Репортаж

rec0 Как я уже неоднократно писал, европейские фильмы ужасов мне нравятся значительно больше, чем американские. Хорроры из Европы, существенно уступая подобным лентам из США в плане затраченных на их производство средств, почти всегда оказываются более захватывающими, напряженными, кровавыми (особенно это характерно для итальянцев) и более содержательными. Никак не умаляя достоинств фильмов ужасов из Великобритании, Франции и Италии, хотелось бы отметить большое влияние на формирование этого популярного жанра со стороны испанских кинематографистов.

С историей развития киноужасов в Испании связаны, прежде всего, такие имена, как Пол Нэши (псевдоним родившегося в Мадриде известного актера Хасинто Молины), двенадцать раз (!) воплотившего на экране образ оборотня («Ночи человека-волка» 1968 года, «Вальпургиева ночь» 1970 года, «Проклятие зверя» 1975 года и т.д.), и Хесус «Джесса» Франко – режиссер, снявший за свою долгую карьеру (с 50-х годов по настоящее время) более 200 картин различных жанров и направлений, от мазохистских фильмов про женские тюрьмы и монастыри до эротических лент про зомби и каннибалов (его наиболее известные работы – «Безликая» 1988 года, «Венера в мехах» 1969 года, «Граф Дракула» 1970 года с участием непревзойденных Кристофера Ли и Клауса Кински и др.). Среди современных испанских кинорежиссеров, работающих в том числе в жанре хоррора, следует выделить Хауме Балагеро («Без имени» 1999 года, «Тьма» 2002 года, «Хрупкая» 2005 года), Алехандро Аменабара («Дипломная работа» 1996 года, «Открой глаза» 1997 года, «Другие» 2001 года), Хуана Карлоса Фреснадильо («Интакто» 2001 года, «28 недель спустя» 2007 года), Начо Серда («Заброшенный дом» 2006 года), Хуана Антонио Байона («Приют» 2007 года). Однако наиболее последовательным «проводником» ужасов в нынешнем испанском кинематографе бесспорно является Хауме Балагеро, в 2007 году снявший вместе с коллегой по киноужасам Пако Плаза один из своих лучших фильмов «Репортаж» («[Rec]»), который был выпущен в России на лицензионном DVD компанией «Лизард».

rec1

Можно долго спекулировать на тему определения поджанра «Репортажа», но, на мой взгляд, Балагеро однозначно создал «зомби-хоррор», нежели ленту про массовое безумие наподобие «Сигнала» или дилогии о 28 днях/неделях. В этом фильме речь идет об инфицированных людях, превращающихся в настоящих кровожадных живых мертвецов, которых трудно уничтожить. Отличаются они от классических зомби Джорджа РомероЗемля мертвых») лишь проворством и ловкостью, но с этим мы уже давно знакомы по блестящему одноименному римейку «Рассвета мертвецов» от Зака Снайдера. Еще одно отличие от картин про зомби заключается в том, что в «Репортаже» отсутствует присущее им смакование кровищей и расчлененкой, однако это фильм никак не портит.

Будучи лентой про несуществующих в нашей повседневной жизни живых мертвецов, «Репортаж» воспринимается на удивление реалистично. У зрителя создается впечатление абсолютной достоверности происходящего на экране. Этому, несомненно, способствовал целый ряд кинематографических уловок, которыми мастерски воспользовались испанские режиссеры.

rec2

Во-первых, «Репортаж» полностью снят ручной цифровой камерой в модном ныне псевдодокументальном стиле, начало которому положила нашумевшая в свое время «Ведьма из Блэр». Почему-то считается, что стилизация под документальную съемку является залогом успешности фильма (или, по крайней мере, ее важной составляющей). За примером далеко ходить не надо – достаточно вспомнить блокбастер «Монстро» Дж.Дж. Абрамса и недооцененные, но оттого не менее великолепные «Дневники мертвецов» Ромеро. По признаниям самих авторов «Репортажа», некоторые эпизоды длительностью около 20 минут были сняты «одним фрагментом» безо всяких монтажных склеек.

Во-вторых, Балагеро и Плаза совсем отказались от музыкального сопровождения фильма, оставив только естественные шумы и звуки, и тем самым создали у зрителя эффект прямого участия в леденящих кровь событиях.

В-третьих, небольшая продолжительность картины – всего около 75 минут – способствовует восприятию того, что она была снята в реальном времени.

В-четвертых, во время съемок совершенно не использовались специальные декорации и не оборудовалась съемочная площадка – все действие фильма происходило в реально существующих локациях (пожарная станция и дом в Барселоне).

И, наконец, в-пятых, последние минуты картины сняты в режиме ночной съемки (налицо влияние блестящего «Спуска» Нила Маршалла), обостряющей чувство присутствия и вызывающей неподдельный ужас.

rec3

Кроме того, качественная игра актеров, в подавляющем большинстве не известных широкой публике, выразившаяся в естественности поведения их персонажей в критической ситуации, также внесла элемент реальности в события ленты. В этой связи вспоминается один эпизод из фильма, когда укушенный зомби пожарник падает в лестничный пролет в холл первого этажа здания, где столпились напуганные до смерти герои ленты. Это был экспромт режиссеров, и ни один из актеров не был предупрежден о падении. Отсюда их совершенно натуральная реакция – паника, крики и т.д. Так что я категорически не согласен с обвинениями некоторых наших рецензентов в адрес актеров, которые, по их утверждениям «безбожно переигрывают, предпочитая орать каждую фразу…». Персонажи много кричат, потому что им очень страшно. А как бы вы повели себя, находясь в окружении живых мертвецов (или, скажем для достоверности, среди маньяков-убийц) в полностью заблокированном доме, из которого невозможно выбраться? Сильно сомневаюсь, что всегда сохраняли бы хладнокровие. Мне представляется, что дело в другом – переигрывают не испанские лицедеи, а задействованные в дубляже российские актеры. Вот они действительно постоянно говорят неестественными голосами, отвратительно визжат и весьма этим раздражают. Что же касается повышенной тональности оригинальной речи, то не стоит забывать, что актеры общаются на испанском языке, который по своей природе достаточно громок и эмоционален (не как итальянский, но все же).

Несмотря на достаточно скромный по нынешним меркам бюджет в два с небольшим миллиона долларов, «Репортаж» собрал в прокате 30,5 миллионов долларов, то есть окупил себя аж 15 раз. Получается довольно внушительная сумма для независимого недорогого испанского ужастика!

rec4

Лента Балагеро-Плаза стала обладательницей многочисленных кинопремий, в том числе в 2008 году получила приз «Серебряный крик» (лучший фильм) на Фестивале фантастических фильмов в Амстердаме, призы за лучший иностранный фильм и зрительских симпатий на кинофестивале «Фантаспорту» (один из ведущих международных кинофестивалей в области фантастики и ужасов в г. Порту), призы за лучший монтаж и лучший женский актерский дебют (Мануэла Веласко) Национальной кинопремии Испании «Гойя» (аналог американского «Оскара») и т.д.

rec5

Как известно, из-за отсутствия творческих фантазий для создания собственных хорроров вездесущие американцы в последние годы все чаще штампуют римейки европейских и азиатских фильмов ужасов («Незваные», «Плетеный человек», «Фантомы», «Пульс», «Глаз» и много-много других), которые в подавляющем большинстве случаев явно уступают по художественной ценности оригиналам. В погоне за длинным рублем (упс, долларом) в 2008 году они уже оперативно выдали на гора «Карантин» – раскритикованную многими версию этого отличного «зомби-фильма» из Испании. Молодой режиссер из США Джон Эрик Даудл не придумал ничего лучшего, как буквально покадрово повторить «Репортаж», что совсем не делает чести ни ему, ни самому «Карантину». В то же время, он сделал римейк более кровавым и жестоким чем оригинал, что в целом неплохо для хоррора. Кроме того, очаровательная испанская дебютантка Мануэла Веласко, сыгравшая главную роль в «Репортаже», значительно лучше смотрится в образе молоденькой телерепортерши в опасности, нежели ее более возрастная и опытная, но куда менее обаятельная американская коллега Дженнифер Карпентер (кстати, превосходно сыгравшая в «Шести демонах Эмили Роуз»). Мое мнение: несмотря на то, что римейк мне тоже понравился (во многом благодаря сильному оригиналу), я все же вынужден признать его полную ненужность – по большому счету американские киноделы не привнесли в него абсолютно ничего нового.

rec6

Телевизионный репортер Анхела Видаль (Мануэла Веласко) и ее оператор Пабло (Пабло Россо) рассказывают о ночной работе пожарной станции Барселоны для телевизионной программы «Пока вы спите». Поначалу телевизионщики скучают, так как в городе не происходит никаких происшествий. Поздно ночью пожарники получают срочный вызов от жильцов большого старинного жилого дома, напуганных дикими криками, доносящимися из квартиры их соседки. Пожарный расчет вместе с Анхелой и Пабло оперативно выезжают на место происшествия. По прибытии к дому наши герои сразу начинают вести репортаж и снимают, как два ранее прибывших туда полицейских вместе с пожарниками взламывают дверь несчастной старухи. В квартире они обнаруживают находящуюся в прострации полураздетую, запятнанную кровью пожилую женщину, которая внезапно бросается на одного из полицейских и прокусывает ему шею. Раненого несут в холл на первый этаж, куда по приказу полицейских спустились все жильцы дома, в то время как один из пожарников остается успокаивать сумасшедшую. Истекающего кровью полицейского пытаются вынести на улицу, чтобы отвезти в больницу, однако входная дверь не поддается. Находящиеся в здании люди с ужасом обнаруживают, что всех их изолировали, перекрыв все ходы и выходы из дома. В это же время вниз в холл неожиданно падает, как будто брошенный какой-то нечеловеческой силой, оставшийся со старухой пожарник. Съемочная группа, полицейский и пожарник бросаются наверх, где их атакует обезумевшее существо, бывшее когда-то милой соседкой жильцов дома. Полицейский вынужден стрелять на поражение. Пройдет еще немного времени, и Анхела с Пабло узнают причину закрытия дома на карантин, а также узнают страшную тайну якобы нежилого помещения на самом верхнем этаже, которая прольет свет на истоки «эпидемии», превращающую людей в кровожадных зомби. Но до этого им придется пройти через нечеловеческие испытания и приложить все свои усилия для того, чтобы постараться выжить в ловушке, полной живых мертвецов.

Хауме Балагеро и Пако Плаза сняли страшный, напряженный, динамичный, безысходный, вызывающий клаустрофобию фильм, который можно без преувеличения назвать одной из знаковых лент жанра ужасов последних лет. Безоговорочно рекомендуется для просмотра всем уважающим себя поклонниками хоррора и любителям хороших триллеров.

rec7

Весьма отрадно, что воодушевленные успехом «Репортажа» Балагеро и Плаза сейчас готовят к выходу его сиквел – «Репортаж 2», снятый в той же манере псевдодокументального кино. Очень хочется надеяться, что продолжение окажется, по крайней мере, не хуже первой части и оправдает надежды почитателей жанра.

Релиз от «Лизард» нельзя считать идеальным из-за малого количества дополнительных материалов, хотя в нем имеется испанская звуковая дорожка и достаточно интересный почти 20-минутный фильм о съемках с комментариями режиссеров

Navis

Комментарии

  1. October 15th, 2009 | 7:39 pm

    С нетерпением жду вторую часть. Говорят, что на фестивале в Торонто показ Репортажа 2 был настоящей бомбой.

  2. October 15th, 2009 | 9:11 pm

    Я тоже возлагаю на сиквел большие надежды – фильм обещает быть, по меньшей мере, не хуже оригинала.

  3. January 17th, 2010 | 5:20 pm

    О, да! Вторая часть уже скоро! По другому быть не может – шедевр ждет нас!

  4. November 11th, 2010 | 9:39 pm

    Давно не смотрел фильмы-ужасы, но смотрю картинки стали намного реалистичнее

Оставить комментарий