«Белый тигр»: 10 лет фильму

Есть такие фильмы, которые, казалось бы, все знают – видели, слышали, обсуждали. Недавно нашему обозревателю Марине Д. довелось впервые посмотреть фильм «Белый тигр», снятый Кареном Шахназаровым 10 лет назад. Сейчас эта картина смотрится более чем злободневно. Литературной основой послужила книга Ильи Бояшова «Танкист, или Белый тигр» (первая публикация в 2008 году).

Впрочем, с литературным первоисточником киносценарий существенно расходится, всё же это не единый симбиотичный продукт, а два самостоятельных произведения. Оба отличает контрастная природа композиции: и на страницах книги, и в кадре натурализм сочетается с едва уловимыми, загадочными, философскими и даже мистическими материями. В начале фильма мы видим госпиталь после масштабного танкового сражения, много раненых, недавно здесь шли бои, земля ещё дымится от разорвавшихся снарядов. Советские солдаты вытаскивают из окопов и разбитых танков трупы. В одной воронке опознают по форме венгра. Вся Европа была против СССР на этой войне, это исторический факт. В сгоревшем танке находят полностью обгоревшего танкиста: солдатам ясно, он не живой, его надо отнести в общую могилу. Но вдруг труп открывает ясные голубые глаза! Эпизод этот снят потрясающе, глаза как будто излучают неземной свет.

Танкист попадает в число выживших, и, к удивлению врачей, идёт на поправку. Простой безымянный русский солдат (актёр Алексей Вертков) вернулся из ада, он сгорел в танке, подбитом неуловимым и неуязвимым немецким сверхоружием – танком «Белый тигр», которого никто не видел, но о котором слышали и наши и немцы. После 90-процентного ожога кожи, вопреки всем законам природы, танкист полностью восстанавливается, на нём не остаётся ни ран, ни рубцов. Он восстаёт из пепла, как мифическая птица Феникс, и готов сражаться дальше с фашисткой чумой.

©Photo credit: Киноконцерн “Мосфильм”

Для окружающих танкист странен и юродив, он не такой как все – отрешенный, потусторонний, не помнящий своего имени, номера части. Знает только одно – он русский солдат, сгорел в танке, подбитом «Белым тигром». Медкомиссия выписывает новые документы – теперь его имя Иван Иванович Найденов. Его признают годным к строевой службе, как полностью восстановившегося после смертельного ранения, хотя врачи этому чуду не находят объяснения.

Иван рвётся в бой, он должен уничтожить «Белого тигра». Начинается смертельная схватка с загадочным танком, «воплощением германского духа», как говорит о нём на допросе пленный немец. Музыка Вагнера, звучащая в фильме, создает особый тревожный настрой, держит в напряжении и одновременно завораживает. Музыкальной темой «Белого тигра», звуковой иллюстрацией его разрушительной поступи становится увертюра из «Тангейзера».

Идет незримое психологическое противостояние между живым русским воином и металлическим чудовищем без экипажа. Не только разбитые танки подсказывают Найдёнову, как действовать в бою, но и сам Танковый Бог на его стороне. Они помогают Найденову выследить фашистское чудовище и подбить. Искорёженный «Белый тигр» уползает куда-то в лес по разбитой дороге. Догнать и добить не получилось, у Т-34, в котором сражался виртуозный экипаж Найдёнова, повреждено дуло. Казалось бы, ничья, однако с того момента немецкую адскую машину никто не видел.

©Photo credit: Киноконцерн “Мосфильм”

Гитлеровская Германия разгромлена, по разрушенному Берлину гонят колонны пленных всех званий и родов войск, на оборванных «завоевателей мира» смотрят победители – советские солдаты. Фельдмаршал Кейтель подписывает Акт о капитуляции Германии, на улице весна, радость победы. Но русский танкист Иван Найденов чинит свой танк, он уверен, что «Белый тигр» далеко не ушёл, он затаился и ждёт своего часа, чтобы снова и снова разрушать мир и покой людей. Борьба добра со злом идёт всегда и везде, бог войны – «Белый тигр» не побеждён.

Очень интересна и примечательна последняя сцена фильма. Война закончена, Германия капитулировала, её главари либо мертвы, либо в тюрьме. Но в загадочном зале у горящего камина сидит Гитлер (которого уже нет) и беседует с неизвестным человеком, сидящим в тени (человеком ли?). Гитлер, обращаясь к собеседнику, говорит: «Мы с Вами давно знаем друг друга…», и сокрушается, что делал то, чего все в Европе хотели: уничтожить евреев и огромного кентавра на Востоке – СССР, он взял на себя эту работу, но увы… теперь немцы будут долго страдать из-за его провала. У каждого, наверное, найдётся своё толкование иносказаний, заложенных авторами в сюжет. Я трактую эту сцену как встречу Гитлера на том свете с дьяволом, своим главным заказчиком, и его отчёт перед ним.

Вечно живой русский солдат Иван, уничтоживший Гитлера и разбивший его «непобедимую» армию, предупредил всех, что Зло может снова проснуться и выпустить металлического, бездушного, сжигающего всё на своем пути «Белого Тигра». Он ушёл и спрятался на время, говорят авторы фильма, но нужно быть бдительными всегда. Фильм оказался провидческим.

 Марина Д.

kot_pofigist

Комментарии

  1. November 26th, 2022 | 11:20 am

    Issuu.com

    blogProFilm.ru

Оставить комментарий