«Жанна Дюбарри»: дворцовый саспенс

Киномир последних пары лет полнится трендами, модными веяниями и поп-культурно-актуальными байопиками. Когда средь этого шумного бала вдруг появляется нечто неформатное, в глазах зрителя загорается любопытство, особенно когда премьера возвращает на экраны мировую звезду. Фильмом-возвращением Джонни Деппа стал, как ни странно, французский исторический байопик, снятый женщиной о женщине – но совсем не в том смысле, как принято нынче думать. «Жанна Дюбарри» – классический байопик без подтекста, история без двойных стандартов и вывернутой морали, старомодный, как сказка, сюжет, который получил невероятно зрелищное и талантливое обрамление.

Режиссёр и исполнительница главной роли, французская и алжирская актриса Майвенн Ле Беско известна не только своим подростковым романом с Люком Бессоном на съёмках «Леона» (их собственная история и легла в основу психологии взаимоотношений взрослого мужчины и девочки-подростка), но также комедийными и драматическими ролями и авторскими кинопроектами. Майвенн яркая личность и красивая женщина, умеющая подчеркнуть естественность своей красоты на экране. Вдохновением для творческих людей могут стать порой самые неочевидные персоналии и явления, так и Майвенн почерпнула героиню своей истории, просвещённую куртизанку и фаворитку Людовика XV мадам Жанну Дюбарри, не в исторической литературе, а в фильме коллеги-режиссёра Софии Копполы «Мария-Антуанетта». «Увидев Асию Ардженто в роли мадам Дюбарри, я тут же прониклась к ней симпатией. Я разглядела в Жанне Дюбарри черты собственного характера. Я верю в свободу – думаю, это самое сексуальное, соблазнительное и харизматичное в людях», – рассказала Майвенн, однако её интерпретация личности Жанны Дюбарри и сам фильм стали контрастом по отношению к вдохновившей её картине. София Коппола снимает отчаянно женское кино, из каждого кадра которого сочится идея, что это снято женщиной о женщинах для женщин. Майвенн (к счастью) пошла по другому пути и сняла непредвзятое кино для всех: простую историю незаконнорожденной дочери швеи, которая в пышном XVIII столетии нашла своё призвание в обольщении мужчин и тихой роскоши.

Многие зрители нашли фильм не интригующим, но у него и не было цели стать захватывающим и непредсказуемым: в XXI веке история придворных скандалов времён Великой Французской революции уже не может выглядеть шокирующе. Это жизнеописание, а не блокбастер, поэтому не вижу ничего плохого в поступательности сюжета, линейности и предсказуемости событий. Стоит отдать должное Майвенн, при работе над сценарием она полагалась не только на популярные биографии на грани беллетристики (как сделала та же София Коппола, к примеру), но и на сотрудничество с историками и специалистами по XVIII веку из Сорбонны: «Я воспользовалась творческой свободой, но это не означает, что нужно уходить как можно дальше от реальных фактов. Это значит расставить авторские акценты в истории и перенести её в мир кино». Надо сказать, ей это удалось. Её Жанна Дюбарри – не источник дерзости и скандала, а скорее сама непосредственность. Она нарушает многослойный, как торт, версальский этикет не из желания насолить, а от презрения к условностям и стремления быть проще, ближе к реальности. В ней столько же искренности, сколько и кокетства. Её героиня никогда не была зачинщицей интриг или влиятельной фигурой в политике, она была лишь женщиной, которой хотелось нравиться и быть понятой.

Король Людовик XV, безусловно, знаковая роль, но в этом фильме далеко не главная. Начав работу над сценарием в 2016-м, Майвенн видела в этой роли именно Джонни Деппа, и с её стороны это смелый поступок, утвердить на роль одного из самых обожаемых королей в истории Франции американского актёра, тем более после прогремевшего на весь мир скандала. Сама режиссёр обосновала своё решение простой разумной логикой: всё, что происходит в частной жизни других людей, не должно волновать их коллег в профессии, а что касается «французскости», то многие французские актёры отказались от роли короля, так почему бы его не сыграть талантливому американцу? Король должен быть харизматичен, и это получилось. Более того, при просмотре фильма на языке оригинала Джонни Депп удивит глубоким, серьёзным, зрелым драматизмом и прекрасным французским.

Удался и ещё один эмоциональный фокус: фильм не перенасыщен диалогами. Это не соревнование по иронии и не чемпионат по философскому сарказму, очень многое получилось передать без слов. Слова используются либо второстепенными и поверхностными персонажами, либо напротив, в значимые и очень личные моменты главных героев. Мораль аристократии заката абсолютизма прихотлива и своеобразна, для её иллюстрации нужны лучшие и наиболее выразительные актёры. Майвенн и Деппу составили компанию Пьер Ришар, Бенжамен Лаверн, Мельвиль Пупо, Робен Ренуччи. У всех героев есть реальные исторические прототипы, и если о портретном сходстве говорить сложно, то чувственные, эмоциональные портреты удались на славу. Прибавить к этому отличный кастинг на роль Жанны в детстве и юности, виртуозную работу художников по костюмам, мастеров по гриму и причёскам, визажистов, операторов, и чудесную, ненавязчивую музыку Стивена Уорбека, и выйдет почти шедевр.

Фильм можно упрекнуть лишь в одном: в ощущении неравномерности хронометража более динамичной и авантюрной первой части и тягучего и трагического завершающего фрагмента. Действительно, Майвенн не удалось сохранить единый темп истории, с другой стороны, возможно, так и было задумано: создать дворцовый саспенс накануне конца целой эпохи. В остальном можно только восхититься, как удалось создать продуманные образы, выстроить потрясающую интерьерную съёмку и слепить из этого единый красочный и воздушный видеоряд всего за десять съёмочных недель. Майвенн рассказывала, что очень нервничала и до последнего работала над монтажом и звуком, уже зная, что её фильм откроет Каннский кинофестиваль. Это достойный выбор для открытия французского фестиваля, её фильм о женщине стал манифестом без феминизма и роскошным зрелищем для ценителей костюмного и исторического жанра.

kot_pofigist

 

 

kot_pofigist

Комментарии

  1. Mila Severnaya
    September 11th, 2023 | 1:43 am

    Абсолютно согласна с выводами автора рецензии: “Жанна Дюбарри” – это качественный костюмный исторический фильм без набившего оскомину феминизма. Неважно мужчина или женщина снимают кино, важно, что получается в результате. Крепко срежиссированный мелодраматический сюжет, прекрасные съёмки и музыка, отличная работа художника-постановщика, костюмеров и гримеров отличают “Жанну Дюбарри”. Актёрский состав удачен. Джонни Депп немногословен, но убедителен (король на закате), Майвенн подкупает непосредственной живостью, шармом и обаянием, Пьер Ришар хорош в небольшой роли хитрого, умного старого греховодника маршала Ришелье. Понравился Бенджамен Лаверн в роли опытного царедворца Делаборда. Пожалуй, чрезмерно карикатурными получились дочери короля, злобные интриганки, эдакие “ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой”. Впрочем, придворная жизнь со всеми условностями, сложным и нелепым церемониалом показана ярко и интересно. Фильм посмотрела с удовольствием, спасибо Майвенн за возвращение Джонни Деппа в большое кино.

Оставить комментарий