний (на момент съемок фильма) телевизионный актер К’Сун Рэй (бедный парнишка – ну и имечко ему дали родители) воплотил образ одинокого мальчика, лишенного внимания и любви отца, над которым постоянно издеваются его одноклассники-хулиганы. Ну и конечно же, потрясающий шотландский комический и драматический лицедей Билли Коннели («Лемони Сникет: 33 несчастья», «Последний самурай», «Секретные материалы 2: Хочу верить») в заглавной роли «домашнего» зомби Фидо настолько хорош, насколько это можно представить! Перед Коннели стояла сложнейшая задача сыграть безмолвного (он мог только рычать и мычать) зомби с окаменевшим лицом, который как-то должен был проявлять вполне человеческие чувства. Намеками на мимику, выразительной игрой глазами, свойственной ему внутренней энергетикой, актер блестяще с ней справился! Он смог «очеловечить» зомби и наделить его вполне конкретными эмоциями. В фильме много и других колоритных персонажей и отличных актерских работ, однако для их подробного описания здесь просто не хватит места.
Цветущий американский городок Уиллард 50-х годов (на самом деле, в США есть город в штате Огайо с таким же названием). Много лет тому назад прогремела кровопролитная война между людьми и мертвецами, восставшими из могил в результате прохождения Земли через некое облако космической пыли. Благодаря корпорации «ZomCon» (улавливаете аналогию с жанром «zom-com»?), которая изобрела специальный «умиротворяющий» ошейник с дистанционным управлением, все зомби утратили свою агрессивность и теперь работают на благо человечества. Живые мертвецы трудятся на предприятиях, служат почтальонами, молочниками, садовниками, помогают по хозяйству. Вроде бы все идеально. Однако в школах продолжаются занятия по военной подготовке, на которых детей учат грамотно стрелять в зомби (то есть в голову), умерших хоронят, предварительно отделив голову от тела с тем, чтобы они не смогли ожить (космическая пыль надолго заразила Землю, и все покойники до сих пор встают из своих могил, если их не подвергнуть этой достаточно неприятной процедуре). А в остальном жизнь жителей Уилларда протекает спокойно и беззаботно. Все в городе имеют «одомашненного» зомби кроме семьи Робинсонов. Дело в том, что Билл Робинсон (Дилан Бейкер) панически боится живых мертвецов после того, как в детстве был вынужден застрелить своего отца, превратившегося в зомби и пытавшегося его съесть. Билл малоприветлив к жене Хелен (Кэрри-Энн Мосс) и практически не замечает сына Тимми (К’Сун Рэй). Его только беспокоят мысли о том, как наиболее гарантированно и выгодно заказать «правильные» похороны (главное, чтобы были отдельные гробы для тела и для головы) для себя и собственного семейства, а также работа, которой он отдает все свое время. Однажды Хелен решает устроить своим мужчинам сюрприз и приобретает у «ZomCon» живого мертвеца (Билли Коннели) в качестве помощника по домашним делам. Билл в ужасе, Тимми тоже с опаской относится к огромному и неуклюжему зомби с грустными глазами. Однако они вынуждены смириться с прихотью Хелен и начинают постепенно привыкать к новому «члену» семьи (хотя Билл не упускает случая, что нажать на кнопочку дистанционного управления для того, чтобы помучить зомби). Страдающий от невнимания отца, Тимми, у которого к тому же нет друзей, со временем сближается с этим страшным на вид мертвецом и даже дает ему имя Фидо. Зомби не только с удовольствием гуляет и играет с Тимми, но и защищает мальчика от хулиганов из его школы. Как-то раз, веселясь в городском парке, у Тимми закатывается в кусты мячик. В поиске мяча Фидо наталкивается на отдыхающую на лавочке очень вредную и ворчливую старушку – соседку Робинсонов миссис Хендерсон (Мэри Блэк – «Плетеный человек» 2006 г., «Туман» 2005 г., «Шесть демонов Эмили Роуз»). Увидев «чужого» зомби, который, как ей показалось, зачем-то к ней подкрадывается, старуха вопит и бьет бедного Фидо по голове своей палкой. Один из ударов приходится на ошейник и выводит его из строя. Неожиданно почувствовавший вкус к жизни (читай – к человеческой плоти) наш зомби набрасывается на миссис Хендерсон и начинает рвать ее зубами. Подоспевший слишком поздно Тимми оказывается один на один со взбесившимся плотоядным живым мертвецом. Однако Фидо не трогает мальчика и дает ему время активировать ошейник дистанционным управлением. Боясь, что верного Фидо обратно заберут в «ZomCon» и что его самого привлекут к ответственности, Тимми никому не рассказывает об этом страшном случае. Так как укус зомби заразен (даже малые дети, по-моему, об этом знают), через некоторое время труп миссис Хендерсон оживает и нападает на жителей тихого Уилларда. Начинается цепная реакция зомби-превращений. Специальные подразделения полиции и «ZomCon», имеющие опыт боевых действий против живых мертвецов, оперативно берут ситуацию под контроль и обстановка в городке постепенно нормализуется. Недавно переехавший в Уиллард и успевший подружиться с отцом Тимми высокопоставленный сотрудник «ZomCon» мистер Боттомс (Генри Черни – «Хаос», «Шесть демонов Эмили Роуз», «Розовая пантера» 2006 года) проводит расследование, стремясь найти причину вспышки зомби-эпидемии. В ходе дознания он начинает подозревать Тимми и его любимца Фидо. Внешне благожелательный, но в душе коварный и циничный мистер Боттомс даже не представляет себе, к каким непредсказуемым последствиям может привести его излишне активная деятельность…
На мой взгляд, Эндрю Карри снял отличный фильм не только для поклонников «ужастиков», в частности поджанра зомби-хоррора, а также «черных» комедий ужасов, но и просто для любителей комедийных лент и хорошего развлекательного кино в целом. После просмотра этой по-настоящему забавной ленты убеждаешься в крамольной мысли, что иногда зомби действительно оказываются гуманнее и добрее людей, на что неоднократно нам намекал «отец всех живых мертвецов» Джордж Ромеро в своих кинопроизведениях.
Очень жаль, что DVD-релиз «Зомби по имени Фидо» от «CP Digital» оказался очень посредственным. Кроме фильмографий создателей картины и анонсов новых лент других дополнений нет. Хотя бы спасибо за наличие оригинальной звуковой дорожки и широкоэкранной картинки! Кстати, с форматом изображения у дистрибьюторов получился казус – на обороте бокса с DVD в описании характеристик диска указано, что фильм представлен в формате 4:3 (то есть «квадратная», урезанная картинка), в то время как налицо широкоэкранная версия. Наверное, это единственный случай, когда промах дистрибьюторов играет на руку потребителям их продукции. Побольше бы таких ошибок!
где можно скачать этот фильм?
Честно говоря, не знаю – никогда не занимался скачиванием. Может быть, другие наши читатели смогут “просветить” на этот счет?
очень жаль,что никто не знает где можно скачать,хотелось бы.
Добавил в закладки.
просто респект.
Вот блин, пока читал пост – яичница сгорела, ну бывает же такое, елки палки.
Да вы просто фанат темы.
Спасибо за статью оказалась очень полезной.
Я вообще фанат кино, в том числе и этой темы. Рад, что статья оказалась полезной. Читайте нас!
Отличная статья Спасибо огромное
Спасибо на добром слове! Мы очень любим кино и рады, когда совпадают наши вкусы со вкусами читателей блога.
спасибо за инфу!
Огромное спасибо
все разложено по полкам, редко такой пост попадется в инете
Вам спасибо и, прежде всего за то, что нас читаете!
Что то все повально стали писать об этом. Не кажется ли Вам, что в последнее время много статей по этой теме появилось?
Отличный пост, прочитала с удовольствием! Не плохое начало. Удачи в дальнейшем!
Уважаемый krundetz, уточните, что Вы имеете в виду – статью про фильм или тематику зомби в целом?
Классная статья – спасибо!
Давно вас читаю. Спасибо за статью: посмотрел хороший фильм. Может кто подскажет под какую песню танцевали Фидо и Хелен? Поиск ничего не дает.
Уважаемый Vovchik,
Спасибо за добрые слова в наш адрес.
Если не ошибаюсь, Фидо и Хелен танцевали под песню Put a Lid On It джазз-группы из США, которая называется Squirrel Nut Zippers (группа современная – она была создана в 1993 году). Ищите их диски.
Большое спасибо, Navis. Теперь это моя любимая группа.
Не пойму в чём дело, но у меня тока 2 картинки загрузилось. ((( А ваще понравились! 🙂
видели видели)
Вам спасибо – за тёплый приём )