Светская жизнь / Café Society (2016)
Ожидание этого фильма было сродни трепетному изгибу руки, держащей длинный мундштук, изящно застывшему в предвкушении щелчка золотой зажигалки в томном полумраке салона, объятого голливудской роскошью, по которому звоном бокалов разносятся искорки юмора и блёстки гениальных режиссёрских задумок. А вышло как-то плоско, угловато и обыденно, как битое стекло на лестнице подъезда. Но обо всём по порядку.
Ни для кого не секрет, что творческая преданность Вуди Аллена периоду 1920-1930-х годов принесла успех не одной его картине. «Пули над Бродвеем», «Магия лунного света», да разве перечислишь все великолепные фильмы, где с лихой точностью гангстерского выстрела автор попадает в эпоху, в стиль, в образы. Всё, до мельчайших деталей, а главное, типажей, дышит временем. И именно этого ощущения парадоксально и катастрофически недостаёт «Светской жизни». Порой, как непонятное наваждение, возникают чёткие образы и интерьеры 1950-х и даже 1960-х, картинки из других, и вовсе не алленовских фильмов, а уж про персонажей и говорить нечего. Насколько попадают в стиль 1930-х Стив Каррелл, Джесси Айзенберг и Кори Столл, настолько же из него вываливаются Кристен Стюарт и Блейк Лайвли – две «главные героини». К слову, последняя, если уж и не тянет на 1930-е, то хотя бы умеет играть. Что же касается отражения стиля эпохи в целом, то после просмотра возникло странное чувство, будто вышедшая ранее в этом году куда более легковесная и не претендующая на «авторское кино» лента «Да здравствует Цезарь!» намного точнее передаёт атмосферу своего исторического антуража. Да, там 1950-е, но точность воссоздания времени несопоставима с разномастными дачными обоями «Светской жизни». У Вуди Аллена, увы, в этот раз вышла пародия на собственную реконструкцию в деталях и сказочную стилизацию вроде «Великого Гэтсби».
Но эта неполадка машины времени кажется меньшим из двух зол, когда на первой половине картины понимаешь, что сюжет-то, оказывается, предсказуем и до крайностей банален. Нет долгожданного вудиалленовского «двойного дна», юморных подвохов, неожиданных аллюзий и «рокировок» персонажей. Да ничего нет! Ровная, совершенно нехарактерная для него история, ничем не намекающая на определение «и гений, парадоксов друг», столь подходящее великому режиссёру. Безусловно, и у великих случаются промахи, и, наверное, на это можно было бы не обращать внимания (я же Кот-Пофигист!), но – провал в любимой теме вызвал внезапное опасение, что старый добрый Вуди Аллен исписался. Искренне надеюсь, что это не так.
Не рискну учить маэстро кричать «Мотор!» из режиссёрского кресла, но из зрительного зала мне показалось, что в фильме про Нью-Йорк и Лос-Анджелес слишком мало Америки. Да, верно, ведь у Вуди Аллена города нередко тоже являются действующими лицами его историй. Даже самые далёкие от кино люди, вероятно, ассоциируют его именно с географией, американской и не только: «Нью-Йоркские истории», «Голливудский финал», «Полночь в Париже», «Римские приключения», «Вики Кристина Барселона», «Пурпурная роза Каира». В «Светской жизни», которая, казалось бы, вся закручена на контрасте между Нью-Йорком и Голливудом, города и их атмосфера практически отсутствуют. Герои спорят о них, сравнивают, но это противостояние Большого Яблока и Калифорнии длится практически весь фильм лишь на словах. Конечно, такая зажатость в декорации убавляет зрелищности, ведь 1930-е годы проходили не только в шикарных ресторанах, подпольных кабаках, элитных виллах и убогих квартирках!
Впрочем, новое творение Вуди Аллена не заслуживает однозначно критических отзывов. Как всегда, великолепна музыка – она легка и ненавязчива, но именно без неё невозможно представить себе весь этот слепящий высший свет и надломленную простоту одной семейной истории.
Во всяком случае, стоит поблагодарить Вуди хотя бы за то, что своим традиционно смешанным жанром он сумел добиться, что не одними экшнами и сиквелами прославится 2016-й год в истории кинематографа.
P.S. от Navis’а: Фильм ориентировочно выйдет на лицензионных видеоносителях в конце октября 2016 года.
Свершилось – удалось посмотреть фильм «Светская жизнь» на полном экране в Доме кино. По большому счету соглашусь с автором рецензии – на вопрос: «О чём этот фильм?» можно смело ответить: «Да ни о чём!». Лёгкий фильм о любви, о золотом веке Голливуда. Вуди Аллен снял хорошее кино о порхании по светским раутам, об умении красиво жить, сдобрив патоку фирменным алленовским юмором, великолепными костюмами, светом и цветом, постановкой кадра, расстановкой актёров и т.д. и т.п. Это «ни о чём» крутится вокруг классического любовного треугольника, где два героя (стар и млад – дядя и племянник) не знают, что предмет их страсти одна и та же девушка. Ситуация вполне ожидаемо закольцовывается, тайное становится явным, что и требовалось доказать. Но вот что интересно, в тех рецензиях, которые прочитала в прессе, не упоминается параллельная любовной тема: рассказ о жизни нью-йоркской семьи главного героя, где первую скрипку играет его старший брат-гангстер. Это же настоящая чёрная комедия, идущая вторым планом. И она хороша! «Мы решаем эти вопросы с юристами», – говорит о своём бизнесе брат-бандит, в следующем кадре «решение вопроса» – раз-два, и труп заливают цементом. С надоевшим семье сестры соседом-грубияном он разбирается точно так же (как в песне Земфиры: «Хочешь, я убью соседей, что мешают спать….»). На нём-то собственно и строится благополучие этой очень колоритной еврейской семьи, со смешными разговорами и парадоксальными умозаключениями. Не светская жизнь и не рефлексирующий хороший мальчик Бобби Дорфман со своей любовью, работающий поначалу «на посылках» у своего дяди, вызвали мой интерес, а эта «весёлая семейка», где все как бы не в курсе, чем занимается их старший сын и брат. Текст от автора в оригинале читает сам Вуди Аллен, и этот текст интереснее любовных перипетий главных героев. «Его отец был бедным ювелиром», – повествует рассказчик. Бедный еврейский ювелир – это же надо такое придумать! По фильму таких россыпей полно. Фраза «Живи каждый день, как последний, и однажды ты не ошибёшься» – готовый афоризм. Больше всего жалко именно брата-негодяя, его-таки вывели на чистую воду, приговорили к электрическому стулу, несмотря на нанятых дорогих адвокатов. Он и в тюрьме не потерял присутствия духа и обезоруживающего жизнелюбия – задружился с тюремным падре и быстро принял христианство, потому что «в этой религии есть загробная жизнь, а как-то не хочется, чтобы после тебя ничего не осталось». Владельцем модного ресторана, построенного на бандитские деньги, после брата стал Бобби. Он удачно женат, успешен, легко заводит знакомства с нужными людьми. И опять ему фарт – после судебного скандала ресторан стал ещё популярнее, светская жизнь забурлила с новой силой. Богатство, шик-блеск построены на криминале – ненавязчиво показывает Вуди.
И ещё несколько штрихов.
Об актерах: они играют хорошо, а у Вуди Аллена по-другому нельзя. Даже Кристен Стюарт (Вонни) хвалят за то, что эта девушка с обычно каменным лицом «выдала эмоцию». Джесси Айзенберг талантливый актер, играющий Бобби, а по сути самого Вуди в юности, это прочитывается. Хорош и дядюшка Фил (Стив Карелл) со своими «понтами» и любовными сомнениями. Ну, а уж еврейское семейство – это песня, они играют очень колоритных персонажей (вспомнилась даже «Ликвидация» с тётей Песей, Эмиком, Цилей, Толей Живчиком и другими одесситами).
О Нью-Йорке: согласна с автором (kot_pofigist) – города в фильме нет, он не является действующим лицом, как часто раньше бывало у Аллена. Только чуть-чуть в конце – Централ парк, куда приходят повзрослевшие, но сохранившие свою любовь в суете светской жизни, главные герои. И ещё немного – джаз.
О стиле: постоянная тема для Вуди Аллена, он стильный художник. Но хотелось бы, чтобы фильм с точки зрения соответствия эпохе оценил профессионал (художник по костюмам), надеюсь, откликнется, так как смотрели мы этот фильм вместе, и я услышала очень интересные соображения (о платьях героинь и костюмах героев, о преобладающем во многих кадрах желтовато-коричневатом цвете и др.). Мне показалось, что прыжки в моду 50-х и даже 60-х гг. присутствуют (Вонни, например, разгуливает в мини-юбках, а было ли такое возможно, пусть и в Голливуде – Америка же страна пуританская, мы это как дважды два знаем, как и то, что англичанка Мэри Куант ввела мини-юбки в моду только в 60-х).
В заключении могу сказать одно – это фильм для тех, кто любит хорошее кино. В конце фильма нет однозначного финала, режиссер ставит многоточие. Додумывайте сами, что дальше произойдет с героями, которые встречают Новый год в том самом модном ресторане. Имя Вуди Аллена само по себе «знак качества».
М.С., 14.11.2016