Зыбучие пески фантастики
ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ!
Едва отгремел на редкость предсказуемый “Оскар”, возвращаемся в эфир со свежеотсмотренной “Дюной: часть вторая”. Хвала предсеансному обслуживанию, была возможность посмотреть её на большом экране, в полном зале, в хрусте попкорна, словом, в атмосфере действительно ожидаемого фильма. Впрочем, впечатления буду тщательно взвешивать и раскладывать по полочкам прямо в процессе написания рецензии, и на то несколько причин.
Во-первых, режиссёр Дени Вильнёв крепко увяз в своей песчаной франшизе: уже после первой части стало ясно, что ему будет трудно выйти из сюжетного виража. Первая “Дюна” была угрожающе затянутой, вторая сопоставима по хронометражу, но буквально напичкана событиями. Другое дело, что события эти скомканы так, что быстрота их развития неправдоподобна. То, на что в книге уходит пара-тройка лет, в фильме происходит за пару-тройку месяцев. С одной стороны, зрителю достаётся больше динамики, а с другой, фильм начинает напоминать тесто: размешать бы эти комочки нелогичности, и было бы вкуснее.
Видимо, верно говорят, что первый блин комом: вторая часть смотрится куда бодрее. Визуальные эффекты безупречны и впечатляющи, художественная постановка и костюмы наконец перестают напоминать “Звёздные войны”. И отдельного “Оскара” этим роскошным песчаным червям, я серьёзно. Даже захотелось, чтобы было больше сцен с ними, настолько захватывающе и с выдумкой они сняты. Замечательно поработали и постановщики трюков: в 2024 году зрителя сложно удивить экранным поединком, но в дуэли Пола Атрейдеса и Фейд-Рауты Харконнена с кинжалами продумана буквально хореография боя, настолько красивы их движения.
Ещё один плюс – это внезапная живость и юмор в диалогах, отсутствием чего так страдала первая часть, иссушенная пафосом. За реалистичность и эмоции в “Дюне-2” отвечает Хавьер Бардем, его персонаж неожиданно раскрывается и обнажает человечность и глубокую, пещерную суеверность сурового вождя мятежного племени. Словно на контрасте мать Пола, леди Джессика (Ребекка Фергюсон), замыкается в сектантской отрешённости. Уцелевший Гарни Халлек (Джош Бролин) наконец-то берёт в руки бализет, правда, музицирует всего несколько экранных секунд. Безжалостного Раббана (Дэйв Батиста) душит страх, когда он сталкивается с грозной и неизведанной опасностью, а их финальное противостояние с Халлеком выглядит достойной “малой дуэлью” второстепенных персонажей.
Дальше будет субъективно, но не могу отделаться от впечатления, что актёры не попадают в типажи своих персонажей, кроме Тимоти Шаламе и Зендеи, пожалуй. Ребекка Фергюсон в роли леди Джессики и в первом фильме была словно лишена аристократического изящества, во второй же части она становится раздражающей, одержимой фигурой, лишённой всяческой харизмы. Остин Батлер, характеризовавший своего персонажа Фейд-Рауту, наследника барона Харконнена, как “соблазнительного и сексуального злодея”, явно переборщил: ему, безусловно, удался неуравновешенный, агрессивный, амбициозный и порочный образ, но всё же он далёк от истинной соблазнительности. Леа Сейду с внешностью доярки и неторопливостью взгляда не ассоциируется с леди Марго Фенринг, коварной и могущественной женщиной, двойным агентом. Режиссёр затёр слишком глубоко в песок ещё одного персонажа: император Шаддам не согбенная инертная фигура, советующаяся с дочерью по всякому чиху. Кристофер Уокен, человек неопределённого возраста, мог бы куда лучше смотреться в этой роли, прояви художник по костюмам большую фантазию – в романе подробно описана и внешность самодержца, и его манера экстравагантно одеваться. А вот его экранная дочь, принцесса Ирулан (Флоренс Пью) блещет нарядами, достойными Met Gala, и это как раз потрясающая находка дизайнеров.
Размышления о персонажах невольно возвращают к сюжету и, в частности, к соответствию литературному первоисточнику, роману Фрэнка Герберта. Первая “Дюна” заслужила от меня похвалу за это соответствие, режиссёр обошёл вниманием лишь нескольких персонажей. Во второй части всё покатилось вдаль за горизонт, и хотя племянник барона и леди Марго всё же появляются, то супруг последней, граф Хасимир Фенринг, по коварству и интриганству не уступающий барону и императору, вдобавок, имеющий одну очень приватную тайну – словом, достойнейший злодей, – так и остаётся за бортом. Куда-то подевалась Космическая гильдия и её навигаторы, как никто заинтересованные в специи, а ведь без них ни император не мог бы попасть на Арракис, ни великие дома не пригнали бы свои армады. Отношения Пола с Чани с трудом можно назвать отношениями, они не успевают оформиться ни во что серьёзное, а Пола уже поглощает революционная борьба. Он не успевает объяснить Чани суть династического брака с принцессой, из-за чего финальная сцена побега Чани и вызова червя напоминает “а я сяду в кабриолет и уеду куда-нибудь”.
Сестра Пола пока и не родилась вовсе и является ему лишь в видениях и сразу взрослой (Аня Тейлор-Джой), отчего финал фильма выглядит несколько иначе. Смысл и потенциал ментатов так и остаётся нераскрытым, пленённого Харконненами Суфира Хавата в фильме нет – Дени Вильнёв объяснил, что при всей симпатии к герою ему не хватило на него экранного времени. По той же причине оказались вырезанными все сцены с неназванным персонажем Тима Блейка Нельсона (вдруг он и был графом Фенрингом?), и из-за таких допущений многослойный и многолюдный мир “Дюны” становится более плоским и одномерным.
Посмотрим, на что у Вильнёва хватит экранного времени (и пороху) в следующем фильме – а ведь его основой послужат уже не одна, а две книги (“Мессия Дюны” и “Дети Дюны”). Спираль времени и динамика повествования закрутятся, как торнадо, поэтому предлагаю подготовиться и прочесть первоисточник.
Екатерина Смирнова,
also known as kot_pofigist